Новости
Православный фильм, который стоит посмотреть
5 февраля 2017 года, в библиотеке храма Михаила Архангела в Талдоме прошла презентация документального православного фильма «Утерянная добродетель», созданного Общероссийской общественной организацией «Общее дело».
Фильм уникальный, во многих, кто его увидит, он произведет переворот. Посвящена документальная лента больной теме алкоголизма и трезвости, но обходится без пропаганды и скучной риторики, зато развенчивает мифы, опираясь на Священное Писание и науку, прослеживает отношение к вину в монашестве и в миру и приводит к однозначному выводу, что христианин должен быть трезвенником, то есть вообще не употреблять спиртного. К такому выводу картина подводит ненавязчиво, безо всякой агитации.
Особенно интересен фильм будет жителям Дубны и Талдомского района, так как экспертом в нем выступает протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Михаила Архангела в Талдоме, кандидат богословских наук. Отец Илия много лет возглавляет приходское братство "Трезвение", ведет колоссальную работу по отрезвлению общества и помогает немалому числу бедолаг вырваться из объятий зеленого змия. Проблему пьянства он изучил во всех тонкостях, потому его оценки в фильме в качестве эксперта значимы и с теоретической, и с практической точки зрения.
Интересны его исторические комментарии. Оказывается, мощное трезвенное движение внутри монашества у нас началось с преподобного Сергия Радонежского. У всех его учеников в уставах появляется глава, которой нет ни в одном греческом уставе: еже не имети никакого хмельного пития, никаких хмельных напитков. На стоглавом соборе эта норма, чтобы в монастырях не употреблялось и не держалось вино, была рекомендована как общая церковная традиция, которой должны придерживаться все монастыри и настоятели всех обителей. Но при патриархе Никоне на смену русским уставам вернулись греческие. Существующий сейчас устав просто повторяет те византийские обычаи, в которых употребление вина допускалось. К сожалению, прервались традиции, существовавшие в расцвет монашеской жизни. К их возрождению призывал святитель Игнатий Брянчанинов: «В России существенно нужно устранение вина из обителей. Это понимали благоразумные и благочестивые настоятели… И тщетными останутся все усилия кого бы то ни было, если постановления святых Отцов относительно монастырей не будут восстановлены во всей полноте».
Немаловажно, что фильм скрупулезно разбирает многие заблуждения, в том числе и такое, что Священное Писание не считает винопитие злом, ведь слово вино употребляется в нем чаще, чем слово вода. Дело в том, что вином тогда называли всё, что связано с виноградом, по аналогии как у нас называют хлебом и колосья, и продукты из них.
Опираясь на Библию и ученые изыскания, эксперты доказывают, что в ту пору пили не вино, а виноградный сок. Он был или свежий, только что отжатый, или тот, из которого удалили опьяняющее свойство с помощью многочасового выпаривания. Получался сироп, его затем разбавляли водой. И вообще забродивший сок, то есть вино считалось символом гнева Бога. Им поили рабов и демонстрировали пьяных рабов юным спартанцам, чтобы видели, во что превращается человек, испивший «символ гнева».
Своеобразным фундаментом этого фильма можно считать фразы известных святых, неспешно звучащие в фильме.
Например, приводится мудрое высказывание Феофана Затворника, касающееся, в первую очередь, христиан: «Не упивайтесь вином, говорит апостол Павел, но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам, скорее всего, идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Об ужасающей ситуации с алкоголизацией нынешнего общества говорят в киноленте и священники, и правозащитники, и ученые. Они называют алкоголь самым ярым врагом детства и семьи. 95% разводов происходит по причине пьянства одного из родителей. 95% детей-сирот – это социальные сироты, то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях, которых лишили родительских прав из-за пьянства.
В картине проводится аналогия: как во время Великой Отечественной войны не было в России ни одной семьи, в которой хотя бы кто-то один не воевал, так сейчас нет ни одной российской семьи, которая не столкнулась бы с проблемой алкоголизма. Горькая правда.
Коснулся также фильм темы торговли алкоголем. За это небогоугодное дело торговцев ждет кара, считает Владимир Жданов, кандидат физико-математических наук, профессор, обладатель золотой медали РАЕН «За вклад в укрепление здоровья наций». Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педнаук, магистр богословия, председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», напоминает известные слова из Священного Писания о соблазнителях: кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Создатели фильма высвечивают еще одну горькую правду: до сих пор алкоголь не воспринимается обществом как зло. Звучит риторический вопрос: «Сколько еще людей должно погибнуть, чтобы мы задумались, какую опасность несет алкоголь?»
Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Михаила Архангела в Талдоме, признается в фильме, что отказался от умеренного употребления алкоголя, потому что однажды понял, что «своим легким употреблением алкоголя я однозначно буду соблазнять своих детей и не смогу их уберечь. Чтобы выпустить их в жизнь, где огромное количество соблазнов, где люди будут специально, целенаправленно учить их пить. Мне стало страшно. Поэтому я принял обет трезвости. Считаю, что поступил абсолютно правильно. Дети мои живут сейчас в трезвости. Я надеюсь, что мне удалось передать им свой дух и надеюсь, что этот дух они передадут своим детям». (Кстати, у отца Илии шестеро детей).
Вот другое важное высказывание, обращенное к нам сегодняшним, оно прозвучало из уст священномученика Владимира (Богоявленского), высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, зверски убитого красноармейцами 25 января 1918 года: «Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду – мы его спасаем, когда заболевает – мы приглашаем доктора, но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату моему».
Авторы кинокартины напоминают, что в 2014 году на заседании Священного Синода была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В ней христиане призываются быть примером трезвой жизни.
Документальный фильм «Утерянная добродетель» на многое открывает глаза. Не буду раскрывать всех его сюжетов и секретов. Сделан он талантливо и красиво. Кстати, в кинокартине можно увидеть кусочек Талдома и храм Архангела Михаила, что тоже очень приятно.
Спешите посмотреть этот фильм!
Светлана Козлова
Фото: http://pravera.ru/
14.2.17