Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Новости

17.12.14 XII городские Рождественские образовательные чтения

 

 

17 декабря в конференц-зале Дома учителя состоялось закрытие XII городских Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси».

В мероприятии приняли участие благочинный Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков, заместитель начальник управления народного образования администрации г. Дубны Г.В. Сушенцова, духовенство храмов г. Дубны, руководители и заместители образовательных учреждений, учителя дубненских школ, творческий дуэт Галины Пуховой и Михаила Приходько.

Гостем Дубненских городских Рождественских образовательных чтений стал диакон Илья Кокин, кандидат богословия, кандидат культурологии, член Союза писателей Москвы, преподаватель авторского курса «Основы религиозной культуры», а также автор стихов к мультфильмам «Князь Владимир», «Истории Ветхого Завета», консультант проектов телеканала «Радость моя».

Благочинный Дубненско-Талдомского округа поблагодарил всех участников чтений за большую совместную работу и выразил надежду на продолжение сотрудничества. Протоиерей Владислав вручил благодарственные грамоты благочиния за активное сотрудничество в деле духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование интереса к отечественной истории и православной культуре, приобщение к национальным российским и общечеловеческим ценностям, и в связи с XII городскими Рождественскими образовательными чтениями учителям истории и обществознания.

Грамоты получили: Марина Николаевна Иванова (школа №7), Татьяна Николаевна Кузнецова (школа №9), Валентина Алексеевна Лапушкина (лицей № 6), Лариса Михайловна Федорова (гимназия № 11).

В своих докладах педагоги города делились друг с другом опытом своей работы. Учитель истории и обществознания школы №1 Т.В. Окунева рассказала о реализации курса Основы православной культуры в рамках внеурочнaой деятельности 1-5 классов.

Учитель искусства из школы №7 Л.А. Рябкова рассказала о древнерусских монастырях, источниках просвещения и письменности, памятниках древнерусского зодчества и искусства.

Учитель начальных классов школы №9 О.В. Ермолаева поделилась опытом, как достигнуть результата в духовном развитии школьника. В этом сложном процессе важную роль играет системный подход, и для учителя важно начать эту работу как можно раньше.

Большой интерес вызвал доклад диакона Ильи Кокина о своем новом учебном курсе «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», который был написан при поддержке детского семейного телеканала «Радость моя» и телерадиокомпании «Мироздание».

Это пособие включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и видеоматериалы. Над этим проектом автор трудился больше года. Программа и пособия к ней получились очень интересными.

Автор в процессе открытого урока показал новые методики преподавания, новые виды заданий, и самое главное, продемонстрировал, как многие сложные темы православного вероучения могут быть преподаны детям ярким, живым языком со множеством историй, притч, научно-популярных статей, иллюстраций из отечественной иконописи и живописи, раскрыты в произведениях прозы и поэзии.

Все присутствовавшие отметили своевременность и необходимость этой дисциплины в наших школах. По наблюдениям учителей, дети очень охотно откликаются на все, что связано с православием и с Христом. Многие учителя из Дубны приобрели это пособие, и его элементы уже в скором времени, возможно, появятся на уроках и литературы, истории, обществознания, светской этики и основ православной культуры, мировой художественной культуры и даже географии.

Например, в теме Рождество Христово приводится дополнительно статья о том, когда начали отсчитывать годы от Рождества Христова. Оказывается, это летоисчисление вошло в обиход достаточно поздно, с VI века, когда римский монах Дионисий Малый предложил вести счет лет не от сотворения мира, а от предполагаемого года рождения в мир Спасителя. Дионисий произвел астрономические вычисления и определил, что на дворе – 525 год от Рождества Христова. В VIII-IX веках это летоисчисление было установлено во всех христианских странах. Получается, что новый 2015 год будет своеобразным юбилеем – 1490 лет со времени установления в мире летоисчисления от Рождества Христова.

Подробнее о городских Рождественских образовательных чтениях можно будет прочитать в январском номере газеты «Православная встреча».

 

Елена Злобина

24.12.2014

 

 

Новое произведение от одного из авторов «Историй Ветхого Завета» и «Дорога к Храму»!

