РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Православная церковь


Благовещенский храм, с.Станки


Контактная информация

Благовещенский храм
с. Станки, Талдомский район

Настоятель
иерей Дионисий Махов
тел: 89263749358

Главный престольный праздник -
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля.,
правый предел - св.Георгий Победоносец  6 мая,
левый предел - свт.Николай Чудотворец 22 мая и 19 декабря.

13 октября день памяти мч. Матфея Соловьева, служившего псаломщиком в этом храме.

Храм великомученика Георгия Победоносца

 

История храма

 

История возникновения храма

Самое раннее упоминание о существовании этой церкви в материалах Тверского областного государственного архива Тверской духовной консистории, датируется 1796 годом.

Об этом свидетельствует прошение от 1796 года прихожан церкви в Георгиевском погосте, что на реке Хотча в котором они просили консисторию о разрешении им постройки в этом погосте вместо существующей деревянной церкви каменной.

В этом прошении указывалось, что деревянная церковь была построена в 1736 году, однако из других источников следует, что церковь в этом погосте существовала уже веком ранее.

Священник Лев Крылов в книге «Материалы для истории церкви и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда», изучая старые Дмитровские писцовые книги, отмечал, что в такой книге по новому летоисчислению – за 1627 – 1629 годы записано: «Погост на реке на Хотче, а на погосте церковь Георгия страстотерпца древена клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, строение мирское».

Как видно из документов Тверской консистории, продолжительность существования деревянной церкви в условиях Калязинского уезда в среднем составляло от 60 до 80 лет.

Из указанного выше следует, что последняя деревянная церковь в этом погосте к моменту освещения новой каменной стояла 70 лет и можно предположить, что предшествовавшая ей была построена где-то в 1670 – 1680 годы, а отмеченная в писцовой книге у Крылова – в первой трети 18 века. Следовательно, каменная церковь была в этом погосте уже четвертой.

В конце 18 века перед прихожанами встала задача о постройке нового церковного здания.

В своем прошении в марте 1796 года они писали Тверскому архиепископу о своем желании построить рядом со старой деревянной новую каменную церковь, но уже во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С одним приделом великомученика Георгия т.е. храм в погосте менял свое наименование, оставляя старое в названии придела. Новая церковь была освещена 26 ноября 1807 года протоиреем Тверского собора Иоанном Алексеевым. Старая же деревянная церковь стояла на погосте до 1812 года, когда прихожане погоста Никольского, что в сельцах Калязинского уезда просили разрешить им разобрать эту ветхую церковь и использовать при обжиге кирпича для кладки новой колокольни при действующей в погосте церкви, что им и было разрешено.

В сведениях «О прихожанах церкви» прежде всего, отмечается, что «в сельце Ермолино жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах.

В Георгиевском приходе уже в 1796 году было 191 двор и 1506 прихожан. В 1855 году в приходе было уже 2911 человек. В частности в этот приход входила деревня Ермолино. В 1862 году в ней проживало 282 жителя в Ермолино находилась усадьба и дом Ольги Михайловны Салтыковой – матери М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Интерес представляет и другая версия освящения церкви св. Георгия по данным записей Салтыковых в календарях «Месяцесловах» – истории рода Салтыковых, записанных в виде ежегодных дневников.

 

Обустройство церкви св. Георгия Салтыковыми

Деревня Ермолино, являлась одним из имений Салтыковых. Окончательно эта усадьба была обустроена в начале 1850-х годов и стала любимой резиденцией Ольги Михайловны Салтыковой, матери будущего писателя.

В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» на основе документов описывает вклад Ольги Михайловны Салтыковой в обустройство храма в д. Станки.

В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. На утро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны, был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки.

Заключительный раздел записок, в «Месяцесловах» называется «Смерть бабушки» и является единственным свидетельством в литературе о последних днях Ольги Михайловны. Записи сделаны внучкой Ольги Михайловны – Ольгой Ильиничной Зубовой.

Он начинается с описания болезни и смерти О.М. Салтыковой в доме своего сына Ильи Евграфовича в Цедилове. Шел конец 1874 г. «...бабушка захворала еще в начале сентября, а сейчас был уже конец ноября. Захворала она у себя в Фоминском, но отец съездил к ней, как только узнал о ее болезни, и со всевозможными предосторожностями привез ее к нам за шестьдесят верст. У нас все-таки легче было иметь медицинскую помощь благодаря соседству уездного города».

