Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Протоиерей Виталий Шумилов, настоятель Храма Смоленской иконы Божией Матери г.Дубна

История храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Дубне
(1907 – 1947)

Первоначально Смоленский храм находился в селе Подберезье Корчевского уезда, Тверской губернии, ныне Подберезье – это ул. Кирова в г. Дубне.

В 1891 году в Корчевском уезде распространилась холера, начался мор среди людей и падёж скота, спасаясь от этой напасти, жители уезда обратились к заступничеству Божией Матери. В Преображенском храме г. Корчевы находилась чудотворная икона, именуемая Смоленская. Вероятно, духовенство и миряне прошли с этой иконой Крестным ходом по деревням, а может, состоялся всенародный, «соборный» молебен перед иконой в самом храме. Как бы то ни было, но мор прекратился, и благодарные жители деревни Подберезье захотели поставить у себя часовню во имя Смоленской иконы Божией Матери, о чем и писали Тверскому архиерею. Но скоро решили, что часовни недостаточно, надо строить храм. Инициаторами этого благого начинания были Ефим Андреевич Зернов и Константин Егорович Куликов. В 1906 году жители Подберезья составили прошение на имя архиепископа Тверского и Кашинского Алексия (Опоцкого). Архиерей постройку храма благословил, и 4 августа 1907 года из Преображенской церкви г. Корчевы в Подберезье двинулся Крестный ход с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, богомольцы прошли тогда около 25 километров. Чин основания и закладку храма по благословению владыки Алексия совершил на следующий день 5 августа священник Иоанн Иоаннович Лебедев настоятель Преображенской церкви г. Корчевы. [1].

Корчева=Спасо-Преображенский собор=обр-надпись

Корчева=Спасо-Преображенский собор=обр-надпись

Зерновы АЕ и ПА и 5 из 8 детей-Валентина-Анна-Константин-Мария-Елена=обр

Зерновы АЕ и ПА и 5 из 8 детей-Валентина-Анна-Константин-Мария-Елена=обр

История храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Дубне. Смоленский храм 1937г

Смоленский храм=1937г=обр-надпись

Смоленский Храм=рис В Куликова=11 авг 1934г=легк=открытка

Смоленский Храм=рис В Куликова=11 авг 1934г=легк=открытка

Опись имущества Смоленской церк=Ведомость=19-10-1920г

Опись имущества Смоленской церк=Ведомость=19-10-1920г

История храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Дубне. Смоленский храм 1937г

Сперанские ГрСерг и СерафМакс с дочерью=надпись

 

Место расположения бывшего Смоленского храма

Место расположения бывшего Смоленского храма

 

Старшая из сестер Зерновых Валентина Акимовна рассказывала, как ее дедушка Зернов Ефим Андреевич (1850-1921) вспоминал о начале строительства храма: на деревенском сходе решили собирать деньги на храм «в кружку». Но выяснилось, что денег собрали недостаточно, и тогда Ефим Андреевич сказал: «Раз дали обет - будем строить. На свои…».
Зернов имел 3-х сыновей. Они держали сапожную мастерскую с наемными мастерами, их капитала было достаточно, чтобы финансировать возведение Смоленского храма. Строительством непосредственно руководил сам Ефим Андреевич, а средний сын Зернов Аким Ефимович (1882-1924) помогал в этом деле, был его правой рукой [2].

В Кимрском муниципальном архиве сохранились некоторые документы, касающиеся истории Смоленской церкви. Самый ранний документ датируется 19 октября 1920 года. Это «Опись вновь сооруженного Храма во имя Смоленской Божией Матери при деревне Подберезье, Ларцевской волости, Кимрского уезда, Тверской Епархии». Опись эта составлена каллиграфическим почерком собственноручно первым настоятелем храма протоиереем Александром Васильевичем Чекаловым. Его фамилию, отчество и церковный сан мы впервые узнаем из этой самой описи. До этого местные жители вспоминали только то, что священника звали отцом Александром.

Нет надобности цитировать весь документ (6 страниц), приведем только самые важные сведения. Начинается Опись разделом под названием «Ведомость о Церкви».

  1. «Церковь зданием каменная с таковою же колокольнею, крыта железом, одноглавая с четырьмя малыми по углам главами и с водруженными на них крестами.Построена тщанием и усердием гражданами дер. Подберезья с гражданином Е. А. Зерновым во главе. Заложена в 1907 году, постройкой закончена в 1915 году, внутри отштукатурена и выкрашена в бледно-голубой цвет.
  2. Престол в ней один, предположен освящением в честь Смоленской Божией Матери.
  3. Церковной земли пока при ней нет.
  4. Церковных домов для помещения Причта и других каких-либо строений при Храме никаких нет».

Этот документ подтверждает, что Смоленский храм действительно был заложен в 1907 году, а также дает нам точную дату окончания строительства – 1915 год. Восемь лет потребовалось, чтобы возвести церковь, по-видимому, средств было недостаточно, и строительство продвигалось медленно. Упоминаемый в Тверских епархиальных ведомостях как ктитор Константин Егорович Куликов в этом документе не упоминается, по каким-то причинам его участие ограничилось начальной стадией строительства.