Учебное пособие представляет собой систематизированное и адаптированное изложение Святого Евангелия. Предназначено для детей среднего школьного возраста, но при этом наверняка будет интересно широкому кругу читателей. Может использоваться в воскресных и общеобразовательных школах, станет прекрасным подспорьем для самостоятельного изучения Святого Писания.

Автор – диакон Илья Кокин, кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей Москвы, рассказывает о библейских событиях лаконично, убедительно и интересно, аналогии с днем сегодняшним помогают глубже понять связь времен. Пособие содержит много комментариев, автор заранее угадывает, какие темы потребуют дополнительных разъяснений, отвечает на вопросы, которые могут возникнуть в процессе чтения. После каждого урока читатели найдут раздел с дополнительным чтением, в котором размещены евангельские и богослужебные тексты (последние приводятся на церковнославянском и русском языках), отрывки святоотеческих творений, стихи и художественная проза.

Пособие проиллюстрировано шедеврами иконописи и живописи, это и учебник, и художественная галерея под одной обложкой. Издание выдержано в лучших традициях отечественного книгопечатания и займет достойное место не только в учебной, но и домашней библиотеке.

Курс состоит из 33 уроков и делится на 4 раздела. Первые 3 раздела посвящены евангельской истории, а 4-й – учению Спасителя. В каждой из книг размещено по 2 раздела, в первой – «Бог стал Человеком» и «Евангельские чудеса», во второй – «Смерть и Воскресение» и «Учение Господа Иисуса Христа».

Рабочая тетрадь (в 2-х частях) – как часть авторского курса «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» – предназначена для закрепления полученных знаний о Священном Писании. Наряду с традиционными формами опроса содержит множество оригинальных заданий, специально разработанных автором для данного пособия. Многие задания способствуют наработке навыков коллективного творчества. Использование рабочей тетради на занятиях в воскресных и общеобразовательных школах позволит существенно разнообразить формы повторения материала, сделает процесс обучения ярким, запоминающимся, насыщенно эмоциональным.

Учебное пособие допущено к распространению Издательским советом и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендовано Кафедрой общей педагогики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

 

 

XII городские Рождественские образовательные чтения

В ноябре-декабре прошлого года в Дубне прошли XII городские Рождественские образовательные чтения, посвященных теме «Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси». Газета «Встреча» уже подробно рассказала об этом событии. Нам же в «Православной встрече» хотелось бы ближе познакомить читателей с новой авторской образовательной программой «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» и с ее автором - гостем Рождественских чтений диаконом Ильей Кокиным. Помимо служения у алтаря, он является кандидатом богословия, кандидатом культурологии, членом Союза писателей города Москвы, преподавателем авторского курса «Основы религиозной культуры», а также автором стихов к мультфильмам «Князь Владимир», «Истории Ветхого Завета», консультантом проектов телеканала «Радость моя».

На закрытии рождественских чтений в Дубне доклад отца Ильи вызвал большой интерес у всех присутствовавших. Это пособие включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и видеоматериалы. Над проектом автор трудился больше года. И не зря! Программа и пособия к ней получились весьма интересными. Автор в процессе открытого урока показал новые методики преподавания и виды заданий, и самое главное, продемонстрировал, как многие сложные темы православного вероучения могут быть преподаны детям ярким, живым языком со множеством историй, притч, научно-популярных статей, иллюстраций из отечественной иконописи и живописи, раскрыты в произведениях прозы и поэзии. 

Все присутствовавшие отметили своевременность и необходимость этой дисциплины в наших школах. По наблюдениям учителей, дети очень охотно откликаются на темы, связанные с духовным миром. Многие  учителя из Дубны приобрели это пособие, и его элементы уже в скором времени, возможно, появятся на уроках  и литературы, истории, обществознания, светской этики и основ православной культуры, мировой художественной культуры и даже географии.

Например, в теме Рождество Христово приводится дополнительно статья о том, когда начали отсчитывать годы от Рождества Христова. Оказывается, это летоисчисление вошло в обиход достаточно поздно, с VI века, когда римский монах Дионисий Малый предложил вести счет лет не от библейского сотворения мира, а от года рождения в мир Спасителя. Дионисий произвел астрономические вычисления и определил, что на дворе – 525 год от Рождества Христова. В VIII-IX веках это летоисчисление было установлено во всех христианских странах. Получается, что новый 2015 год будет своеобразным юбилеем – 1490 лет со времени установления в мире летоисчисления от Рождества Христова.

