РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

Конференция в храме Христа Спасителя к столетию начала антицерковных гонений

 

16 июня 2017 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве прошла церковно-научная конференция «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», организованная Московской и Санкт-Петербургской духовными академиями и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в рамках реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. Среди участников конференции были благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков и клирик храма Похвалы Пресвятой Богородицы г.Дубны Антоний Попов.

Конференцию вел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

Открывая конференцию, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сказал: «Огромный объем введенных в научный оборот источников и исследовательских публикаций относительно истории нашей Церкви в XX веке требует и систематизации, и определенных просветительских усилий для того, чтобы ознакомить общество с результатами академического осмысления путей Православия в нашем Отечестве в годы атеистического правления.

Составляя план на год, мы стремились к тому, чтобы во всех епархиях, в каждом монастыре и храме, а также по возможности широко в образовательных, научных и культурных учреждениях, в средствах массовой информации вспоминали новомучеников и исповедников Церкви Русской. Пройдут торжественные богослужения и иные разнообразные мемориальные мероприятия и в последующее время.

По благословению Вашего Святейшества было изготовлено пять ковчегов с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской. В течение этого года они будут доставляемы в епархии, с тем чтобы при совершении богослужений и крестных ходов православные верующие могли почтить память наших подвижников веры XX столетия.

Нынешняя конференция является составной частью великого дела возрождения Русской Православной Церкви милостью Божией и по молитвам наших новомучеников, которые подобно евангельским девам сподобились радости встречи со Христом в Царствии Небесном. Это о них сказано у пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3)».

Святейший Патриарх Кирилл выступил на конференции с основным докладом (приводим его полностью после текста).

На заседании с докладами также выступили следующие: профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин - «Русская Православная Церковь в февральские дни 1917 года»; заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии, доцент СПбДА Д.А. Карпук - «Кандидаты богословия Санкт-Петербургской духовной академии 1880-1900-х годов в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской»; научный сотрудник ПСТГУ К.В. Ковырзин - «Собор 1917-1918 гг. и ранний этап антицерковных гонений»; проректор по научной работе Санкт-Петербургской духовной академии, доцент СПбДА протоиерей Константин Костромин - «К вопросу о сравнении страстотерпцев XI-XII веков и первых новомучеников XX века»; доцент кафедры церковной истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков - «Коммунистическое государство и Русская Зарубежная Церковь»; профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский - «Антирелигиозные репрессии и петербургские новомученики в 1930-е годы».

В форуме также участвовали члены Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь, иерархи и священнослужители, преподаватели и учащиеся духовных школ и вузов.

В завершении работы форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился своими размышлениями о темах, затронутых в докладах, и ответил на вопросы участников конференции.

Благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков поделился впечатлениями об участии в конференции. В частности он сказал: «Конференция, на мой взгляд, дала разностороннее представление о заявленной теме – 100-летии начала гонений на Русскую Православную Церковь. Подвиг новомучеников был рассмотрен и с позиции богословия, и с позиции истории, и с позиции развития нынешнего общества. Хорошо бы познакомить с документами конференции широкий круг людей. Следует отметить, что конференция носила больше научный характер. Выступления были рассчитаны на достаточно подготовленного слушателя, доклады были написаны научным языком. С моей точки зрения, им не хватало публицистичности. Но прозвучало немало очень интересных фактов.

Одним из ярких моментов – зерном конференции – стал рассказ патриарха Кирилла о своем отце. Он тоже был репрессирован, тоже по навету был посажен в тюрьму, но благодаря тому, что не поддался давлению следователей, не подписал обвинительные заключения, был выпущен из тюрьмы в 1936 году. Те, кто проходил по его же делу и под давлением подписали обвинительные документы, признали себя виновными в абсурдных обвинениях, из тюрьмы не вышли.

После конференции по благословлению патриарха все участники форум получили возможность приложиться к мощам святителя Николая. Для нас это стало радостным событием».

 

Светлана Козлова
Фото: www.patriarchia.ru

 к столетию начала антицерковных гонений
 к столетию начала антицерковных гонений
 к столетию начала антицерковных гонений
 к столетию начала антицерковных гонений
 к столетию начала антицерковных гонений

 


СЛОВО ПАТРИАРХА

16 июня 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церковно-научной конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в конференции, посвященной 100-летию начала гонений на нашу Церковь.

