РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

Торжественное мероприятие в с.Квашенки, посвященное 75-летию Битвы под Москвой

 

 Квашенки
 Квашенки
 Квашенки

 

3 декабря 2016 года в Доме культуры села Квашенки состоялось праздничное мероприятие, посвящённое 75-летию Битвы под Москвой. С докладом о роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны выступил перед собравшимися настоятель Преображенского храма протоиерей Олег Соловьев.

Полный текст доклада.

В заключении своего доклада отец Олег отметил: «Сегодня мы поздравляем тех, кому в голоде и нужде пришлось поднимать нашу страну в тяжелые послевоенные годы, тех кто восстанавливал и укреплял народное хозяйство и могущество нашей Родины. Тех, кому пришлось пережить и вынести на своих хрупких плечах все тяготы и лишения. Низкий вам поклон! Честь и слава вам!»

К этой знаменательной дате, к 75-летию Битвы под Москвой, приходской совет Преображенского храма села Квашенки учредил и выпустил «Памятные знаки» и именные открытки с фотографией храма и с православным календарем на 2017 год, которые были вручены жителям села:

  1. Мичуриной Александре Васильевне,
  2. Байгушкиной Акулине Фроловне,
  3. Орловой Валентине Павловне,
  4. Напалковой Зинаиде Михайловне,
  5. Подберезину Ивану Фёдоровичу,
  6. Малютину Владимиру Кузьмичу,
  7. Нуштаевой Александре Семёновне,
  8. Голубевой Варваре Тимофеевне,
  9. Маслову Николаю Сергеевичу,
  10. Первушкиной Лидии Фёдоровне,
  11. Терещенковой Татьяне Давыдовне
  12. Воробьевой Тамаре Владимировне,
  13. Савинкину Александру Фёдоровичу,
  14. Молчановой Инессе Петровне,
  15. Пановой Антонине Георгиевне,
  16. Титову Александру Ивановичу,
  17. Нестерову Геннадию Александровичу,
  18. Гавриловой Валентине Васильевне,
  19. Ковалевой Нине Алексеевне,
  20. Храмовой Марии Сергеевне,
  21. Антоновой Анне Михайловне.

Завершилось мероприятие праздничным концертом, подготовленным силами коллективов сельского дома культуры.

 

Доклад настоятеля Преображенского храма протоиерея Олега Соловьева о роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

В 2016 году проходит празднование 75-летия победы русского народа в битве за Москву. Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху. Но не все знают о том, насколько важную роль в преодолении этих трудностей сыграла русская православная церковь. Именно вера и духовность с древних времён объединяли русский народ и вдохновляли его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей веры, культуры, семьи, родины. И духовным лидером, душой и вдохновителем всех освободительных войн всегда являлось русское духовенство, монахи, служители церкви. Даже в наиболее тяжёлое для русского духовенства время, когда православная церковь подвергалась гонениям и репрессиям со стороны властей, священнослужители того времени и верующие миряне, многие из которых впоследствии тоже стали священниками и монахами, предпочли защитить родину и ближних своих, а не присягнуть гитлеровскому правительству, несмотря на его обещания и предложения. Я хочу рассказать вам, как 75 лет тому назад русский народ объединился под знаменем веры и сумел спасти не только Москву, но и Россию от опасности завоевания. Пусть события тех давно прошедших времён послужат примером для современного поколения, чтобы нам было на кого равняться, если стране будет угрожать новая опасность.

Эта тема остаётся актуальной и в наши дни, когда возрождается и укрепляется православная вера, а церковь снова становится одним из важнейших институтов общественной жизни, нравственным авторитетом для большинства людей. Сейчас, в наше неспокойное время, в случае опасности, грозящей нашей стране, русскому народу снова потребуется то духовное единство, которое поможет ему выстоять и одержать победу. Оплотом этого духовного единства в наши дни снова становится православная церковь.

Церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях. Конечно, это очень объемная тема, и рассказать о ней в рамках сегодняшнего мероприятия не возможно.

И цель моя, привить уважение, интерес к церковной истории, как неотъемлемой части истории Отечества нашего.

К началу войны Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937-1938).

Единственной официальной идеологией советского государства признавался коммунизм, всяческое инакомыслие уничтожалось; диктовалось подчинение ВКП (б) и насаждался культ её вождя; православная мораль противоречила этому, и священнослужители были объявлены вне закона.

Новая власть мечтала получить церковные богатства для страны, разорённой войнами и революциями.

Всё это приводило к гонениям на православие и другие религии. Уничтожались иконы, переплавлялись церковная утварь и колокола; священники отправлялись в концентрационные лагеря, в тюрьмы и на расстрел. Об этом можно очень много рассказать, но это совсем другая тема.

И, может быть, вовсе не случайно, но Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших.

