РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Библиотека

Работы отца Александра Любимова - настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна

Беседа с готовящимися принять Святое Крещение

Христианская жизнь - это обычная человеческая жизнь. У каждого она своя - работа или учеба, семья, свои интересы и цели. Другой жизни у нас нет, только той жизнью, которую даёт нам Бог, мы и можем жить. В каком звании кто призван (к вере), братия, в том каждый и оставайся перед Богом, - говорит апостол Павел (1Кор. 7, 20). Но внутреннее содержание жизни меняется, когда человек раскаивается в своих грехах и обретает веру. Крещение есть обещание Богу доброй совести, - говорит в своем послании святой апостол Петр (1Пет. 3,21). Т. е меняется не что-то внешнее, а внутреннее состояние совести у человека. Говоря современным языком, он делает нравственный выбор. Только тогда ему действительно открывается путь к Богу. Человек оживает духовно.

Казалось бы, это тоже просто: раскаяться в грехах, и жить в заповедях Божиих. Но если мы действительно попробуем понять, что стоит за словами о доброй совести перед Богом, то столкнёмся с вещами необъяснимыми и странными. Оказывается, что ни у кого из нас, людей, живущих на земле, нет доброй совести перед Богом. Более того, об этом никто, как правило, и не задумывается. А если попробовать принудить себя задуматься, то человек сразу чувствует, что делать этого ему совсем не хочется. В самом деле, что думать, когда и так понятно, что никакой доброй совести перед Богом у нас нет. Обычно человек и живет с этим, рассуждая примерно так: чего мне надо? Все так живут, и я проживу.

Состояние это в христианской традиции называется состоянием падения. И находимся мы в нём совсем не случайно. С падения началась история человека на земле. Человек пал, и в результате своего грехопадения лишился Рая. Обычно повествование Библии о грехопадении человека мы склонны принимать как красивую древнюю притчу. Однако это совсем не притча, и не сказка, а реальное описание мира, причем не только древнего, но и современного мира, т. е. нас. Речь идёт о том, что именно мы отпали от Бога, и выгнаны из Рая.

Описание это вполне соответствует реальности. Как было сказано древнему Адаму: в тот день, в который ты вкусишь от этого дерева, смертью умрешь (Быт.2:17), так и мы подвержены страданию и смерти. Действительно: мы как бы отлучены от Бога, и совсем Его не знаем. Некоторые даже говорят, что Его не существует. Знаем мы лишь свои страсти, и живём по ним. Славянское слово «страсть» переводится на русский как страдание. Поэтому живя по своим страстям, мы обречены на страдание и смерть. Однако состояние человека таково, что он этого как бы не замечает. Все мы подвержены страданию и знаем, что умрем, но никто в это не верит. Живем мы на земле, как будто мы бессмертны, а страдание и смерть воспринимаем как нечто странное. Каждый раз мы поражаемся и ужасаемся, когда они настигают кого-нибудь из нас. На самом деле это и есть состояние смерти: когда человек живет, и не замечает, что жизни он лишен.

Именно на такую земную жизнь был обречен выгнанный из Рая Адам. В тот день, в который он вкусил от дерева познания добра и зла, согласно определению Божию, он умер. Однако, согласно Библии, Адам жил на земле ещё очень много лет. Факт этот может показаться странным и противоречивым, а то и просто ошибкой Священного Писания. Однако оказывается, что на самом деле это вполне воспринимаемая человеком истина. Например, на уроках литературы даже в самые атеистические времена мы "проходили", что под мертвыми душами Гоголь подразумевал души помещиков и чиновников, торгующих ими. И это действительно так. "Ныла душа моя, когда я видел, как много тут же, среди самой жизни, безответных, мертвых обитателей, страшных недвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца», — писал Гоголь. "Будьте не мертвые, а живые души," — написал он в своем духовном завещании.

Вообще в русской классической литературе эта мысль встречается весьма часто. Можно вспомнить произведения Достоевского, например, "Записки из мертвого дома". Или роман Толстого "Воскресение" (мысль романа заключается в том, что главный герой воскрес посередине своей жизни, когда в нем проснулась совесть). А вот как заканчивается рассказ Толстого "Холстомер": "Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились. А как уже двадцать лет всем в великую тягость было его ходившее по свету мертвое тело, так и уборка этого тела в землю было только лишним затруднением для людей. Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он был в тягость, но все-таки мертвые, хоронящие мертвых, нашли нужным одеть это, тотчас же загнившее, пухлое тело в хороший мундир, в хорошие сапоги, уложить в новый хороший гроб, с новыми кисточками на четырех углах, потом положить этот новый гроб в другой, свинцовый, и свезти его в Москву и там раскопать давнишние людские кости и именно туда спрятать это гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах и засыпать все землею".

Также и согласно Библии человек может жить на земле, будучи мертв. В Псалтири это состояние названо тенью смертной. Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом (Пс. 106, 10). Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет, - пророчествует о Христе Исаия (Матф.4:16). В Священном Писании Нового Завета Христос со всей определенностью называет людей, не родившихся от воды и Духа, мертвыми. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, — говорит Он в (Матф. 8, 22). Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос, - пишет Апостол Павел в своем послании к Ефесянам (5, 14).