Своими первыми впечатлениями от докладов и выступлений на чтениях поделились дубненские педагоги.

Галина Владимировна Сушенцова, заместитель начальника управления народного образования.

- Мне очень понравилось все, что мы сегодня услышали и увидели. Очень теплая обстановка сложилась на чтениях, содержательные доклады.  А с песней «17 раз обнять», которую мы сегодня услышали, в исполнении Галины Пуховой и Михаила Приходько, нужно познакомить всех родителей в каждой школе! Очень понравилось  выступление Т.В. Окуневой, в котором была представлена именно практическая работа.

- Как Вы считаете, можно ли внедрить опыт диакона Ильи Кокина  у нас в школах?

- Показательно, что учителя из многих школ — а среди них и социальные педагоги, и учителя-историки, и литераторы, -  очень заинтересовались его разработками. Это подтверждает возможность использования таких программ.  Я думаю, учителя будут прилагать усилия для освоения этого опыта на своих уроках, ведь в этой программе рассматриваются многие жизненные вопросы, а их надо обязательно обсуждать с детьми, помогать найти правильное решение.

Ольга Станиславовна Зайцева, методист Центра развития образования.

- Пригодится ли программа, представленная нашим гостем учителям на уроках в школах?

- Новые формы работы, новый методический подход — всегда актуальны и современны. Это то, что нужно для современного школьника: не сухое изложение, а именно такая форма подачи - интерактивный урок. Нам интересно, чтобы в такой форме преподавались именно Основы православной культуры (ОПК), чтобы дети с удовольствием шли на эти занятия. Не все школы выбирают этот модуль, у нас в Дубне только две школы ведут уроки ОПК (школа №1 и гимназия №11- прим. автора), в основном школы выбрали предмет – светская этика.

- Почему, на Ваш взгляд, только две школы ввели ОПК?

- Потому что пока нет людей, которые могут преподавать этот предмет. У нас в Дубне уже второй год учителя занимаются на курсах в Свято-Тихоновском институте.  В скором времени у нас будут учителя, которые смогут вести этот предмет.

Ольга Васильевна Крапивницкая, учитель светской этики, лицей№6.

- Понравилась ли Вам программа и учебные пособия, представленные сегодня на чтениях нашим гостем – дьяконом Ильей Кокиным?

- Очень понравились чтения. Выступал весьма компетентный и интересный человек, который столько труда и любви вложил в эту работу, что кажется, что на таких людях все и держится.

- Хотелось бы Вам начать преподавать этот предмет?

- Очень хочется, но я веду светскую этику, не знаю, как дальше сложится, но эта программа и пособие очень интересные.

- Какие сходства и различия между ОПК и светской этикой?

- В преподавании светской этики мы не можем делать акцент ни на одной из религий, этот предмет в основном знакомство с нормами поведения и с основами религии вообще.

- На Ваш взгляд для развития ребенка, для его душевных качеств - что лучше, полезнее?

- Ситуация сложная, я знаю случаи, когда рассказ учителя о православной культуре на классном часе вызвал в родителях одного из учеников большой протест, и они в тот же день пришли в школу и высказались против подобных бесед и уроков.

- Это были родители другой веры?

- Нет, это были  просто воинствующие атеисты.

- Честно говоря, этот факт меня очень удивил, неужели еще есть именно воинствующие?

- Да, встречаются такие люди. Но, тем не менее, дети всегда очень хорошо откликаются на все, что связано с духовно-нравственными ценносстями.  Для многих это знакомо, для кого-то не. Но мне хочется рассказать больше об этой теме. Мы стараемся говорить больше об этике, но и вопросов религии тоже касаемся. Например, когда мы проходим 10 заповедей, то я показываю ребятам интересный фильм, который нашла в интернете. Я также знакомлю детей с различными философскими учениями, мы говорим о судьбах философов - это очень интересно и, несомненно, повышает общий культурный уровень учащихся. Когда есть возможность говорить о вере, то я рассказываю о святых, об примере их жизни. Я всегда стараюсь рассказать – что, где, какое есть, а там они уже сами будут делать выбор. Главное посеять зернышко…

Диакон Илья Кокин:

- Применяют ли на практике Вашу программу в других городах, школах?

