Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Новости

Крещение Господне

 

Празднование Крещения Господня 19 января Православная Церковь ежегодно отмечает один из главных праздников – Крещение Господне. Наверняка, даже невоцерковленные наши согражднане слышали об этом событии, описанном во всех четырех Евангелиях. Благодать, которую мы получаем в этот день, ощущение света, любви и заботы о нас Господа нашего, радость от душевного очищения и приобщения к земному подвигу Иисуса Христа становятся неотъемлемой частью празднования.

Праздник Крещения Господня имеет еще и другое название – Богоявление. Каждое из них обладает глубоким смыслом.

Крещение, то есть погружение в воду с исповеданием своих грехов, проводил на реке Иордан святой Иоанн, последний иудейский пророк, названный затем Крестителем и Предтечей Господним. Тот, кто чувствовал необходимость в покаянии, приходил к Иоанну, слушал его наставления, а затем кающийся и пророк заходили в реку. Святой Иоанн возлагал руку на  голову кающегося, который погружался в воду, молясь о прощении грехов. Но вот однажды к Иоанну пришел Иисус. Иоанн узнал Его, ибо он часто говорил народу: «Идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Но святой пророк никак не ожидал, что Иисус, наравне с самым последним грешником, зайдет в воду Иордана. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - передает святой евангелист Матфей растерянность Иоанна. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...» И именно там, на берегах Иордана, было явлено людям знание того, что Иисус Христос – Спаситель и Мессия, Сын Божий, о пришествии Которого говорили ветхозаветные пророки. Из разверстых небес на Христа сошел Дух Святой, который имел вид голубя. И раздался глас с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3.7). Так на Иордане совершилось Богоявление — Бог-Троица открыл Себя людям через Своего Возлюбленного Сына в явлении Святого Духа. Так вступил Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек, - на путь своего служения и проповедования, а людям дал первый пример послушания воле Божией и смирения.

 

Празднование Крещения Господня

Начало празднования Богоявления восходит к апостольским временам. Крещение Господне занимает место в числе двенадцати великих праздников. Православная Церковь практически приравнивает его по значимости к празднику Рождества Христова. Оба эти события христианской жизни, соединенные святками — святыми, праздничными днями, - представляют собой как бы одно торжество. Даже приготовления к праздникам и службы, предшествующие их наступлению во многом сходны.

Праздник Крещения Господня предваряет день строгого поста без вкушения пищи. Канун Богоявления называется Навечерием, или Сочельником. Во время вечерни в крещенский сочельник помимо чтения паримий, Апостола, Евангелия и проч. Церковь обращается к значимому событию освящения вод иорданских. В память о нем в крещенский сочельник совершается особый чин Великого освящения воды. Великое водоосвящение может также совершаться и в сам день Крещения, но, разумеется, благодатные свойства крещенской (или богоявленской) воды, освящённой как в сочельник, так и в день праздника, одни и те же. Приходить в храм за святой крещенской водой лучше всего именно в сочельник, чтобы излишней суетой не омрачать торжество праздника Крещения, чтобы полнее ощутить и пережить его смысл, его богословие, причаститься в этот день святых Христовых Таин, очистив душу и совесть в таинстве Исповеди.

Ещё в IV веке Иоанн Златоуст отмечал благодатные свойства крещенской воды: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Православной Церкви принято называть эту воду Агиасмой – великой Святыней. И отношение к ней соответствующее – благоговейное. Ее хранят в течение всего года и принимают только натощак. Эту святыню Церковь использует для окропления Храмов и жилищ, для лечения различных недугов, ибо крещенская вода исцеляет благодатью Божьей каждого, кто с верой причащается ее.

Чин Великого Водосвящения проводят также на естественных водоемах, для чего во льду вырубают прорубь в форме креста. Эта прорубь называется «Иорданью» в память о Крещении Господа нашего Иисуса Христа.

Главное, что мы должны вынести из празднования Богоявления – чувство благодарности нашему Спасителю и Очистителю наших грехов. Ведь наше спасение возможно только силою Благодати Святого Духа. И чем бережнее мы будем хранить в своей душе свет и чудесные дары, полученные на Крещение, тем плнее ощутим мы в нашей повседневснои великую радость Божией Любви, Которую явил в мире Господь наш Иисус Христос.

 

Автор статьи:
Татьяна Свирина

 

 

23.01.2015

 

 

На главную страницу | В начало

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021