Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

О новомученниках Дубненско-Талдомского благочиния

Собор новомучеников и исповедников Российских

 

2000-летие Рождества Христова для человечества – время подведения итогов. Что могут принести люди в дар Богомладенцу Христу, какими достижениями похвалиться? В области экономической? Но здесь полная неуверенность в завтрашнем дне. В области государственного, политического и социального устройства общества? Но все модели общества являются постоянным источником конфликтов и среди социальных групп, и между государствами.
Какой же итог двухтысячелетнего христианского бытия человечества может подвести мир? Единственный и бесспорный итог — это святые, воплотившие своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства. Россия… только за одно последнее столетие явила миру сонм святых, соразмерный всей предшествующей истории христианства, — мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Русская Православная Церковь на примере святых своих мучеников дала образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира.


Игумен Дамаскин (Орловский)

 

Сохранение в памяти народа своей собственной истории есть осознанная необходимость. Вся наша письменная история и ее источниковая база есть не что иное, как устное народное предание, более или менее точно записанное впоследствии. Празднование памяти святых есть одно из главных проявлений этого стремления увековечить славный подвиг народа или отдельных его представителей. При утрате народного предания, одних государственных актов оказывается недостаточно для написания истории народа.

В феврале 1917 года, во время Первой мировой войны, очень тяжелой для Российской империи, либеральной аристократической верхушкой был осуществлен государственный переворот – свергнут с престола законный Император Российский Николай Александрович Романов. Власть перешла к Временному правительству, единогласно поддержанному Священным Синодом, а нашу Родину охватила смута. В октябре 1917 года в результате политической манипуляции власть перешла в руки партии большевиков. Одной из жертв этого переворота стала Церковь в лице ее представителей – священства и мирян. Первой жертвой среди священства стал первенствующий старейший член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Киевский и Галицкий Владимир, злодейски убитый 25 января 1918 года в Киево-Печерской Лавре деморализированными солдатами.
Всероссийским Церковным Собором 1917-1918 годов было установлено совершать память новомучеников и исповедников Российских в первое воскресенье после 25 января/ 7 февраля н. ст. При советской власти это установление соблюдалось негласно – в тайных молитвах у Престола Божия, а после падения богоборческого режима скорбное торжество Русской Голгофы стало совершаться открыто.

Некоторые новомученики и исповедники, принявшие свою мученическую смерть от богоборческой власти, были прославлены Русской Православной церковью зарубежом (РПЦЗ, до 2007 года) и Русской Православной Церковью в России как местно чтимые святые. А в 2000 году, на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было совершено прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, в числе которых оказывался весь сонм, как известных на тот момент, так и неизвестных пока миру мучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений.
Комиссия по канонизации, на основе изучения архивных материалов и документов, пополняет печальный и одновременно славный список жертв всё новыми и новыми именами. Сейчас в Собор новомучеников и исповедников Российских включено более тысячи имен. Сколько тысяч остались безвестными — Бог ведает Сам, и воздает им за верность в Царстве Небесном.

2-4 февраля 2011 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был принят очень важный документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Епископ Саратовский и Вольский Лонгин прокомменировал это событие: “Наверное, каждый сознательный православный христианин понимает, сколь многим мы обязаны нашим новомученикам: не только Церковь, но и весь наш народ обязаны им своим свободным существованием. Однако сегодня мы видим, что почитание новомучеников в нашем народе далеко не соответствует тому, каким оно должно быть. Никто не оспаривает величие их подвига, и в то же время святые новомученики и исповедники далеко не так известны нашему народу и не так почитаемы, как, скажем, блаженная Матрона Московская; для очень многих церковных людей их жития не служат источником вдохновения в христианской жизни в той мере, как это могло бы быть.
Меры, предложенные Собором, призваны ликвидировать этот неестественный перекос церковного сознания, актуализировать память церковного народа, обратить ее к тому примеру, который подали всем нам исповедники веры — примеру стойкости, верности Христу и Его Церкви. В определении Собора говорится и о богослужебных, литургических формах почитания памяти новомучеников, и о возведении новых храмов, часовен в их честь, и о намерении Церкви инициировать создание художественных произведений об их подвиге...”

С 1930 года в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне Ратмино) и до его закрытия служил священник Михаил Иванович Абрамов. После революции 1917 года он, как нелояльный к новой власти элемент, неоднократно арестовывался и подвергался репрессиям. В 1937 году, попав в самую жестокую волну репрессий, он был оклеветан, арестован и в очередной раз отправлен в тюрьму. Оперативный приказ НКВД СССР от 31.07.1937 г. номер 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов требовал следствие проводить быстро и в упрощенном порядке. Приговоры выносились заочно, то есть без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения». Так было и на деле: арестован отец Михаил был 13 ноября в день своего рождения, 21 ноября в день тезоименитства было вынесено решение «тройки» о расстреле, и 29 ноября приговор был приведен в исполнение. Отец Михаил принял мученическую смерть предположительно в главной областной тюрьме НКВД – в г. Твери, погребен в безвестной могиле.

В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его память мы празднуем в день его мученической кончины – 29 ноября, и в день памяти Новомучеников и исповедников Российских.
К сожалению, до сих пор у нас нет ни фотографии нашего священномученника, ни даже его словесного портрета, чтобы была написана подобающая святому икона. Надеемся, с Божией помощью, со временем будет открыто больше, и объявятся родственники или наши земляки, которые смогут дополнить сухие строки архивных документов того времени. Просим откликнуться родственников, людей, которые могут что-то дополнить или сообщить о протоиерее Михаиле Ивановиче Абрамове или его родственниках, по контактным телефонам: в Дубне 8-(496)-219-943-79 или 985- 386-1052, или по адресу электронной почты: barbaris@jinr.ru.

В.А.Баранов
Н.И.Баранова

 

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021