«Погребение бабушки должно было состояться... в селе Егорье на Хотче, там, где под приходской церковью находился склеп», т.е. в Станках, на Егорьевском погосте, в двух верстах от Ермолина, а не в родовом Салтыковском имении Спасское. Далее О.И. Зубова пишет: «Ранним морозным утром 4 декабря 1874 года поставили гроб на запряженные тройкой дроги, и печальный поезд медленно тронулся в путь... Все шестьдесят верст мы продвигались почти шагом, останавливаясь у каждой находившейся на нашем пути церкви, где служили литии... Первую ночь мы ночуем в селе Спас-Угол... На следующую ночь, накануне погребения, гроб ставят в огромный холодный Ермолинский дом, в так называемую образную комнату...».

На третий день тело Ольги Михайловны из Ермолинского дома понесли на руках к церкви св. Георгия в Станках. «После обедни и отпевания бабушку опускают в склеп, который сейчас же и начинают заделывать...»

Как видно из записей, место захоронения О.М. Салтыковой указано предельно точно: в склепе под церковью св. Георгия, или Егорьевской, в Станках.

Последний приют Ольга Михайловна Салтыкова нашла в своем любимом приделе церкви св. Георгия на Хотче. Здесь же похоронен и наследник Ермолинской усадьбы Илья Евграфович Салтыков. В декабре 1891 г. сюда же было доставлено в свинцовом гробу тело дочери Ильи Евграфовича Елены Ильиничны (в замужестве Орловой) из-за границы, где она скончалась в 1889 г. в возрасте 22 лет.

Георгиевская церковь, по-видимому, не подвергалась существенным перестройкам в течение 19 века. По сведениям от местных жителей О.М. Салтыкова была погребена внутри храма у его северной стены.

В настоящее время северный и южный приделы церкви не сохранены, об их существовании напоминают только места крепления к стенам.

 

Судьба церкви в годы Советской власти

В эпоху тотальной борьбы с церковью храму св. Георгия в Станках была уготована печальная участь.

До войны в церкви был зерносклад, затем завод по переработке молока приблизительно до 1956 года. До 1970 года в церкви находился завод по переработке кормовой муки.

Склеп находился с северной стороны в церковном приделе. Склеп вскрыли после войны, т.к. здание было бесхозное, открытое и местные парни решили вскрыть, посмотреть на барыню. Когда вскрыли, то увидели, что гроб был свинцовым, залит спиртом. Гроб забрали, а труп сбросили в склеп.

За этот вандализм виновные были осуждены в Москве.

Не найти сейчас следа и захоронений Ольги Михайловны, Ильи Евграфовича, других их родственников. Дело в том, что некогда красивый Егорьевский храм – с голубыми звездами на куполах и строения вокруг него были приспособлены под заводики, склады, мастерские. Внутри церкви были установлены отопительные котлы с оборудованием, а территория заасфальтирована вплоть до самых стен церкви, возле которых были и другие захоронения.

 

Материал по истории храма Святого Георгия на Хотче
подготовлен для сайта «Русские церкви»
учителем географии средней школы № 3 г. Талдом Московской области
Диких Натальей Александровной

 

О здании церкви

Церковь Георгиевского погоста (или Егорьевская церковь, позже – Благовещенская церковь) стоит на левом отлогом берегу реки Хотча, которая в этом месте совсем узкая. На другом, более крутом берегу, примерно в полукилометре расположена деревня Станки.

Ранее церковь играла важную роль в формировании местного пейзажа, так как ее колокольня была видна на много верст вокруг, да и старая, мощеная камнем Калязинская дорога, проходила мимо храма.

В настоящее время та важная пейзажеформирующая роль, которую церковь играла ранее, утеряна в связи с уничтожением огромной пятиярусной колокольни.

Архитектурная композиция памятника традиционна для сельских церквей, построенных в конце 18 начале 19 века.
Церковь была построена по обычной трехчастной схеме – основной объем храма, трапезная и колокольня, которые располагались на одной оси с востока на запад.