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя...». Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса». Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Неумолкаемое слово Церкви, звавшее к защите Отечества и веры православной, вселяло в сердца твердую уверенность в близкой победе. «Лук сильных изнеможе, а немотствующие препоясашася силою» - писал в Рождественском послании 1941 г. Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий. - Будем все мужественны, как мужественна наша Красная Армия, как мужествен наш великий народ. Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся (Ис. 8, 12). Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждены будете (Ис. 8, 9-10), яко с нами Бог!».
«Нет больше той любви, как если кто Положит душу свою за други своя».

Священнослужители делили с населением все трудности и лишения войны, совершали богослужения под артиллерийским огнем и поддерживали душевную стойкость и надежды верующих своими проповедями.

Большая патриотическая работа велась на страницах «Журнала Московской Патриархии». Он стал церковно-патриотическим рупором русской церкви.

Проявления патриотической деятельности РПЦ были очень многообразны: морально-нравственное влияние (послания, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов и т. д. Патриотическая деятельность РПЦ во время великой битвы с фашизмом оказала заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны.

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль.

О подвигах священников можно рассказывать бесконечно… Сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной? Сколько погибло? Нет этих цифр. Никто в свое время не вел такого учета. Да и многие иереи к началу войны попросту остались без прихода, без паствы... Без наперсного креста, без рясы ходили они в атаки...Таким образом, многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться, многие из них получили боевые награды.

Священнослужители были активными участниками партизанского движения. В тылу врага пастыри, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.

Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на полях сражений на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ. Совершались и пожертвования в пользу Красной Армии.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

Еще одним направлением патриотической деятельности РПЦ было активное участие во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиаэскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г.

Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в послании московской пастве в октябре 1941 г. призвал благословение Божие на всех тех, кто своими «трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам», и обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. Православный народ собрал более 8 миллионов рублей, на них были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) передал Красной армии.

Сорок танков "Т-34", которые составили общецерковную танковую колонну, были построены на заводе города Челябинска. Их передача частям Красной Армии состоялась у дер. Горелки, северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей.

Таким образом, верующие и духовенство РПЦ самым активным образом участвовали во всенародном деле помощи фронту.

У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру - молитва. Она способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.

Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых: преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского и других. Они молились не только о победе русского воинства и мире во всём мире, но и, по заповеди Христовой, о спасении душ своих соотечественников и даже врагов.

Серафим Вырицкий, по примеру своего небесного покровителя Серафима Саровского, молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия, твердо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов. В ту кровавую пору отец Серафим пишет строки, предрекающие Русской Церкви возрождение и славу:

«Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит».

В книге Ждановой описан случай, , что когда появилась угроза взятия немцами Москвы, к блаженной Матроне приезжал Сталин, и она сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой». Эта встреча изображена на так называемой "иконе" «Матрона и Сталин».

Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий.

В тяжёлые времена человек особенно часто обращается к Богу как к своей последней надежде. Многие советские граждане, бывшие до войны убеждёнными атеистами, вдруг обращались к вере. Причиной тому послужили видимые ими Божии чудеса и знамения. Есть множество легенд, рассказов очевидцев, подтверждающих это.

Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском монастыре была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена.

Личный героизм служителей Церкви и верующих мирян, их реальные достижения, заметные всем, кто был тому свидетелем, а также божественные чудеса и знамения приводили к увеличению числа верующих.

Уже с осени 1941 г. репрессии против клириков Московской Патриархии сократились.

Имена святых князей Александра Невского и Димитрия Донского теперь упоминались в положительном контексте. Были введены новые ордена и медали в честь русских полководцев. В кабинете Сталина появились портреты Суворова и Кутузова. В Пасхальную ночь 1942 г. в Москве, Ленинграде и ряде других городов отменили комендантский час и разрешили крестные ходы с зажженными свечами.

Как же оценить вклад Русской Православной Церкви в дело Победы «Чтобы оценить реальный вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, сначала надо ответить на вопрос: кто же победил в Этой войне?

Нельзя не учитывать, что фашистская Германия, с которой русскому народу пришлось вести смертельную схватку, была исключительно сильным и беспощадным врагом. Но «разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?» Так что же это за Сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать только в духовной сфере…»

Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова:

«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих».

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы Великой Отечественной войны пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе с фашистами, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство.

Потому и встала «страна огромная», как один человек, на «священную войну», что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

Наш храм Преображения, как и вся Русская Православная Церковь продолжает нести верность Христу и Его Святой Церкви, объединяя и сплочая людей верой, помня и почитая мучеников российских, принявших смерть, ради нашего общего блага, ценою собственной жизни. В этот день мы склоняем головы перед погибшими воинами. К великому сожалению в нашем селе уже не осталось ни одного участника тех страшных событий. Но память о них будет жить в наших сердцах вечно.

 

08.12.16

 

 

На главную страницу | В начало | Храм Спас-Преображения, с.Квашенки

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015