РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

Паломничество в Николо-Сольбинский монастырь

 

19 августа 2017 года, в день Преображения Господня, паломническая служба храма Похвалы Пресвятой Богородицы совершила паломническую поездку под названием «Спас в Спасе».

Программа поездки отличалась насыщенностью и состояла из двух частей. Главной целью было праздничное богослужение в Преображенском храме в селе Спас-Угол Талдомского района. Затем паломники приняли участие в районном литературном празднике «Спас в Спасе». По традиции он устраивается администрацией Талдомского района и музеем Н.Е. Салтыкова-Щедрина в день Преображения Господня.

О богослужении и литературном празднике можно прочитать на сайте нашего благочиния.

Живая вода

Вторая часть путешествия предусматривала посещение Николо-Сольбинского женского монастыря, расположенного в Переславском районе Ярославской области.

В Ярославской епархии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».

Местоположение обители и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью.

История монастыря

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины XV – начала XVI века. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в четырех километрах от нынешнего расположения монастыря.

Обитель много претерпела на своем веку. В начале XVII века монастырь подвергался разорению поляками и разбойниками. Почти сто лет обитель была в запустении и возродилась в 1711 году, но уже на новом месте, близ речки Сольбы.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь преобразовали из мужской в женскую. На 1914 год в монастыре числилось 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

3 декабря 1918 года монастырь закрыли. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что нескольких сестер сослали в лагеря, где они, очевидно, и скончались, а священнослужителей расстреляли.

На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священнослужитель Николо-Сольбинского монастыря священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе шесть лет – с 1912 года до самого закрытия монастыря. Мученическую кончину он претерпел в городе Переславле 16 декабря 1937 года.

О дальнейшей истории монастыря, его сегодняшнем дне очень интересно рассказала экскурсовод, насельница монастыря сестра Харитина.

За годы советской власти от былого величия и красоты монастыря практически ничего не осталось. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался детский дом. В числе его воспитанников были и дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Когда до этих мест дошла весть о прорыве блокады, эти дети, не имея представления о реальном положении дел в осаждённом городе, решили, что теперь их должны вернуть домой. Не дождавшись выполнения своего самого сокровенного желания, маленькие ленинградцы решили обратить на себя внимание и не придумали ничего лучше, как устроить пожар. В результате сгорело то немногое, что ещё оставалось от монастыря: Успенский храм и бывший административный корпус.

Впоследствии, кое-как подлатав что можно, на этом месте устроили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были просто ужасающие. С больными плохо обращались, плохо кормили, мусор не вывозился, царила немыслимая антисанитария. Больные часто сбегали, скитались по окрестным лесам, наводя страх на жителей окрестных деревень. Наконец, по требованию санитарных инстанций лечебницу закрыли.

Возрождение обители

После многолетнего перерыва, зимой 1999 года, сюда прибыли настоятельница матушка Еротиида с тремя сестрами 16, 17 и 18 лет. Их встретила разруха, заросшая лесом монастырская территория, горы мусора, разрушенный храм. А единственный корпус, аварийный, даже без окон, был занят бомжами. Телефонной связи нет, дорог нет, денег на существование нет, транспорт не ходит, местность неизвестная, кругом лес, деревень и вообще населенных пунктов поблизости нет. Жить пришлось под одной крышей с подозрительными людьми. Одному Богу известно, как удалось выжить сестрам и возродить монастырь в этом месте!

Усилиями игумении Еротииды в монастырь провели электричество, телефонную и сотовую связь, оптиковолоконный интернет, все коммуникации, сделали дороги. В 2013 году подвели газ, газопровод тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно газифицируя деревни.

За 15 лет в монастыре построили десять храмов, четыре часовни, купальню на источнике, жилые и хозяйственные помещения, детский приют, школу, профессиональный колледж, рукодельные мастерские.

Один из священников, посетивший обитель, сравнил монастырь по объёмам строительных работ с Троице-Сергиевой лаврой. Батюшка, впечатлённый увиденным, конечно, немного преувеличил, но его мнение не далеко от истины.

Красивый и необычный архитектурный ансамбль монастыря, величественные стены и изящные храмы явят будущим поколениям образ и пример монашеского подвига и развития талантов сестер обители на этом поприще.

Судьба колодца

Своё название Николо-Сольбенская обитель получила по первому своему храму, ещё деревянному, в честь святого чудотворца. В монастыре особо почитается святитель Николай Мирликийский. В монастыре была чудотворная икона святителя, пропавшая после революции. После возрождения монастыря один из московских храмов передал в дар сёстрам свою чтимую икону чудотворца Николая с частицей мощей. Эту новую икону здесь почитают как чудотворную.

