В августе этого года я служил воскресную литургию в Смоленском храме. По ходу службы надо несколько раз оборачиваться к народу и благословлять его. Тут мое внимание привлекло знакомое женское лицо, и до конца службы не покидала мысль: она это или не она? Когда я совершил отпуст, и люди начали подходить к кресту, сомнения мои развеялись окончательно – передо мной стояла народная артистка РСФСР Екатерина Васильева, талант которой я давно заметил и почитаю.
На время съемок, которые проходили в Дубне и ее окрестностях, Екатерина Сергеевна стала прихожанкой нашего храма. Поначалу ей наши богомольцы проходу не давали, но потом привыкли, старались особо не докучать.
В течение месяца мы несколько раз с ней встречались, удалось даже спокойно побеседовать. В свое время я слышал, что она будто бы бросила театр и ушла в монастырь. С этого вопроса я и начал беседу. Оказалось, что это обычная «утка» безграмотных в духовных вопросах журналистов. С кем-то из них она поделилась своими планами совершить паломническую поездку в Толгский монастырь дней на десять, и вот что из этого вышло! Даже в Википедии написано об этом «уходе в монастырь», как об экстравагантном поступке артистки.
Беседуя с Екатериной Сергеевной, мы выяснили, что наш город, наш приход и меня лично связывают с ней некие духовные нити. Когда в беседе помянули действительно любимый Васильевой Толгский монастырь, я показал ей нашу храмовую святыню – Толгскую иконку Божией Матери, подписанную рукой св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Смоленский храм расположен, как известно, на улице Макаренко, а знаменитый педагог приходится актрисе Васильевой двоюродным дедушкой. Вот что Екатерина Сергеевна рассказала в одном интервью: «Антон Семенович Макаренко – родной брат моего деда. Дед был белогвардейским офицером, и они с бабушкой должны были уехать из страны. Но во время страшной давки при эвакуации, потеряли друг друга. Бабушка к тому времени уже была беременна моей мамой. Антон Семенович помогал бабушке, а когда родилась мама, то он занялся ее воспитанием. Многие удивляются, как он мог возвращать к нормальной жизни беспризорников, которые тогда были не чета нашим, современным. Настоящие убийцы! Только любовь способна их преобразить. По-видимому, у Антона Семеновича ее было сполна. Его родители были религиозными людьми. И он, несомненно, впитал Православную Веру с молоком матери. Потому что только Верой можно перевоспитать таких людей… И Господь хранил его. Вы только представьте, работать в учреждении, подчиненном ГПУ, и не быть членом партии! Как такое возможно? В те-то времена!»
Далее (отслеживаем «нити»), духовный отец Екатерины Сергеевны, известный московский священник Владимир Волгин, был близким другом нашего покойного протоиерея Виктора Паршинцева и не раз бывал в Дубне. В связи с этим мне вспомнился один забавный случай, не совсем по теме, но стоящий того, чтобы его не забыть. Отец Виктор праздновал свое 60-летие в Ратмино в «узком кругу». Среди приглашенных были два больших начальника из администрации города, о. Владимир Волгин, ваш покорный слуга и Алексей – сын о. Виктора. Юбиляр представил городским начальникам о. Владимира по-простому: «Это отец Владимир, он служит ПРОТИВ КРЕМЛЯ…» И тут в воздухе повисло напряженное молчание, «государевы люди» не знали, как реагировать на эти слова, а о. Виктор даже не заметил их двусмысленности. Положение спас Алексей, он пояснил: «дело в том, что храм о. Владимира находится на Софийской набережной, как раз НАПРОТИВ КРЕМЛЯ». После этого уточнения все дружно рассмеялись.
Как известно, дыма без огня не бывает, «уход» Васильевой все-таки был, хотя и не совсем в монастырь. Она так вспоминает о периоде своего обращения к вере: «Году в 87-м. К тому моменту я созрела, чтобы оставить театр. Положила Олегу Ефремову заявление на стол. Он не подписал, стал уговаривать. Но перед двухмесячными гастролями МХАТа в Японию я все-таки ушла, чем вызвала волну недоумения. Кто же от таких поездок добровольно отказывается?! В ту пору зарубежные гастроли служили серьезным подспорьем для семейного бюджета. Но я не думала об этом. Представила, как надолго оставляю 14-летнего сына, и испугалась навеки его потерять. Возраст-то опасный. Слава Богу, что тогда не уехала! Потом, в 93-м году, батюшка благословил на окончательный уход со сцены и из кино. Совсем перестала играть».
И занялась… восстановлением храма Софии Премудрости Божией (что «против Кремля»), где ее всем приходом выбрали на должность казначея. Народная артистка должна была выполнять представительские функции в среде депутатов, чиновников и бизнесменов. У нее это не плохо получалось, судя по тому, как храм сегодня выглядит снаружи и внутри – все по высшему разряду!