Как, однако, человек может восстать от смертного сна и родиться от воды и Духа? Вот диалог Иисуса с Никодимом, одним из начальников иудейских, который тайно пришел к Нему ночью, чтобы спросить Его о спасении.

Между фарисеями был некто именем Никодим, один из начальников Иудейских.

Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше...

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоанн. 3, 2-10)

Родиться от воды и Духа - значит раскаяться в своих грехах, креститься, и блюсти все, что Христос заповедал нам. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф. 28, 19,20)

О традиции Церкви

Всё, что мы обретаем в традиции Церкви, служит для того, чтобы мы могли позаботиться о своей душе, и идти путем веры. Если в огороде не работать, то в нём будут расти одни сорняки. Чтобы земля дала свой плод, надо трудиться, - пропалывать, поливать, удобрять, рыхлить почву. Точно так обстоит дело и с душой. Каким бы хорошим и даже верующим не был человек, если он не позаботится о своей душе, то ничего, кроме сорняков, в его внутреннем "огороде" не вырастет. Сорняки растут сами и быстро, а для того, чтобы вырастить настоящий плод, который действительно напитает душу, нужно трудиться до самой осени в поте лица.

Труд этот состоит в первую очередь в том, чтобы составить себе определенное понятие о христианском учении. Иначе верить невозможно. Как я могу верить, не зная сам, во что? Поэтому традиция Церкви всегда предлагала человеку подготовить себя к святому крещению. В древности эта подготовка состояла из т. н. огласительных бесед. Говоря современным языком, готовящиеся к крещению учились на курсах, и чтобы быть допущенными к святому крещению даже сдавали экзамен.Вера от слышания, а слышание от слова Божия, - говорит Апостол (Рим. 10, 17). Невозможно верить в то, о чем мы не слышали, не читали, и вообще не имеем никакого представления. Далеко не всем нужно углубляться в изощренные богословские тонкости, но основы христианского учения, очевидно, должен ясно представлять себе каждый человек, называющий себя Православным (то есть правильно славящим Бога, грамотным) - и всю жизнь, по мере сил, поучаться Слову Божию, чтобы питать им свою душу.

Церковь освящает понятие о посте, особенно Великий Пост, который обычно так и называют "Святой четыредесятницей". Однако в понятие поста входит не только воздержание в пище. Не менее важным является его духовный смысл. Во время поста Церковь предлагает нам как бы остановиться в своей жизни, и подумать о себе. Воздержаться надо не только от мяса. Не менее важно  воздержаться в эти дни от лишней суеты и развлечений, чтобы иметь возможность помолиться Богу, осмыслить свои проблемы, может быть, исправить то, что нуждается в исправлении. Венцом этого духовного труда является исповедь, и причастие Святых Таин. Таинства Церкви мы называем животворящими. В них даётся человеческой душе жизнь. Речь идет о том, чтобы вернуть себе Рай, - жизнь, которую мы потеряли в результате своего грехопадения. Но даже если посмотреть на традицию Церкви лишь с земной точки зрения, она оказывается той психологической поддержкой, которая совершенно необходима для человека. Все мы, верующие люди, регулярно исповедуемся и причащаемся святых таин. Это означает, что человек имеет возможность жить как бы с открытыми глазами. Он привыкает открывать своё сердце Богу, и в этом сохранять искренность перед Ним. Он знает свои слабости, и видит внутренние проблемы, причем может увидеть их тогда, когда они еще только зарождаются, и их легко исправить. При этом он может посоветоваться с духовником, и избежать таким путём многих зол и ошибок. Неверующий же человек, к сожалению, свои внутренние проблемы замечает чаще всего лишь тогда, когда исправить что либо бывает очень трудно, или вообще невозможно, а посоветоваться ему нередко бывает просто не с кем.

Зло всегда приходит как бы само. Достаточно человеку расслабиться и поплыть по течению, как он и сам начинает впадать во многое зло, и внешнее зло начинает его одолевать. Хорошему же можно только научиться, и достигнуть внимательной жизнью и трудом. Поэтому человеку, который искренне хочет отойти от зла, надлежит многому научиться, и внимательно относиться к тому, что происходит в его душе. Сам по себе падший человек не может понимать ничего духовного. Поэтому возможность жить по вере открывается нам только в традиции Церкви.

В первую очередь это относится к молитве.  Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными, говоритапостол Павел (Рим. 8, 26).  Поэтому в Церкви мы молимся по определенному уставу, т.е. читаем боговдохновенные молитвословия, тексты Священного Писания и Писания Святых Отцов. Так же и дома мы молимся по молитвослову (сборнику молитв). Если человек со вниманием сердечным молиться именно этими святыми молитвами, то он становится причастным к тем молитвам, которыми молились Святые. Тогда сердце у него постепенно как бы оттаивает, и он начинает понимать, с какими мыслями и чувствами можно обратиться к Богу.

