РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Библиотека

О новомученниках Дубненско-Талдомского благочиния

Священномученик Михаил Абрамов протоиерей

01.11.1885 – 29.11.1937. Память 16/29 ноября.

 

Священномученик Михаил Абрамов протоиерей

В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, в результате которого в стране стало действовать коммунистическое правительство. Сразу после своего прихода к власти коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную войну с религией. Самый страшный удар кровавых гонений обрушился на Русскую православную церковь. Но в результате борьбы коммунистической власти с Православной церковью в России просиял целый сонм новых подвижников и исповедников, который по своей численности превысил число святых, прославленных за всю историю христианства. Имена святых новомучеников XX века бесконечно дороги для сердца русского православного человека, ведь именно эти люди сумели сохранить и передать нам самое ценное сокровище – православную веру.

Отрадно сознавать, что такие святые просияли и на нашей дубненской земле. В храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино явил свой подвиг исповедничества священномученик протоиерей Михаил Абрамов. К сожалению, немного сведений о священномученике Михаиле дошло до нас. Нет ни его фотографии, ни каких-либо воспоминаний родственников. Однако сухие строки архивных документов того времени передают нам удивительный портрет этого замечательного священника.

Михаил Иванович Абрамов родился 14 ноября 1885г. в деревне Роговая, Дурновской волости, Пронского уезда, Рязанской губернии в крестьянской семье. В 12 лет, 1897г. он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901г. по 2-му разряду. Сохранившееся свидетельство об окончании Скопинского духовного училища характеризует Михаила Абрамова как усердного и прилежного ученика. Например, в свидетельстве значится, что по русскому, церковно-славянскому, греческому и латинскому языкам Михаил Абрамов за годы учебы обнаружил «очень хорошие» знания.

После духовного училища Михаил Абрамов поступил в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой в 1907 году был назначен в церковь Покрова Божией Матери г. Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно-приходской школе. А через год указом правящего архиерея Михаил Абрамов был определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священника. Михаил Иванович Абрамов принял священнический сан в 23 года.

Заметим, что до революции 1917 года священниками становились в основном люди из того же духовного сословия, священство, можно сказать, передавалось из поколения в поколение. Тот факт, что Михаил Абрамов, будучи выходцем из крестьянской семьи, стал священником, может свидетельствовать и о его больших способностях к образованию, и о личном, осознанном желании посвятить себя служению Богу, и о глубокой вере родителей будущего священномученика.

Вот выписка из Клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова от 1912 года: «Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. В семействе у него жена – Евдокия Андреевна, 21 лет, родилась 20.07.1890. Сын – Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909». Матушка Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском епархиальном женском училище. Об отце Михаиле говорится так: «поведения отлично хорошего. По службе исполнительный и усердный. К благоустройству прихода и церкви относится с полным вниманием и усердием. Во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорит проповеди».

В 1912 году отец Михаил был переведен в Николаевскую церковь села Мостья Ряжского уезда Рязанской епархии, где он также законоучительствовал в церковно-приходской школе.

За усердную службу в марте 1913 года он награжден набедренником, а в феврале 1914 г. отца Михаила переводят в Тульскую епархию в село Богослово Епифанского уезда.

В мае 1916 г. за особые труды (устройство яслей для детей) по обстоятельствам военного времени Епархиальным Начальством священник отмечен наградой.Как свидетельствует запись в Клировой Ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года, в семействе у отца Михаила на тот момент было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид – «род. 1913 г. Августа 8-го дня». Священник Михаил и члены его семьи снова отмечены положительной характеристикой: поведения «отлично-хорошего», «честнаго».

После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям: он был лишен избирательных прав, на его семью были возложены непомерные налоги.Однако о. Михаил продолжал свое священническое служение. Он прослужил в условиях этого тяжелого времени еще 11 лет до своего первого ареста.

В 1928 году он был арестован и осужден на 1 год по статье 72 УК: «Религиозная контрреволюция, сопротивление конфискации церковных ценностей, религиозная пропаганда, обучение детей в религиозном духе». Обратим внимание на то, что священномученика обвинили и осудили за ту самую деятельность, которую он, как видим из его жития, считал очень важной: воспитание детей в духе православной веры. За заботу о духовном развитии детей отец Михаил был награжден Церковью, за эту же заботу советская власть отправила батюшку отбывать наказание в Тульский исправительный дом с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг.
С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов определяется священником храма Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Городище, что на Дубенском устье.

В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений».

В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице. Но прослужил о. Михаил после ссылки недолго, всего через полгода на священномученика вновь завели уголовное дело, которое решено было завершить быстро и в упрощенном порядке.

В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича. Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке». Дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года.

13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест в доме №14 деревни Ратмино, где о. Михаил проживал вместе с матушкой. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли только паспорт.Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.

Первый и последний допрос состоялся на следующий день — 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила. Вел допрос и заполнял протокол сержант госбезопасности. Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный к Советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».

Следователь нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены 19 и 20 ноября, а 21 ноября, в день тезоименитства батюшки (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), уже было подписано обвинительное заключение: «АБРАМОВ, вернувшись из ссылки в 1937 году, враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза – внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа Троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».

Трудно поверить, чтобы добрый батюшка призывал свою паству к контрреволюционному мятежу или восхвалял троцкистов – самых нетерпимых к религии большевиков, мечтавших о мировой революции. Но уничтожение священнослужителей было делом государственной важности, и тройка УНКВД Калининской области 27 ноября постановила: Абрамова Михаила Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ.

Постановление было приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г. Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.

В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил причислить протоиерея Михаил Абрамова к лику святых с установлением дня памяти в день его мученической кончины 29 ноября и в день памяти Собора новомучеников и исповедников российских.