Понятно, почему в текущем году особое внимание мы уделяем тщательному рассмотрению и осмыслению этой темы. Задумываясь над прошедшим и над всем тем, что произошло с нашей страной, с Церковью в веке ХХ, мы стремимся извлечь уроки истории и вместе с тем воздаем должное подвигу нашего народа, а наипаче же прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Свидетельством тому стали XXV Международные Рождественские чтения, памятные богослужения, многоразличные церковные, а также научно-культурные и просветительские мероприятия, проводимые в епархиях на территории всей нашей Церкви. Неким итогом этого юбилейного года станет Архиерейский Собор, который состоится здесь, в Москве, с 29 ноября по 2 декабря и будет приурочен к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона. А сегодня в этом зале представители духовных школ, представители нашего церковно-научного сообщества поделятся своими академическими изысканиями, посвященными истории нашей Церкви в минувшем столетии.

Знаменательно, что данный научный церковный форум проходит в воссозданном Храме Христа Спасителя — как известно всем, разрушенном в 1931 году. Те, кто разрушал этот храм, сознавали, что они делают — они посягали на символ русского Православия. И тогдашний руководитель города Москвы, один из гонителей Церкви нашей, чье имя всем известно, произнес совершенно омерзительные слова, которые неприлично повторять в большой аудитории, но он в полной мере отобразил настроение тех, кто организовывал и осуществлял беспрецедентное гонение на Русскую Православную Церковь.

Взирая на события минувшего века с высоты исторического опыта, мы можем свидетельствовать, сколь тщетно на самом деле противостояние воле Божией, будь то уровень отдельной личности, или масштабы целого общества и государства, или, позвольте сказать, масштабы всего Божиего творения.
Мы будем рассуждать о том, почему и как в России произошла духовная катастрофа, фактически затронувшая весь мир, подвергнем анализу различные этапы исторического пути нашей Церкви и обратимся к подвигу новомучеников и исповедников XX века.

Минувшее столетие в России было исполнено стольких человеческих страданий, порожденных войнами, политическими и социально-экономическими экспериментами, что в общественном сознании еще не произошло в полной мере отчуждение от той исторической эпохи — она не стала еще прошлым, а поелику она еще не стала прошлым, то всегда оценки того, что не является прошлым, носят на себе отпечаток того, что происходит в сознании людей, пытающихся сделать эти оценки, но связанных непосредственно с той эпохой, о которой они хотят как бы говорить объективно. Чаще всего объективный анализ можно сделать тогда, когда наблюдающий за той или иной исторической эпохой отделен от нее уже многими поколениями.

События XX века продолжают волновать людские сердца, вызывая сильные переживания, а зачастую провоцируя и противостояние. То и дело звучат призывы дать окончательную оценку тому или иному факту, той или иной личности, причем ту оценку, на которой настаивают тот или иной человек или группа лиц, желающие иметь немедленно таковую оценку.

Вместе с тем, Спаситель сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И дело Церкви следовать за своим Основателем. Мы призваны, в том числе, и к тому, чтобы помочь людям извлечь духовные уроки из прошлого, научиться противостоять злу и в преодолении испытаний обрести опору в вере.

Рассуждая о причинах известных революционных событий, мы, конечно, не можем игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая в том числе и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности; кровавый шквал террора, провоцирующий рост панических настроений и нагнетание атмосферы страха в обществе, — всё это постепенно разрушало основы народного бытия, разрушало веру и традиции. На смену пришло злое по природе разделение, и подтвердились слова Господа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).

Трагические последствия начинавшейся революционной разрухи отчетливо видел священномученик Андроник, архиепископ Пермский, которому принадлежат такие слова: «Да не будет между нами разделений. Все, как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в опасности; оно потрясено в своих основах. Не предадимся печали, но исполним свой долг, принесем подвижничество в труде, к чему призывает нас Россия». Владыка произнес эти замечательные слова на проповеди 5 марта 1917 года во время совершения Божественной литургии.
Сегодня для успешного осуществления христианской миссии нам необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Вот один из важнейших уроков, который дает нам прошлое. Не было бы тех страшных разделений, не было бы и мученичества, не было бы национальной трагедии, не было бы разрушения основ исторического государства.

Это не исключает необходимости внимательного и беспристрастного исследования истории со всеми ее неприглядными страницами. Она, как известно, не знает сослагательного наклонения. Как это созвучно словам Спасителя: «Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен» (Ин. 5:30)! Действительно, что было, того не изменишь, ему следует лишь постараться дать беспристрастную оценку.