В дореволюционные времена в монастыре был колодец во имя святителя Николая, славившийся далеко за пределами обители своей водой. Описаны многочисленные исцеления от этой воды страждущих, с верой и молитвой обращавшихся к святителю.

После закрытия монастыря колодец был осквернён, а воду из него слили в канализацию. В результате вода пропала не только из этого колодца, но и из колодцев по всей округе. Местные жители вынуждены были ездить в дальние деревни, где вода в колодцах еще оставалась. Но не всегда хозяева тех колодцев разрешали набрать им воды.

С проблемой нехватки воды столкнулись и сёстры вновь открытой обители. Решили рыть колодец, долго и усердно молились о даровании воды. Но даже по усердным молитвам сестёр вода в колодце оказалась условно питьевой. Использовать её было можно, но она была неприятна на вкус. Сейчас вода из этого колодца проходит глубокую очистку на современной станции водоочистки и используется для приготовления пищи.

Храм Сергия Радонежского

В 2005 году монастырь приступил к строительству деревянного храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
Храм построен в стиле северного зодчества. Он получился небольшим, уютным, легким и светлым. Облик его подсказала картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». А пригорок, на котором стоит храм, выложен природным камнем из фундамента разрушенных стен старой обители.

Храм Сергия Радонежского – маленький и скромный, олицетворяет главную добродетель преподобного – смирение. А вокруг него – большие строения, которые будто говорят о том, что из глубины смирения произрастают обильные плоды. Преподобный Сергий по смирению своему сам строил келии для братии, носил дрова, топил печи, а его ученики рассеялись по всей земле Русской, открывая монастыри и просвещая народ светом благодати Божией.

Под храмом преподобного Сергия Радонежского, под землей, – другой, необычный, «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Он стал фундаментом для верхнего храма, потому что именно эти святые явились основателями русского монашества и своим подвигом положили прочное основание иноческой жизни.

Внутри храм Сергия Радонежского оформлен мозаикой в стиле первых веков христианства. Смысловая идея храмового интерьера – передать простоту и вместе с тем монументальность, ощущение аскетического духа и величие. В этом храме планируется совершать монашеские постриги и отпевание монашествующих.

Летом 2005 года, когда копали котлован под храм, забил источник. Его вывели с внешней стороны за монастырскую стену. Он освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. На источнике построена купальня. Известны случаи чудесных исцелений.

Поражают воображение и другие храмы монастыря. Храм во имя Ксении Петербургской отличается величием и удивительной красоты внутренним убранством и росписями. Храм Спиридона Тримифунтского (первый в России!) – уникальной художественной кладкой из специально изготовленного фигурного кирпича в стиле древнерусского зодчества. Людям трудно поверить, что это современная работа.

Обширна социальная деятельность монастыря. Основное направление социальной деятельности – это воспитание и образование детей и молодежи. С 2007 года при монастыре открыт детский приют и средняя общеобразовательная школа “Добрая школа на Сольбе”. С 2015 года начал свою работу профессиональный колледж под тем же названием.

Место радости и утешения

В монастыре служат всем страждущим, нуждающимся в милости Божией. Сюда, по словам матушки-игумении, приезжают те, «кто устал душой от дрязг людских, от суеты, от безысходных жизненных ситуаций. И находят здесь, в монастыре, мир и покой, радость и утешение». Находят потому, что много трудятся и много молятся.

Сестры обители так и живут: от молитвы к труду, к своим многочисленным обязанностям. А забот у них великое множество! Нужно всех накормить: и живущих в монастыре, и гостей, и паломников, и рабочих.

Сестры сами выращивают овощи и содержат пасеку, держат коров, делают необыкновенно вкусные творог, сметану и монастырский сыр. Шьют церковное облачение, необходимую одежду, вышивают. А лошади на монастырском дворе – как возвращение к далекому прошлому: по утрам они подвозят воду из источника на кухню и в трапезную, а по праздникам катают на санях и в повозках детей и взрослых, гостей и паломников.

 

Александр Турманов
Фото автора

 Паломничество, Сольба
 Паломничество, Сольба
 Паломничество, Сольба
 Паломничество, Сольба
 Паломничество, Сольба
 Паломничество, Сольба

 


 

 

29.8.17

 

 

На главную страницу | В начало | храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015