Так у нашего храма Похвалы Пресвятой Богородицы появился еще один святой покровитель и заступник, который, подобно святым древней Церкви, своей кровью проповедал Христа, мученической кончиной засвидетельствовал свою веру в его победу над грехом, ложью и смертью.

Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Составили: Елена Венедиктова и Вячеслав Пелевин

Ссылка на ресурс

 

 

Матушка Евдокия - супруга священномученика Михаила Абрамова

1890 – 1956

 

Священномученик Михаил Абрамов был женат на Головиной Евдокии Андреевне, имел двух сыновей – Владимира (09.10.1909) и Леонида (08.08.1913). Отец Михаил служил в Ратминском храме семь лет – с 1930 по 1937 год. В 1937 году был арестован и расстрелян.  На юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000 году протоиерей Михаил Абрамов был причислен к лику новомучеников и исповедников российских. Его память празднуется в день его мученической смерти, 29 ноября. В этот день в храме Похвалы Богородицы всегда совершается богослужение.

Евдокия Андреевна Абрамова, урожденная Головина, родилась 20.07.1890 в Рязанской губернии. Точное место ее рождения пока не известно. Евдокия Андреевна воспитывалась в церковной семье, была дочерью священника Андрея Головина. В 1907 году окончила курс Рязанского епархиального женского училища. В 1908 г. Евдокия Андреевна вышла замуж за псаломщика церкви Покрова Божией Матери г. Пронска Михаила Ивановича Абрамова, только что окончившего Рязанскую семинарию. В том же году указом правящего архиерея – епископа Рязанского и Зарайского, псаломщик Михаил Иванович Абрамов был определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа рукоположен в священника. Бракосочетание Михаила Ивановича и Евдокии Андреевны совершилось незадолго до этой даты.

После расстрела мужа в 1937 году матушка Евдокия осталась жить в деревне Ратмино, а затем в Дубне. О ее судьбе до последнего времени было мало что известно, но благодаря усердию Владимира и Надежды Барановых, сохранились некоторые факты из жизни супруги священномученика Михаила и его сыновей. Также совсем недавно была обнаружена и могила матушки Евдокии.

Где найти слова, чтобы описать, что пришлось пережить супруге, сыновьям и членам семьи священно-мученика? Были слухи, неизвестность, надежда, отчаяние и безысходность. Ведь никто из них не знал, что о. Михаила уже нет в живых. Кроме того, пришлось пережить и унижение, и презрение: «жена попа, врага народа». Кто-то относился к матушке с сочувствием, кто-то старался поддержать, были и другие…

В 1941 году был призван на войну старший сын Владимир. В декабре того же года он погиб под Москвой. Известно, что у него было двое детей – сын и дочь (по другим источникам воспоминаний, двое сыновей, которые служили в Морфлоте). Супруга его, Денисова Елена Ивановна 1900 г.р., проживала с детьми в Москве, работала учителем начальных классов до 1959 года. Далее следы этой семьи теряются.

Младший сын Леонид, еще до начала войны окончив Горный институт, в марте 1937 года направляется на оловянные прииски на Крайний Север – в Якутию. От призыва на войну была «бронь», т.к. разработка оловянных приисков было делом государственной важности: олово шло на производство танков. Имел государственные награды: Орден «Красная Звезда» (1945 г.) и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.) За заслуги в развитии горнодобывающей промышленности в 1964 г. ему присвоено звание «Заслуженный горняк Якутской АССР».

Вспоминает его дочь Т.Л. Абрамова: «…Папа был замечательным человеком со всех сторон жизни. …Для меня не было человека роднее и ближе.…Папу всегда направляли на вновь открытое месторождение. Как только он все налаживал, его опять переводили начинать все с нуля.…В 1938 году папа был самый молодой (24 года) главный инженер прииска во всем Управлении, и это при том, что произошло в те годы с его отцом! И еще. Занимая руководящие должности на олово- и золотодобывающих предприятиях, его так и не уговорили, не заставили вступить в члены КПСС! Беспартийный руководитель в те годы, и такая карьера!»

С 1959 года проживал в Дубне с женой и дочерью, продолжая работать на Крайнем Севере до пенсии (1970). Скончался в 1971 году в Дубне от острого приступа, похоронен на старом Дубненском кладбище. К сожалению, за могилой никто не ухаживает, т.к. его супруга, дочь и внук переехали на постоянное жительство в г. Ригу в начале 90-х.

По свидетельству М.Г. Абдурахмановой, к 1947 году матушка Евдокия проживала в частном доме одна в поселке Ново-Иваньково (ныне ул. Мичурина), имела корову и нехитрое хозяйство.Скончалась матушка довольно не старой, вероятно, от болезни. Случилось это ранней весной 1954 или 1956 года. Похоронена была на старом кладбище Подберезья, что ныне за храмом Смоленской иконы Божией Матери.

Долгое время поиски могилы были безуспешными, но в мае 2013 года могила была указана Т.В. Мельниковой. Могила матушки на момент обретения была запущена. По всей видимости, с 1971 года (год кончины сына Леонида) за ней никто не ухаживал – заросла сиренью, крест и табличка проржавели, ничего нельзя было прочесть.

По благословению благочинного, настоятеля храма Похвалы Пресвятой Богородице протоиерея Владислава, могила приведена в порядок, поправлена и покрашена ограда, поновлен крест и табличка.

 

Статья составлена на основе архивных материалов, личного архива семьи Т.Л. Абрамовой и ее воспоминаний, а также воспоминаний М.Г. Абдурахмановой, Н.А. Нечипуренко, Т.В. Мельниковой и др. старожилов. Фотография (ксерокопия) Е.А. Абрамовой с сыном прислана Т.Л. Абрамовой

 

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015