РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Библиотека

Протоиерей Виталий Шумилов, настоятель Храма Смоленской иконы Божией Матери г.Дубна

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество БМ=1313-1314г=Ц Иоакима и Анны-Студеница

В Библии в книге Бытия описано грехопадение Адама и Евы, а также изгнание их из рая. Господь, видя искреннее, хотя и позднее раскаяние прародителей, утешает их обетованием, что некогда «семя жены сотрет главу змея» (Быт. 3:15). Но возникает вопрос: почему «семя жены», а не мужа? Мы хорошо помним, что в библейской традиции, в том числе новозаветной, родословие ведется по мужской линии: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…», а тут – «семя жены»? Все становится понятным, если под «семенем жены» подразумевать «безсеменнаго зачатия рождество несказанное», т.е. Господа Иисуса Христа, Который хоть и родился от жены, но без семени мужеского – от Духа Святого, сверхъестественно.

А Пресвятая Дева Мария была зачата и родилась совершенно естественным образом, хотя без чудес Божиих и здесь не обошлось. В Евангелии мы не найдем ни слова о Рождестве Богородицы, о Введении Ее во Храм или о Успении. Откуда же мы знаем достаточно подробно об этих событиях, откуда столько деталей описано в богослужебных текстах, изображено на иконах, мозаиках и фресках? Если ответить кратко – из Священного Предания. А если подробнее – из апокрифических текстов, которые не противоречили Св. Преданию, и Церковь посчитала их целиком или частично назидательными. Речь идет о «Протоевангелии Иакова», «Евангелии Псевдо-Матфея» и некоторых других апокрифах. В данный момент нас интересуют события, связанные с рождением Девы Марии. Вот что говорит об этом Св. Предание.

Родители Пресвятой Девы происходили из царского и священнического родов, и это глубоко символично, поскольку Церковь раскрывает нам учение об одновременном царском и первосвященническом служении Господа Иисуса Христа. Праведный Иоаким был потомком царя Давида, а праведная Анна была из рода Ааронова (приходилась родной сестрой прав. Елисавете, матери Иоанна Крестителя).

Родители Девы Марии жили в галилейском городе Назарете, они были людьми весьма богатыми, хотя жили скромно. Господь благословил праведников достатком, они имели стада коз и овец, которые пасли наемные пастухи. Иоаким и Анна не удовлетворились жертвой десятины (10-й части доходов) на содержание Храма, они делили свои доходы на три части: одну раздавали нуждающимся, вторую – на Храм, и только третью часть оставляли себе. Святая чета часто приходила на праздники в Иерусалим, они даже имели там свой дом, а часть стад Иоакима паслась вблизи святого града. Все было бы хорошо, если б они имели детей, но Господь послал им тяжелое испытание: прожив 50 лет в браке, они так и остались бездетными. В то время бездетность в Израиле считалась не только наказанием Божиим, но и обличением тайных грехов. В глазах соседей и всех, кто их знал, Иоаким и Анна выглядели как лицемеры: с виду праведники, а на самом деле последние грешники – Сам Господь обличает их. Они и сами о себе думали, что грешнее всех людей, и через это испытание достигли совершенства в смирении и терпении.

Джотто=Изгнание Иоакима=1304-06=Cappella Scrovegni=PaduaОднажды Иоаким принес жертву в Храм, но первосвященник Иссахар не принял ее, решив, наверное, что довольно осквернять святой жертвенник дарами нераскаянных грешников. А некто Рувим воскликнул: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Опозоренный таким образом перед всем народом Иоаким бросился бежать и скрылся в Иудейской пустыне, где в то время паслись его стада. Он затворился в пастушеском шатре и решил, что не будет ни есть, ни пить, пока не умолит Господа даровать ему желанное чадо.

Тем временем до Анны дошли слухи о происшедшем в Храме, но никто не мог сказать ей, куда исчез Иоаким. Прошло уже много дней, но Иоаким не появлялся. Самые страшные мысли приходили в голову Анны: мало того, что она бездетна и опозорена, а теперь и вовсе вдовой осталась. Но вот наступил большой праздник, и служанка Анны Иудифь сказала ей: «Настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать». Анна послушала служанку, оделась в лучшие одежды и пошла гулять в сад. О том, что было дальше, так повествует «Протоевангелие Иакова»: «…гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним, и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака. И, подняв глаза к небу, увидела на лавре гнездо воробья и стала плакать, говоря: горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израилевых, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо и земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи. Благовестие Иоакиму и Анне=11в=моз нартекса=Дафни И предстал перед ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей: ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире… И пришли два вестника и сказали ей: муж твой Иоаким идет со своими стадами, ибо ангел Господень явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».И только вышла Анна из ворот Иерусалима, которые называют Золотыми, как встретила Иоакима, и не было предела их радости.