О Священном Писании

Письменный Закон (Священное Писание) дано было человечеству не сразу. После того, как человек нарушил в Раю волю Бога, мало-помалу стало возрастать зло, и воцарилась смерть. Нигде не стало Богопочитания, а повсюду было неведение Бога (авва Дорофей). Священное Писание стало необходимо именно потому, что мы совсем отпали от Бога. "И у нас нет другого пути выйти из этого невежества, - говорит великий учитель Церкви Иоанн Златоуст, - кроме как со вниманием и усердием изучать данное нам Слово Божие."

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - это очень сложная и большая книга. Он содержит в себе всю историю мира, от самого его сотворения, до Христа. В него входит много достаточно сложных и разных по содержанию книг. Это исторические, законоучительные, пророческие книги, и другие. Основным смыслом Ветхого Завета является пророчество о Христе. Духовный смысл этих пророчеств открывается только в Новом Завете. Поэтому начинать читать Священное Писание обычно бывает более разумно с Нового Завета, понимание которого насущно необходимо для каждого христианина.

Евангелие - это книга, в которой описаны события, от рождения Христа до Его вознесения на Небо.  Греческое слово Евангелие означает благовестие: благая весть о спасении. Существует четыре канонических (то есть принятых Церковью как истинные) Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Четыре евангелиста описали события так, как каждый из них видел и знал, независимо друг от друга. Кроме четырех Евангелий, в Новый Завет входят еще книги Деяний и Посланий Апостолов и Апокалипсис. В книге Деяний автор одного из Евангелий, Лука, описывает последующие после Вознесения события: сошествие на Апостолов Святого Духа в пятидесятницу (это событие вспоминается Церковью на 50-й день после пасхи, в праздник, который называется Троица) и распространение Апостолами веры в распятого и воскресшего Христа по всему миру. Более других в деле проповеди потрудился святой Апостол Павел. Его послания новообразованным христианским Церквам составляют большую часть книги Апостольских Посланий.

О Таинствах Церкви

Внутренняя жизнь Церкви таинственна. Она далеко не совпадает с её внешней историей, показывающей нам толь ко факты бытия Церкви в условиях общественно-политической жизни этого мира. Истинная же её жизнь есть таинственное действие Христа в Своей Церкви. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви", говорит апостол Павел (Еф. 5, 32).  Апостолов он понимает как домостроителей Таин Божиих: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор. 4, 1).

Со временем в жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства получил преимущественное наименование таинств. Таким образом, таинство есть священнодействие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию - духовное преображение и возрождение человека.

Власть совершать таинства дал Апостолам Сам Христос, явившись им после Своего Воскресения из мертвых. Вот как говорит об этом евангелист Иоанн: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Иоан. 20, 19,23).

Впоследствии Апостолы, устрояя Церковь по всему миру, передали эту власть, через рукоположение и молитву, последующим епископам, и так по непрерывной цепочке она преемственно перешла и к современным епископам и священникам. Поэтому сама по себе благодать священства, - это тоже таинство. Наше спасение в Церкви строится хотя и через людей - епископов, священников, диаконов, - но не ими самими, а Господом, действующим через них.  Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает (Ин. 13, 20), - говорит Христос.

Крещение - это тоже таинство. Его совершение заповедано Самим Христом: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15). В таинстве святого Крещения человеку прощаются его грехи, и он рождается от воды и Духа, как сказал Христос в беседе с Никодимом. Т. е. ему даётся как бы принципиальная возможность идти путём христианской жизни и наследовать Рай. К таинству Крещения в Православной Церкви присоединяется таинство Миропомазания. В нём даётся дар Святого Духа, Который просвещает человека, и даёт ему силу для хранения заповедей Божиих.

Благодатное действие Таинств зависит от нашей искренности и веры. Если сердце человека закрыто для Бога, то, приступая к таинствам, он не получит от них ничего. Недостойное принятие таинств может повлечь за собой не спасение, а погибель человека. Особенно это относится к таинству Тела и Крови Христовых или, как его еще называют, - Святому Причастию.

Христос дал это Таинство Своей Церкви для того, чтобы мы не только помнили Его, но и имели в себе жизнь, которую дает Он. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Иоанн. 6, 51). Самая важная служба в Церкви, которая называется литургией, есть воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил это таинство.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается (Лк. 22, 14-22).

Причащение Святых Таин заповедано Самим Христом всем кто верит в Него: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоанн. 6, 53). Оно является испытанием нашей совести и веры: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней, - говорит апостол Павел. - Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11, 27-30). Поэтому приступать к Причастию можно только подготовившись к этому таинству. Перед причащением принято исповедоваться.

О Царствии Божием

Христос пришел на землю проповедуя Царствие Божие. Принимая наше покаяние в своих грехах, Он  дарует нам веру.

Верующий в Христа человек через святое крещение рождается духовно, и становится членом Его Церкви. Следуя Его заповедям, он постигает великое таинство спасения. В святых Таинствах Церкви он обретает жизнь, которую дает Христос, и становится наследником Царствия Божия.

 

Составил: протоиерей Александр Любимов

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015