РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

Дубненские паломники встретили Покров в Московской духовной академии

 

Дубненским паломникам давно полюбились замечательные богослужения в домовом храме Московской духовной академии, освящённом в честь праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Главный праздник академического храма – Покров Пресвятой Богородицы. В текущем году праздник совпал с субботним нерабочим днём (14.10.2017), поэтому не было никаких препятствий осуществить давно задуманное: поучаствовать в торжественном праздновании престольного праздника храма Московской духовной академии.

«Не знаем, где были, на земле или на небе»

Накануне престольного праздника было совершено Всенощное бдение. Утром, до начала Божественной литургии, совершили малое освящение воды.

На Божественную литургию обычно приглашается Святейший Патриарх, который возглавляет Московские духовные школы, но чаще он поручает кому-то из митрополитов поздравить преподавателей и студентов.

В этот раз праздничную литургию возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа.

Митрополиту Викентию сослужили ректор МДА архиепископ Евгений, ещё четыре епископа с сонмом священства. Торжественность и праздничность события подчёркивало пение трёх больших студенческих хоров.

Присутствуя на таких величественных и торжественных богослужениях, хорошо понимаешь послов князя Владимира, которые, побывав на православной литургии в Константинополе, так выразили свои впечатления от богослужения князю: «Не знаем, где были, на земле или на небе».

Для причастников, которых было в этот день великое множество, радость и торжество события увеличились многократно приобщением к Святым Христовым Тайнам.

После богослужения наша группа отобедала в академической трапезной. Здесь нас хорошо знают и стараются создать особые условия как в меню, так и в обслуживании. В этот день, несмотря на огромное количество гостей, нас пригласили в отдельный гостевой зал и угощали вкуснейшей ухой «по-ростовски», с сёмгой и судаком.

Находясь в стенах Троице-Сергиевой лавры, невозможно пройти мимо великих святынь монастыря. Главная из них – мощи преподобного Сергия в Троицком храме. Поклонившись игумену Земли Русской, мы спустились в Никоновский придел храма и поклонились преподобному Никону Радонежскому, преемнику прп. Сергия в послушании игумена монастыря.

Поклонились мы в тот день и великому сонму угодников Божиих, пребывающих святыми мощами в Серапионовой палатке, в других храмах обители. Помолились на могилке великого старца и духовника архимандрита Кирилла (Павлова).
В этот день Господь посетил многочисленных паломников Лавры ещё одним событием. Накануне, на 90-м году жизни, отошел ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, известный старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин).

Гроб с телом старца был установлен в храме прп. Сергия и все желающие могли придти и проститься с батюшкой. Над телом безостановочно читалось Священное Писание насельниками монастыря.
К старцу при жизни попасть было очень сложно, так как ежедневно к нему стекалось множество православных за духовными советами и молитвой. Но в этот праздничный день любой желающий мог придти к батюшке, попрощаться, помолиться за него и вместе с ним, попросить его дальнейшего духовного заступничества и окормления.

В Гефсиманском Черниговском скиту

Но программа нашего паломничества ещё была не исчерпана. Нас ждал Гефсиманский Черниговский скит, подворье Троице-Сергиевой лавры.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчаная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV веке. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более строгого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

Скит был основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

Простота и строгость были заповеданы основателями скита. В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый Филиппушка: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита.

Но где строгость – там утешение и ласка. В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу.

Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов – В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н. Леонтьева).

Экскурсия, проведённая насельником монастыря Александром, включала рассказ об истории скита, его архитектуре и святынях и посещение пещерной его части: двух пещерных храмов, келий, подземных ходов и источника.

Приложившись к святыням, наполнившись благодатью столь святых мест, помолившись перед святыми иконами и у мощей святых угодников, переполненные впечатлениями столь насыщенного праздничного дня, наши паломники отправились в обратный путь…

Покровский храм Московской духовной академии

Академический храм – уникальное явление. 1 октября 1814 года (по старому стилю), в праздник Покрова, Московская духовная академия возобновила свою деятельность, но уже в стенах Троице-Сергиевой лавры. В память об этом событии в 1870 году и был освящен Академический храм.

Храм является центром академической жизни. Богослужения в нем совершается ежедневно силами студентов и преподавателей. Студенты разделены на 12 певческих групп, которые несут череду певческого послушания и отправляют вечернее и утреннее богослужение. В 22 часа все собираются на вечерние молитвы, после которых очередной студент произносит проповедь. Здесь студенты проходят практику чтения, пономарства, уясняют особенности устава, здесь их поставляют во чтецы, диаконы и священники.

На протяжении многих лет большое количество дубненцев приезжало и приезжает на особые богослужения, совершаемые во время Великого поста. Эти богослужения называются «Пассия», с чтением акафиста Страстям Господним.
Не менее впечатляющим бывает ещё одно великопостное богослужение, называемое в народе «Мариино стояние». На нём прочитывается полностью Великий покаянный канон Андрея Критского и житие Марии Египетской.

Службы всегда возглавляются архиепископом Верейским Евгением, ректором Московской духовной академии и семинарии, в сослужении сонма духовенства и сопровождается пением двух студенческих хоров по 30 - 40 человек в каждом.

Подобные службы очень помогают верующим в прохождении трудного поприща Великого поста.

Паломническая служба храма Похвалы Пресвятой Богородицы, организовавшая эту поездку, всегда рада видеть всех желающих в наших путешествиях по святым местам. Получить информацию и записаться в поездки можно по телефонам: 8(905)779-08-37, 8(926)847-00-51. Александр.

 

Александр Турманов
Фото автора

 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА
 Покров в МДА

 


 

 

17.10.17

 

 

На главную страницу | В начало | храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015