Джотто=Встреча у Золотых ворот=1304-06=Cappella Scrovegni=Padua Иоаким тут же отправляется в Храм принести Богу благодарственную жертву, и первосвященник Иссахар, который тем временем получил откровение от Господа, принял жертву Иоакима без прекословия.

Праздник Зачатия прав. Анною Пресвятой Богородицы отмечается 22 декабря за 9 месяцев до Рождества Богородицы. На иконе этого праздника изображены праведные Иоаким и Анна в тот момент, когда они встретились у Золотых ворот. На иконах не принято изображать обнимающихся мужчину и женщину, но в данном случае этот факт не только не скрывается, но наоборот – подчеркивается. Более того, на некоторых иконах Иоаким и Анна изображены на фоне супружеского ложа, а Золотые ворота оказываются на третьем плане. Эта пикантная подробность имеет глубокий догматический и полемический смысл. Зачатие прав Анны=Средняя Русь=к XVI в

В католической церкви в средние века появилось искаженное учение о «непорочном зачатии Девы Марии», которое вызвало споры, длившиеся на протяжении нескольких столетий. Некоторые видные католические богословы договорились до того, что Дева Мария рождена была, как и Христос Спаситель, не обычным образом, но Божиим наитием. Позднее латинская схоластика нашла компромиссное толкование непорочного зачатия как некоей исключительной «привилегии», которая освобождала Деву Марию от последствий первородного греха в счет будущей искупительной Жертвы Ее Сына. Наконец, папа Пии IX единолично провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии в своем постановлении «Неизреченный Бог» от 8 декабря 1854 года. Сегодня этот догмат облечен католиками в заумную словесную формулу, а в средние века большинство христиан его воспринимали буквально: непорочно – значит сверхъестественно, значит «безсеменно».  Православная Церковь с этим новым лжеучением никак не могла и не может согласиться, ни в какой трактовке. Отсюда и протест, выраженный языком иконы.

Рождество Пресвятой Богородицы=Икона XVI века=Новг=ГРМЭта полемика продолжается и в иконографии праздника Рождества Богородицы, которая изобилует многими бытовыми подробностями.Праведная Анна изображается лежащей в изнеможении на одре, иногда ее поддерживает служанка, младенца омывает в купели кормилица, другие служанки стоят у одра, кто с опахалом, кто подает сосуд с водой, кто с пищей. Праведный Иоаким изображен в другом помещении, это намек на то, что роды принимаются в женской половине дома, куда мужчинам входить не полагается. На заднем плане мы можем видеть стену святого града Иерусалима, в котором, между прочим, до наших дней сохранился дом Иоакима и Анны, он находится недалеко от Львиных ворот. Место рождения Девы Марии=Дом Иоакима и Анны в Иерусалиме Место, где по Преданию родилась Дева Мария отмечено мозаичным крестом на полу, оно находится довольно глубоко относительно современного уровня улицы, что свидетельствует в пользу его археологической достоверности.

Золотые ворота в прежнем виде не сохранились, но на их месте крестоносцы в XII веке возвели новые с красивым романским декором. Султан Сулейман Великолепный в 1541 году приказал их заложить, чтобы не исполнилось иудейское пророчество о мессии, который должен войти через них в Иерусалим. Золотые ворота сегодня=фотоДля верности Сулейман устроил мусульманское кладбище на подступах к воротам, поскольку для иудеев пройти сквозь кладбище иноверцев считается осквернением. Некоторые иудеи считают, что султан стал невольным исполнителем пророчества Иезекииля о «вратах затворенных», которыми мессия пройдет, не смотря ни на что (Иез 44:2). Но на самом деле мессия давным-давно пришел и прошел через эти самые ворота в торжественный день, который отмечается христианами как Вход Господень в Иерусалим.

На этом можно закончить рассказ о Рождестве Пресвятой Богородицы, но в заключение мне хотелось бы напомнить, что Куликовская битва произошла ровно 630 лет назад Утро на Куликовом поле=А Бубновкак раз в праздник Рождества Богородицы, это особый знаменательный день в истории России.Не пора ли подумать, чтобы этому празднику (подобно 4 ноября – Дню народного единства) предать особый церковно-гражданский статус? На моей памяти сколько-нибудь значительное празднование победы на Куликовом поле отмечалось 21 сентября 1980 года в день 600-летия исторической битвы, но тогда это никак не связывалось с праздником Рождества Богородицы и Ее заступничеством за Святую Русь. Неужели в следующий раз достойное этого события празднование состоится только в 2080 году?

 

Протоиерей Виталий Шумилов

 

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015