Сына своего Екатерина Сергеевна в пучине 1990-х не потеряла, совсем даже наоборот – он окончил духовную семинарию и академию, стал уважаемым в Москве священником – отцом Димитрием Рощиным (фамилия по второму мужу известному драматургу Рощину). К слову заметим, что первым ее мужем был знаменитый режиссер Сергей Соловьев (х/ф «Асса» и др.). Так в жизни бывает, для Васильевой сын стал «отцом»! И она его, - это сразу видно, - глубоко уважает как священника и как второго духовного отца.
На праздник Преображения прямо во время службы у нас в храме «заплакала» Смоленская икона Божией Матери. Слышу из алтаря: в храме какое-то непонятное движение, - подобное бывает на праздники, когда много народа и от духоты кому-то станет плохо, - но на сей раз причина была в другом. Люди еле дотерпели до конца литургии, а потом бросились ко мне: «Батюшка, вы видели – настоящее чудо»! Я подошел посмотреть, и действительно – чудо, не знаю, как еще назвать?! Прямо из обоих глаз Богородицы и из обоих глаз младенца текут «слезы» буквально в три ручья, видно, что свежие! Спрашивают, чтобы это значило, а я что – кудесник? «Не знаю, - говорю, - может, о грехах наших икона плачет, может, предупреждение какое, поживем – увидим. Покаяние в любом случае нам не помешает». Екатерина Сергеевна (она была при этом) звонит сыну, мол, у нас тут чудо! Однако отец Димитрий не склонен к экзальтации: «Да, - говорит, - бывает». Его реакция это не черствое безразличие, а духовная трезвость в духе святых отцов: настоящее чудо – это увидеть свои грехи, как песок морской, и встать на путь покаяния, а остальное уже не важно.
В 2000 году Екатерина Сергеевна снялась в мелодраме Олега Янковского
«Приходи на меня посмотреть». Она сыграла Софью Ивановну - парализованную старушку, которая проживает вместе со своей дочерью, старой девой Татьяной. Эта скромная роль неожиданно стала самой звездной ролью Екатерины Васильевой. После бесконечной пальбы 1990-х, наконец-то, вышел на экраны нормальный человеческий фильм, в лучших традициях советского кинематографа. Прекрасно сыграли свои роли Ирина Купченко и Олег Янковский. Это было триумфальное возвращение Екатерины Васильевой. Фильм по сути христианский, и с тех пор популярность артистки в православной среде необыкновенно возросла. Екатерина Сергеевна признавалась мне, что ни за одну свою роль она не слышала столько благодарности от самых разных людей. Странно, хотя и объяснимо, что этот фильм не показывают ни в кинотеатрах, ни по телевидению, даже в магазинах он практически не встречается.
Актриса так объясняет свое возвращение: «В каждом случае есть свое идейное оправдание. Янковский позвонил: «Только сразу не посылай меня...» Он знает, какой я раньше была матерщинницей. Согласилась, потому что мне очень понравилась идея - фильм о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России». Интересны мысли Екатерины Васильевой о ювенальной юстиции, но это уже другая болезненная для нее тема.
А в заключение я хочу пригласить читателей «Встречи» на творческий вечер любимой актрисы, который состоится в рамках фестиваля «Серебряная псалтирь» 5 ноября в 17.00 в ДК «Октябрь», это будет понедельник, но день выходной. Она выступит в 1-м отделении концерта «Служение Отечеству», а во 2-м отделении будет представлено песенное и поэтическое творчество священнослужителей (прот. Геннадий Ульянич, прот. Андрей Логвинов и др.).
Тем, кто собирается на встречу с актрисой и не видел фильма «Приходи на меня посмотреть», рекомендую его в первую очередь. Найти фильм в Интернете не проблема: ссылка
И последнее, я спросил Екатерину Сергеевну, какие роли она считает наиболее удачными и какие фильмы с ее участием она рекомендовала бы посмотреть. Вот список из нескольких фильмов, это малая часть огромной фильмографии актрисы.
- Черная молния (2009)
- Я вернусь (сериал) (2009), роль: Лиля Шварц, подруга бабушки
- Васильевский остров (сериал) (2009), роль: Зинаида Ивановна Титова
- Мой осенний блюз (ТВ) (2008), роль: Антонина Сергеевна
- Лера (2007), роль: Мария Петровна
- Приходи на меня посмотреть (2000), роль: Софья
- Кто, если не мы (1998), роль: мама на родительском собрании
- Королева Марго (сериал) (1996), роль: Екатерина Медичи
- Мигранты (1991)
- Визит дамы (ТВ) (1989), роль: Клара Цаханасьян
- Штаны (1988)
- Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (ТВ) (1981), роль: тетя Полли
- Экипаж (1979), роль: Анюта, жена Тимченко
- Обыкновенное чудо (ТВ) (1978), роль: Эмилия
- Двадцать дней без войны (1976), роль: Рубцова
- Не болит голова у дятла (1975), роль: Татьяна Петровна
- О тех, кого помню и люблю (1973)
- Бумбараш (ТВ) (1971), роль: атаманша Сонька
- Возвращение «Святого Луки» (1970), роль: Полина
- Вас вызывает Таймыр (ТВ) (1970), роль: дежурная.
Протоиерей Виталий Шумилов,
настоятель Смоленского храма,
30.10.2012