Обращает на себя внимание фраза: «Престол в ней один, предположен освящением в честь Смоленской Божией Матери», из которой следует, что до 1920 года (скорее всего и после) церковь архиерейским чином не освящалась.

Далее в Описи упоминается колокольня. «Колоколов на колокольне количеством шесть. Главный колокол весом 125 пуд., остальные колокола от 12-ти до 2-х пуд. Каждый. Колокола приобретены с разрешения Советской власти в 1920 году в Москве из Учетно-Организационного Отдела» [3].
125 пудов – это 2 тонны! По воспоминаниям правнучек Е. А. Зернова этот самый колокол придавил чуть не до смерти одну из активисток снятия колоколов, и эта трагедия, увы, не единственная в истории разорения и разрушения храма.

По воспоминаниям сестер Зерновых «события после революции не принесли семье счастья. Отнимают только что построенный новый в два этажа дом, а дети взрослеют, их 8 человек. Расстреливают стеклянный зеркальный шар, укрепленный на коньке нового дома – нечего тут выставляться, богачи какие. А вот еще картина, запечатленная навсегда: забирают как у зажиточных крестьян их работника-кормильца – вороного молодого коня. Деденька (Ефим Андреевич) плачет, очень горько. А потом в 1921 году эпидемия тифа уносит деденьку Ефима Андреевича и бабеньку Дарью Руфовну, заботливую и трудолюбивую» [4]. В 1924 году умирает от воспаления легких Аким Ефимович. Зерновых хоронят в специально отведенном для их семьи месте – у южной стены Смоленского храма. Обратите внимание: «деденька», «бабенька» - какие нежные трогательные отношения были в семье Зерновых!

В 1915 году, когда открылся Смоленский храм, о. Александру Чекалову исполнилось 58 лет, а в 1925 году, когда он, в имеющихся у нас документах, упоминается в последний раз, было уже 68 лет. Судя по всему, о. Александр служил до закрытия церкви в 1929 году. А потом, может по возрасту (восьмой десяток), может под давлением власти, а может просто потому, что служить стало негде, покидает Подберезье. По слухам, он уехал к родне в г. Талдом.

Итак, Смоленскую церковь впервые закрыли в 1929 году. В сведениях «О всех религиозных объединениях и молитвенных зданиях» предоставленных Кимрским РИКом в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК на 1 марта 1930 года под номером 17 значится: «Подберезская – нет свящ. В цер. лежат семена. Ключи у председ. колхоз – население просит открыть. Имущ. – в порядке» [5].

Этот документ весьма интересен, он наглядно представляет картину гонений на Церковь в 1929 году. Всего по стране было закрыто 1119 храмов, а в Кимрском районе из 36 уцелевших к этому году церквей было закрыто еще 20. Власти проводили компанию по сбору подписей с требованиями закрыть храмы. Однако народ во многих селах собирал подписи за открытие храмов.

В статье И.В.Сталина «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения», напечатанной газете «Правда» № 60 от 2 марта 1930 года, «разъяснялось», что надо несколько умерить революционный пыл в борьбе с пережитками прошлого. В частности Сталин пишет: «Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, «революционерах», которые дело организации артели начинают со снятия с церквей колоколов. Снять колокола, - подумаешь какая ррреволюционность!» После разъяснения Вождя, некоторые храмы начали открываться, однако служителей культа катастрофически не хватало. Тем не менее, Подберезской общине удалось разыскать священника, который с октября 1929 года оставался без должности, это был иерей Григорий Сперанский 1879 г.р. С 4 мая 1930 года о. Григорий начал исполнять обязанности священника, а община тем временем готовила документы для перерегистрации.

К сожалению, священник Григорий Сперанский прослужил в Смоленской церкви всего несколько месяцев, уже в январе 1931 года он возвращается в Покровский собор, а затем служит в вознесенской церкви г. Кимры. 14 ноября 1937 года о. Григорий был арестован, статья 58.10. УК РСФСР от 1926 года (за антисоветскую агитацию и пропаганду). Тройкой УНКВД по Калининской области 27 ноября 1937 года приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Умер в заключении 4 августа 1939 года. Реабилитирован 19 октября 1989 года. [6].

Возможно, что с 1930 по 1937 годы перед прихожанами Смоленской церкви промелькнули как в калейдоскопе несколько различных священнослужителей. Подтверждением тому появление в апреле 1932 года некоего иеромонаха Анфима. Долго ли, коротко ли он служил – никаких данных нет, в архиве сохранилась только его «Анкета», из которой мы узнаем, что родился Анфим Федорович Череватенко в 1869 году и прибыл в Подберезье с Украины [7].

Начиная с 1929 года, Смоленская церковь закрывалась и открывалась несколько раз, главным образом из-за отсутствия священника. Датой окончательного закрытия храма и его разорения считают 1937 год. Одна женщина сообщила (со слов матери), что ее, несомненно, крестили в Смоленской церкви в 1937 году, в котором она и родилась. Значит, в начале 1937 года церковь еще какое-то время действовала. Но дальнейшие события походили на ночной кошмар. Комсомольцы крушили в храме все подряд, распилили и выбросили иконостас, резные киоты, престол и всю церковную утварь. Перед храмом развели огромный костер и жгли в нем все, что горит.

