РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Дубна

описание храма | расписание богослужений | история храма | новости храма | фотогалерея

Из истории возрождения храма в Ратмино

Из истории возрождения храма в Ратмино

(Материал предоставлен Зиновьевой Л.Л.)

Андрей Романов, Газета «Московские новости», № 48, 27 ноября, 1988, Рубрика «Человек и общество»

Ситуация

«Ты же депутат, представитель Советской власти. Как же ты можешь так поступать?!» В последнее время Александр Беляев нередко слышит эти упрёки от некоторых своих коллег по городскому Совету подмосковного города Дубны.

Что же он сделал?

Излучина при слиянии двух рек. На крутом берегу небольшой православный храм.

– Церковь Похвалы Богородицы, – поясняет Беляев, – построена в 1827 году, закрыта в 1937-м.

Заброшенный храм. Верующие просят передать им его. Местные власти отказывают. «МН» не раз писали о подобных ситуациях, стараясь разобраться, какое решение отвечало бы закону, справедливости. Почти всегда оказывалось, что за права верующих некому было вступиться, кроме них самих. Именно поэтому меня так заинтересовала позиция 41-летнего Александра Беляева, младшего научного сотрудника Лаборатории вычислительной техники и автоматизации Объединённого института ядерных исследований. Ей богу, никогда до этого не слышал, чтобы депутат Совета выступал за передачу здания церкви верующим.

Пожалуй, главная историческая и культурная достопримечательность этих мест – ландшафтный заповедник «Ратминский бор». Живописное место на стрелке при впадении реки Дубны в Волгу. Располагалось здесь до революции имение князей Вяземских. В 1970-х годах бывший господский дом частью сгорел, а частью был разобран на кирпичи жителями ближайшего села.

Церковь Похвалы Богородицы сохранилась. Но в каком виде… За последние десятилетия как только не использовалось это здание: столовая, общежитие, спортзал, кинотеатр. И даже мастерская по ремонту тракторов – для них в стене сделали огромный пролом.

Этот “памятник архитектуры местного значения» и стал главным предметом забот Александра Беляева, как члена постоянной депутатской комиссии по культуре. Справедливость требует сказать, что для реставрации здания церкви многое сделали и другие люди, в частности активисты Общества охраны памятников истории и культуры. Общества охраны природы. И если я рассказываю прежде всего о Беляеве, так только потому, что меня интересует, как развивалась его позиция – человеческая и политическая позиция представителя Советской власти.

Уже не один год церковь стояла в лесах. Считалось, что идёт реставрация. Работа то двигалась, то останавливалась. Беляев добился, чтобы реставраторы в Ратмино взялись за дело всерьёз. Но если бы он ограничился писанием официальных писем на депутатских бланках и хождением по кабинетам, это дало бы не много результатов. Почти каждое воскресенье Беляев сам отправлялся помогать рестовраторам. Много раз на реставрации церкви работали группы добровольцев. А профессиональным реставраторам Беляев, бывало, возил чай в термосах, горячую картошку.

Вскоре стало ясно, что окончания наружной реставрации ждать недолго. Предстояло определить, как использовать здание. Беляев и многие другие в то время считали, что ничего лучше концертно-выставочного зала не придумаешь. Но он решил узнать мнение своих избирателей. Разработал анкету, в которой постарался учесть все мыслимые и немыслимые варианты вплоть до предположения, что «здание следует ликвидировать».

На анкету ответили 474 человека. Самыми популярными ответами на вопрос о будущем здания церкви оказались такие. «Снаружи – реставрация, внутри современный интерьер для культурных целей – 27 процентов. «Полная реставрация здания как церкви с приспособлением его для культурных целей» – 33.5 процента. «Предоставить здание Русской православной церкви» – 26.6 процента.

Беляев говорит: «Удивил и заставил глубже задуматься над ситуацией тот факт, что многие атеисты оказались сторонниками возвращения здания в распоряжение верующих». Однако по закону оно могло быть передано в пользование конкретной, официально зарегистрированной религиозной общине. Такой общины в Дубне не было.

Именно это и подчеркнула областная  газета «Ленинское знамя», когда в августе нынешнего года рассказывала о Ратмине и о мешающих делу, по словам журналистов, спорах вокруг дальнейшей судьбы церкви. И вот тут – неожиданность.