Сейчас у храма отсутствует колокольня, которая непосредственно примыкала к западной стене трапезной.
Основной объем храма, был построен по традиционной схеме «восьмерик на четверике» и завершен восьмилотковым сводом.

Помещение алтаря церкви, представлено прямоугольным объемом с трехгранной восточной частью. В южной части сохранен оконный проем, с восточной и северной стороны зияют технологические проемы, оставшиеся от времен использования здания храма в качестве производственных помещений.

Трапезная одноэтажная, прямоугольной формы вытянута вдоль продольной оси храма. Её поперечная сторона несколько шире стороны квадрата четверика.

Памятник по времени своего создания соответствует расцвету Русской классической архитектуры. Он интересно сочетает в себе мотивы классики и древнерусского кирпичного узорочья 17 века.

Декор интерьера трапезной уничтожен почти полностью, то же относится к четверику. На западной стене четверика сохранилась роспись библейского сюжета.

Однако восьмерик здания над поздним потолком сохраняет даже остатки настенной росписи. Переход от четверика к куполу осуществлен с помощью тромпов, роспись на которых сохранилась только в северо-западной части четверика.

В настоящее время утрачены завершение купола, своды трапезной, колокольня уничтожена целиком, поломаны и заложены несколько окон. В интерьере — кирпичные и бетонные перегородки, потолки.

 


 

Историческая справка о деревне Станки

На первый взгляд, кажется, что название деревни Станки возникло в советский период, но как оказалось, упоминание об этой деревне имеется в справочнике «Тверская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года».

В материалах же сайта http://alaz.moy.su/ - «Талдомские хроники» говорится: «Деревня расположилась на берегу реки Хотча, и весною вешняя вода доходила до усадеб. Да и поля заливались водою, отчего и обработка задерживалась.

В 1859 году деревня состояла из 31 двора (267 жителей). На другом берегу реки издавна располагался Георгиевский погост…

Крестьяне д. Станки занимались башмачничеством и сельским хозяйством. Скот пасли по пару и по болотам. 1868 год выдался с "божьей карой": пало пять голов мелкого скота, червь поел лен, град попортил яровые посевы. Тогда в Станках жило 235 человек».

 

Мученик Матфей (Соловьев)

Сентября 30 (13 октября)

Мученик Матфей (Соловьев)

Псаломщик Матфей Соловьев
Москва. Таганская тюрьма.
1937 год

Мученик Матфей родился 10 октября 1868 года в деревне Сенино Талдомского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ефима Соловьева. С 1889 по 1893 год он служил в городе Кронштадте в 148-ом полку в качестве младшего унтер-офицера. С 1894 по 1902 год Матфей Ефимович служил в Семеновской и Озерской волостях в полиции урядником.

После революции Матфей Соловьев поселился в деревне Сенино и занялся сельским хозяйством. В 1929 году он был избран председателем церковного совета Благовещенской церкви села Георгие-Хотча Талдомского района, а также нес послушание псаломщика в той же церкви.

На предложения безбожников отказаться от службы в храме и вступить в колхоз он отвечал категорическим отказом. Властями у храма была отнята церковная сторожка, которую переделали в пекарню. Матфей Ефимович ездил в Москву хлопотать об отмене этого решения. «Проездил даром, – сказал он в ответ одному из вопросивших о результатах этой поездки, – куда ни придешь, нигде толку не добьешься, на нас и внимания не обращают, все руководители заняты; делами занялись – троцкистов ищут».

Летом 1937 года безбожные власти начали самые беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. Всюду шли аресты духовенства и верующих, безбожники задались целью уничтожить Церковь Христову.

10 сентября 1937 года Талдомское районное отделение НКВД арестовало псаломщика Матфея Соловьева и он был заключен в камеру предварительного заключения в городе Талдоме. На следующий день состоялся допрос. Следователь, подробно расспросив о жизни и о службе в полиции, стал обвинять Матфея Ефимовича в антисоветских высказываниях, которые заключались в критике колхозной жизни, и антисоветской деятельности, которую он якобы проводил среди крестьян. Все эти ложные обвинения Матфей Ефимович категорически отверг.

– С кем вы за последнее время поддерживаете близкие связи по деревне? –
поинтересовался следователь.
– …Имел близкое отношение со священником Александром Невским, с ним я вместе служил в одной церкви, часто заходил к нему на квартиру по церковным делам.
– Какие разговоры вы вели с ним на политические темы?
– На политические темы у меня с ним разговоров не было.