По воспоминаниям Валентины Федоровны Смолиной: «на ее глазах один из мужиков рубил топором красное бархатное Евангелие с золотым крестом (упоминается в описи 1920 года, – авт.). «Эта картина так и стоит в моих глазах, – говорит она. Иконы срывали, рубили, верующие уносили их и прятали по сараям, чердакам. И вот таким образом спаслась самая красивая и большая икона Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрия, в честь которой и назван храм» [8]. Однако икона эта, к великому сожалению,  до сих пор не обнаружена, не нашлось желающих вернуть ее в новую Смоленскую церковь, а может, она вообще не сохранилась?

Очередное вразумление жителям Подберезья пришло с неожиданной стороны. В храме после погрома устроили клуб и решили показать кинофильм. Аппарат поставили в алтаре, а экран повесили на западную стену на месте входа. Но с началом сеанса произошла заминка – пропало электричество. Народ начал волноваться, затем волнение переросло в панику, люди в темноте кинулись к выходу, а там экран. Много людей пострадало в результате элементарного нарушения техники безопасности, однако власти решили, что «церковники» это специально подстроили. Старосту Павла Емельяновича Тайнова и еще двух человек арестовали и увезли в район, однако вскоре выпустили, не найдя состава преступления. Об этом случае поведала автору этих строк дочь старосты Тайнова Вера Павловна.

Теперь расскажем о разрушении храма и о пострадавшей при этом женщине. Я буквально процитирую воспоминания одного нашего прихожанина, написанные в конспективной форме на половинке тетрадного листа в клеточку (орфография и пунктуация сохранены):

 «1 апреля примерно 1946-47 году. 9-10 часов утра нас как разно-рабочих цеха № 25 мастером Офицеровым были посланы на работу в Церковь по уборке кирпича с пола.

  1. Логинова М. И.
  2. Соловьева Валентина
  3. Калуцкая Антонина.

Вовремя уборки кирпича тогда работы проводились на верху другими лицами. Откуда и послышался шум треск и начали падать плиты перекрытия, в это время мы все разбежались в разные стороны, а Калуцкая не успела и попала подплиты, вскоре ей была оказана помощ, но Калуцкая была уже (мертва). Затем вызвали с/помощ и милицию где и выяснили состояние Калуцкой и увезли ее.

После велось следствия в Городе Кимрах. Куда нас вызвали как свидетелей.
Суд состоялся в Дубне. Офицерову присудили 6 месяцев по 25% с вычитом из заработной платы. Как за нарушение правил техники безопасности.

Священник отец Александр до закрытия церкви проживал на квартире у Гороховой Татьяны.

Председатель пос/совета был Смирнов» [9].

Очевидно, что данный документ – это не «предания старины глубокой», а по всем признакам рассказ очевидца, даже «свидетеля по делу».

Дубненский краевед И.Б. Даченков в своей книге «Откуда есть пошла Дубна» упоминает еще об одном трагическом эпизоде: «…Хотели получить цельные кирпичи, но они крошились. А в один из дней сорвался огромный кусок и убил двоих рабочих, парня и девушку, пришедших после обеда рушить церковь» [10]. Скорее всего, речь идет об одном и том же несчастном случае, однако до конца прояснить ситуацию в данный момент нет возможности.

Сегодня на месте бывшего Смоленского храма – пустырь, попытки найти фундамент храма не увенчались успехом, его видимо разобрали без остатка. Обнаружены были только несколько фрагментов бутового фундамента, скорее всего, это ворота церковной ограды. Следов кладбища не осталось, хотя еще лет 30 назад были видны холмики. На протяжение последних десяти лет Смоленский приход неоднократно обращался в Администрацию города с просьбой выделить эту землю под строительство нового храма, чтобы святое место не было попираемо и оскверняемо. Окончательного отказа нет, но и положительно этот вопрос до сих пор не решается.

 

 

Настоятель Смоленского храма г. Дубны протоиерей Виталий Шумилов


  1. Тверские епархиальные ведомости за 1907 год, №19, с.612. 
  2. Воспоминания сестер Зерновых, машинопись, 2008, (архив автора).
  3. Кимрский муниципальный архив (КМА) Ф.16, оп.1, ед.хр.23, л.33-36
  4. Воспоминания сестер Зерновых, машинопись, 2008, (архив автора).
  5. КМА Ф.16, оп.1, ед.хр.68, л.27
  6. Коркунов В.И. Это было, было…, Тверь, «Марина», 2008, с. 67.
  7. КМА Ф.16, оп.1, ед.хр.68, л.62
  8. Даченков И.Б. Откуда есть пошла Дубна, Дубна, 2006, с. 142.
  9. Архив автора.
  10. Даченков И.Б. Откуда есть пошла Дубна, Дубна, 2006, с. 145.

http://www.4turista.ru/content/korcheva-zatoplennyi-gorod-video
"Затопленный город в Московском море" видео

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021