Через некоторое время «Ленинское знамя» получило и опубликовало письмо, в котором говорилось: В настоящее время мы, верующие города Дубны, создаём общину и обращаемся с просьбой об открытии действующей церкви… На 1 сентября мы собрали уже 450 подписей, но будет их значительно больше». Здесь же приводилось разъяснение представителя Дубненского горисполкома. Против регистрации общины возражений не высказывалось, а о передаче церкви верующим говорилось, что «ответ будет отрицательным». Основной причиной называлось то, что большинство дубненцев высказываются за создание в церкви концертно-выставочного зала.

Вот в этот момент Александру Беляеву и пришлось решать для себя вопросы, выходящие далеко за рамки этой частной истории. Что такое демократия: сводится ли она к защите интересов большинства или должна давать защиту и правам тех, кто в меньшинстве? И на чью сторону вставать неверующему человеку, являющемуся к тому же представителем власти?

Выбор Беляева выразился в составленном им обращении «Церковь – верующим!» Под обращением Беляев и пятнадцать его добровольных помощников собрали уже около тысячи двухсот подписей.

Приезжаю в Дубну. В зале Дома культуры – несколько десятков человек, которых пригласил Беляев. С некоторым опасением жду, не окажутся ли это лишь его сторонники. Но нет, всё по-честному.

– Как председатель горкома партии могу сообщить: наконец найдены средства на оборудование в церкви концертно-выставочного зала. Совет трудового коллектива одного из наших заводов принял решение выделить требуемую сумму.

– А зачем нам концертно-выставочный зал в церкви? У нас в городе уже есть несколько подходящих залов. Да и рядом с церковью строится профилакторий, где будет зал на 400 мест.

– У нас даже выступления знаменитых музыкантов нередко проходят при полупустых залах. А в церковь, за четыре километра от города, заведомо никто не поедет.

– Многие наверняка не стали бы подписывать обращение «Церковь – верующим!», если бы знали, что уже есть твёрдо выделенные деньги на концертно-выставочный зал.

– Сейчас, чтобы не отдавать церковь верующим, найдутся любые деньги. Хотя город никак не может купить приличный рояль. И даже Святославу Рихтеру пришлось у нас играть на безобразном инструменте.

– Для меня как для коммуниста и директора школы с идеалогической точки зрения действующая церковь будет словно нож в спину. Но всё-таки другого реального способа сохранить и использовать это здание я не вижу.

– А очередь за вином рядом с детским садом – это для вас не нож в спину… Мы решаем безнравственную проблему: что делать с вещью, которая нам не принадлежит? Церковь строилась на деньги верующих и была незаконно отобрана у них. Надо всю её привести в порядок и вернуть им в том же виде, в каком мы отняли.

–  Не забывайте, Беляев проводил анкетирование, и большинство высказывалось вовсе не за передачу верующим.

– Да, я сама высказывалась за концертный зал. Но это было в прошлом году, тогда и помыслить невозможно было, что это значит реально – передать верующим. Но это самое правильное.

– Если провести общегородской референдум, большинство будет против передачи церкви верующим.

– Не уверен. К тому же этот вопрос нельзя решать голосованием. Хоть верующих меньшинство, их права должны быть обеспечены.

– Я единственный тут представитель верующих, подавших заявление о регистрации общины. Могу сообщить, что если церковь Похвалы Богородицы будет передана нам, то для её реставрации нам обещана материальная поддержка Московской патриархии.

– Судьба ратминской церкви очень важна и для нас, неверующих. Решение должно быть таким, чтобы наши дети получили урок справедливости, терпимости, уважения чужих интересов.

Не берусь подсказывать, какое решение надо принять. Но мне ясно, что пора это сделать. На свежепобеленных стенах церкви уже выступили обширные пятна плесени. Ведь внутри – сырость, холод, разруха и разорение.

Повторяю, меня больше интересовала позиция депутата городского Совета программиста Александра Беляева. Ценно то, что в своей деятельности – государственной деятельности – он старался руководствоваться соображениями о справедливости, нравственности. И ещё: ушёл от примитивно-арифметического понимания демократии, согласно которому представитель власти должен-де быть на стороне большинства против меньшинства.

Кто-то скажет: больно мало он сделал, что такое одна церковь, да и с той ещё неясно, как обернётся. Всё это так. Но в данном случае ценны не только результаты действий, но и их движущие мотивы – новые, дотоле непривычные. Я убеждён за ними будущее.

И ещё. Когда я спрашивал знакомых Александра, почему, по их мнению, его выдвинули и избрали депутатом, то чаще всего ответ был очень короткий: «Просто он порядочный человек».