16 сентября следствие было закончено. Из Талдома Матфея Ефимовича перевели в Таганскую тюрьму города Москвы. 10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Матфея к расстрелу. Председатель церковного совета псаломщик Матфей Соловьев был расстрелян 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.


Составитель священник Максим Максимов
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Дополнительный том 3»
Тверь, 2005 год, стр. 122-124. Библиография ГАРФ. Ф.

 

Видео о храме

 

Видеосюжет телеканал Дубна

 

Новости храма

6.05.16 Престольный праздник в Благовещенском храме д.Станки

6 мая 2016 года, в Светлую Пятницу в Благовещенском храме д. Станки отмечали престольный праздник святого великомученика Георгия Победоносца. Один из приделов храма освящен в честь этого славного страстотерпца, как и прежний деревянный Георгиевский храм, на месте которого усердием Ольги Михайловны Салтыковой-Щедриной, матери писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина,  был построен нынешний каменный, да и сама деревня Станки в старину именовалась "Егорий на Хотче".


30.04.16 Освящение пасхальной снеди в Благовещенском храме д.Станки

Накануне праздника Пасхи, в Великую субботу 30 апреля 2016г., в Благовещенском храме деревни Станки Талдомского района прошло освящение пасхальных куличей, яиц и пасок. Пока в этом крайне разрушенном храме богослужения ведутся только в престольные праздники. Активисты прихода еженедельно собираются на субботники по восстановлению храма и читают акафисты Божией Матери и разным святым угодникам.


18.04.16 Награждение духовенства Дубненско-Таллдомского благочиния

18 апреля 2016 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось награждение клириков Московской епархии иерархическими наградами, которых они были удостоены митрополитом Ювеналием ко дню Святой Пасхи за усердное служение.
Протоиерей Олег Соловьев – настоятель Преображенского храма села Квашенки Талдомского района награжден за усердное служение крестом с украшениями.
Иерей Дионисий Махов – клирик Михайло-Архангельского храма и настоятель сразу трех храмов в Талдомском районе, расположенных в селе Глебово, в д. Старая Хотча и в д. Станки, за усердное служение награжден наперсным крестом.
Иерей Виктор Гавриш
– клирик Иоанно-Предтеченского храма г. Дубны и настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Игумения горы Афонской» в п. Северный за усердное служение набедренником.
Духовенство и паства благочиния сердечно поздравляют честных отцов с наградами и желают доброго здравия, помощи Божией в служении и многая и благая лета.
Чиатать далее: Награждение духовенства Дубненско-Таллдомского благочиния


Восстанавливая связь времен

Благовещенский храм, служба

13 октября 2015 года в Дубненско-Талдомском благочинии прошло знаменательное событие – после более чем 70-летнего перерыва возобновились службы в старинном Благовещенском храме в деревне Станки. В период оголтелой борьбы против Церкви в нашей стране были разрушено тысячи храмов, уничтожены десятки тысяч старинных икон и росписей, приговорены к смерти за веру и по ложным обвинениям миллионы людей… Одной рукой разрушали основу российской государственности, удаляя из сознания людей связь времен, связь с корнями, без которых невозможно развитие нации и народа, другой же рукой, наверное, левой, пытались построить новую систему, привить новую идеологию, и все мы знаем, что из этого получилось… Читать далее: "Восстанавливая связь времен".


14.07.15 Визит благочинного в храмы Дубненско-Талдомского округа

В соответствии с циркуляром №3934 от 29.08.2013 г. благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков в сопровождении помощника благочинного по Талдомскому району священника Владимира Федорова 14 июля с.г. посетил храмы в деревнях Старая Хотча и Станки, где ознакомился с ходом восстановительных работ. Настоятель храмов Дионисий Махов рассказал и показал, что удалось сделать из внутренних и внешних работ по зданиям храмов. В Воскресенском храме в деревне Старая Хотча за прошедший период удалось многое сделать. Прежде всего, провели срочную работу по ремонту стропильной системы летнего храма, покрыли крышу рубероидом. Сделали временные окна ... Весь текст статьи "Визит благочинного в храмы Дубненско-Талдомского округа".


Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015