В XX веке наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям. То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. Однако, как сказал в 1920 году при наречении во епископа священномученик Иларион (Троицкий), «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят». Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.

В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития — это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций, помогая молодым людям воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века.

Я бы хотел сказать о том, что сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, и тем более в революционные годы, — какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви — это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей. И вот что мы можем противопоставить? Это тот случай, когда всякое оправдание является контрпродуктивным. Мы должны противопоставить новой антицерковной, антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших новомучеников исповедников, рассказать современным людям, как подвергалась оплевыванию, биению, заушению Церковь наша в преддверии революционных событий, какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать Церковь, скомпрометировать государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя. И ведь удалось! Иногда, как бы ставя себя на место тех поколений, думаешь: «Какая была наивность! Неужели люди не понимали, что ими играют, что организована прекрасная пропагандистская работа, что эта работа осуществляется за деньги, чаще всего иностранные? Ведь так это ясно и просто!» Но сегодня практически повторяется то, что было в прошлом. И возникает вопрос: «А сможем ли мы объяснить сегодня нашим современникам все то, что с ними происходит, всю опасность некритического восприятия тех злонамеренных мыслей, идей, трактовок событий, которые обрушились на молодое сознание, призванные сделать только одно — оторвать людей от Церкви, ослабить влияние Церкви на жизнь народа?»

Еще раз хочу вернуться к своей мысли. Удивительный пример мученичества — это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.

По промыслу Божию начало гонений совпало с началом работы Всероссийского Поместного Собора. Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни. Думаю, что масштабная исследовательская работа, посвященная Собору 1917-1918 годов, которая ведется сегодня, представляет не только отвлеченный академический интерес. Именно в той духовной среде, из которой вышли мученики веры, и возникли идеи церковного возрождения, оказавшегося отложенным во времени, но, с поправкой на изменившиеся условия, осуществляющегося ныне.

Восстановление Патриаршества 100 лет назад, когда страна была охвачена смутой, стало важнейшим фактором, способствовавшим консолидации Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, в годину гонений стал для православного народа символом верности Христу. Именно поэтому главный удар был направлен на Патриарха Тихона. И мы знаем, какой путь исповедничества прошел святитель Тихон: изоляция от окружавших его помощников, от близких людей, компрометация в прессе, изоляция от всего общества, запрет на совершение богослужений, спровоцированный в это время раскол тех, кто стремился обновить Церковь, улучшить Церковь. А разве сегодня не так действуют некоторые, в том числе и рясу носящие, которые выступают за необходимость обновления, улучшения, но на самом деле провоцируют семена разделения и раскола? Ничего нового, все повторяется. Мудр тот, кто умеет опыт исторический применять в своей собственной жизни. И дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого, мы бы сегодня могли консолидировано, соборно, мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять, как уже было сказано, «единство духа в союзе мира».

Церковной наукой сделано немало в области изучения наследия Святейших Патриархов минувшего века, возглавлявших нашу Церковь в период господства атеизма. Однако полагаю, что для глубокого и всестороннего исследования их служения, в том числе с использованием еще не введенных в научный оборот материалов, предстоит сделать еще очень много.

Неизменной особенностью служения Русской Православной Церкви в сложнейших условиях XX века был ее деятельный патриотизм. Эта позиция нашла свое отражение в послании Патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, в связи с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. В нем есть замечательные слова: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Церковь, плененная внешними обстоятельствами, всегда была свободна в молитве и за гонимых, и за страждущих, и за защитников Родины, и за мир и благоденствие как соотечественников, так и народов всей земли.

Наблюдая за тем, как в последние годы при опоре на доступные источники широко развернулась исследовательская и издательская деятельность, связанная как с нашей Церковью в минувшем столетии в целом, так и с историей конкретных монастырей и храмов, а также отдельных архипастырей, священнослужителей и мирян, прежде всего новомучеников и исповедников, вполне правомерно поставить вопрос: «А может быть, мы уже приближаемся к тому времени, когда нам потребуется фундаментальный академический труд «История Русской Православной Церкви в XX веке»? Если это так, то дай Бог, чтобы наша сегодняшняя конференция могла внести свой вклад в творческое воплощение этой задачи.

Желаю успехов в работе и призываю на всех благословение Господа и Спасителя нашего».

 

 

16.06.17

 

 

На главную страницу | В начало

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015