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

 

Письмо Н.Н. Боголюбова Председателю Совета по делам религий при Совете министров РСФСР т. Колесникову Л.Ф. (от 23 декабря 1988г.)*

(копия: Председателю исполнительного комитета Дубненского го-родского Совета народных депутатов т. Серкову В.А. от 26 декабря 1988 г.)

 

Глубокоуважаемый Леонид Фёдорович,

Ко мне обратилась группа жителей города Дубны с просьбой о содействии в регистрации религиозной общины при храме «Похвалы Пресвятой Богородицы» (см. приложение).

Учитывая благоприятные перемены, происходящие в отношениях между государством и церковью, а также широкую общественную поддержку идее возврата храма верующим в городе (в настоящее время – около 6500 подписей под петицией «Церковь – верующим!»), прошу положительно решить вопрос о передаче храма верующим и регистрации общины.

С глубоким уважением,
подпись Н.Н. Боголюбова

 

____________________

*Письмо составлено А. Беляевым совместно с В. Паршинцевым. На подпись Н.Н. Боголюбову письмо носил А. Беляев, а потом он же отвозил его в Москву в Совет по делам религий.

 

Приложение к письму Н.Н. Боголюбова*

Депутату Верховного Совета СССР
академику Н.Н. Боголюбову

 

Глубокоуважаемый Николай Николаевич!

К вам обращаются жители г. Дубны с просьбой оказать помощь в передаче религиозной общине православных верующих храма «Похвалы Пресвятой Богородицы» и регистрации общины.

В ноябре 1988 г. в соответствии с существующим законодательством 48 членов-учредителей  от имени религиозной общины обратились в исполнительный комитет Совета народных депутатов г. Дубны с просьбой о регистрации общины при храме «Похвалы Богородицы». Ранее, в октябре 1988 г. это заявление было поддержано обращением верующих в Совет по делам религий при Совете министров РСФСР (всего 1164 подписей).

Огромную поддержку просьбе верующих оказала общественность г. Дубны: за короткое время было собрано около 6500 подписей под петицией  «Церковь – верующим» (текст прилагается). Среди подписавших – видные учёные (такие как академики Б.М. Понтекорво и И.М. Франк, член-корр. М.Г. Мещеряков, член-корр. Д.В. Ширков и др.) рабочие и деятели культуры. Петицию пддержали целые общественные организации, такие как актив женсовета ОИЯИ, педагоги двух музыкальных школ города, комсомольское собрание Лаборатории ядерных проблем, актив ВООПИК ОИЯИ и др. Как в местной печати (газета «Дубна» №47, 48, 49, 1988 г.), так и в центральной («Московские новости», 27 ноября 1988 г.) появились сочувственные этому движению публикации.

Несмотря на столь широкую общественную поддержку, на заседании исполкома 25 ноября верующим в просьбе было отказано, причём мнение общественности и верующих по существу не было выслушано, хотя соответствующие документы, отражающие это мнение, были зарегистрированы, и в зале заседания присутствовали представители обеих групп.

Для закрепления своего решения местными властями в срочном порядке были предприняты попытки найти хозяина и средства для превращения храма в концертно-выставочный зал. Искусственность этого решения, основная цель которого, по нашему мнению, – воспрепятствовать регистрации общины, подчёркивается тем обстоятельством, что храм удалён от города более, чем на 3 км, а в городе имеются шесть концертных залов, которые не заполняются даже при выступлениях выдающихся исполнителей. По-видимому, исходя из этого же мотива, горисполком в своей официальной информации (газета «Дубна», №47, 1988) пытается создать впечатление, что численность общины верующих в городе не превышает 48 человек.

Позиция и методы принятия решений горисполкомом по вопросу передачи храма верующим подверглась резкой критике на расширенном заседании партбюро и профсоюзного комитета Лаборатории вычислительной техники и автоматизации ОИЯИ (9 декабря), как не соответствующие духу перестройки и гласности.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас обратиться с ходатайством в Совет по делам религий при Совете министров РСФСР и в Дубненский горисполком о передаче храма «Похвалы Пресвятой Богородицы» верующим и о регистрации общины.

 

____________________

* Письмо составлено А.В. Беляевым

 

 

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Дубна. Из истории возрождения храма в Ратмино

описание храма | расписание богослужений | история храма | новости храма | фотогалерея

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015
Из истории возрождения храма в Ратмино