- Да, первый опыт был связан с известной православной школой-пансионом Плесково, она находится в живописном уголке Подмосковья, в бывшей усадьбе графа С.Д.Шереметьева. Собственно и история учебника связана с тем, что в гимназии нужно было пособие, дети главного благотворителя и гимназии, и телеканала «Радость моя» учились там. Он достаточно ревностно и пристально следил за программами, по которым учились его дети и в какой-то момент понял, что нет достойного пособия, фундаментального издания для изучения Нового Завета. И меня попросили подумать, что можно сделать. Времени было очень мало, и поэтому стояла задача сделать хотя бы рабочую тетрадь, придумать просто интересные задания, и при этом дали полную свободу творчества – делай что хочешь, но минимум – тетрадь. Я сказал, что должен быть обязательно и учебник, и хрестоматия, и рабочая тетрадь. К августу сделал 1-ую часть учебника с рабочей тетрадью. Вторая часть вышла позже.

- Получился двухгодичный курс обучения?

– Да, если преподавать 1 раз в неделю, т.е., каждая тема делится на 2 урока. Можно при большей интенсивности один урок - одна тема в неделю, или третий вариант – просто много на дом задавать, т.е. материал хрестоматии и рабочей тетради для самостоятельной проработки.

- В каких городах вы уже выступали с такими открытыми уроками и семинарами?

- Дубна - особый город в графике семинаров «Дорога к храму», это последний город из 35-ти городов России и Белоруссии, где я уже выступал. А вообще география сложилась от Череповца и Вологды на севере - до Геленджика на юге, от Гродно на западе и до Новосибирска на востоке.

-  Вы будете подводить первые итоги преподавания?

- Во время всех семинаров и лекций проводится анкетирование участников. Будет создан сайт в поддержку проекта учебника, там можно будет оставить отзыв от учителей, и информацию как дети воспринимают материал.  Программа преподается пока в основном в воскресных школах и православных гимназиях, таких как Плесково, Рождествено, частная школа «Ретро». Там обратная связь есть и приходят очень хорошие отзывы, фактически эти школы стали пионерами в этой программе. Например, в одной из школ, где я преподаю этот предмет, он стал самым любимым... после физкультуры. А с физкультурой, конечно, очень тяжело соревноваться (улыбается).

Помимо основных вопросов, связанных с новым курсом преподавания, нам интересно было узнать и какие сложились впечатления у нашего гостя о Дубне.

- Впервые ли в Дубне и понравился ли город?

–  В Дубне я не впервые. Мы сегодня вспоминали, что когда я был подростком, лет 15-16-ти, я был в Дубне.  Моя жизнь в церкви началась с опыта исполнения послушания пономаря в Введенском храме д. Очево Дмитровского района, у архимандрита Паисия. Староста этого храма была родом из Дубны. Мы приезжали к ней в гости в Дубну на освящение храма, это был тогда один из первых храмов…  Прошло уже более 20-ти лет, но я помню радостное торжественное настроение от того события. После службы в деревенском храме казалось, что торжество в Ратмино просто вселенского масштаба. Мы сегодня были в храме, батюшка показал, как он преобразился, какая икона  и распятие перешли в Ратминский храм, т.е. были пожертвованы из храма в Очево.

- Сам город Вы успели увидеть?

- Да, город очень красивый, уютный, что для российских городов не характерно, к сожалению. Как-то в России в архитектуре и дизайне городов много чего-то депрессивного, а тут видно, что люди строили со вкусом, много уютных красивых домов и домиков.

Много интересного еще можно рассказать о Рождественских чтениях, о работе с детьми, о педагогах и о таких интересных людях, гостях нашего города, как диакон Илья Кокин. Но это материал для будущих публикаций на страницах газеты «Православная встреча».

 

Елена Злобина

22.01.2015

 

 

На главную страницу | В начало

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021