РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

В День матери в ратминском храме мамы встретились с психологом

 

26 ноября 2017 года, в Международный день матери, в храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино после Божественной литургии прошла встреча мам воспитанников воскресной школы с Галиной Чуприковой, клиническим и перинатальным психологом. Она прочитала лекцию «Становление семейных ценностей на разных этапах развития детей» и ответила на вопросы. Во встрече участвовали клирики храма Похвалы Пресвятой Богородицы иерей Антоний Попов и иерей Аркадий Терехин.

Предварила беседу презентация фотоэтюдов о мамах учеников воскресной школы.

Психолог рассказала родителям о трех периодах взросления – дошкольном, школьном и подростковом, подробно остановилась на кризисе, который сопутствует переходу ребенка из одной возрастной категории в другую, и дала совет, как следует родителям вести себя в такие периоды. Подчеркнув, что кризис менее болезненно протекает в семьях, где царят любовь, доверие, тесное общение взрослых и детей.
Вот лишь краткое изложение того, о чем шел разговор на встрече с психологом Галиной Чуприковой.

Специалист особо остановилась на понятии базового доверия, которое формируется у ребенка в младенчестве. Формирует его, как правило, мама. Младенцу важно, что она откликается на каждый его крик, что она всегда рядом, ему с ней не страшно и т.д. Если базовое доверие к матери образуется, то образуется и доверие к чужим людям, к миру. Но несчастен тот человек, у которого в младенчестве не было рядом мамы или близкого, к которому он испытывал сильную привязанность, без базового доверия к матери, он не научится доверять людям. Вот почему так важно, чтобы мама была неразлучна с ребенком в его раннем возрасте. Это первостепенная семейная ценность. Имеется ли эта ценность в семье и усвоил ли её ребенок, можно узнать, понаблюдав за его игрой: если он не нянчит куклу, значит, мама от воспитании устраняется…

Ранний период детства заканчивается приблизительно в три года. Понять, что он закончился, помогает кризис – крутой перелом самосознания малыша. Из ребенка послушного и милого он превращается в своевольного вредину. Его любимыми выражениями становятся: «Я не хочу!», «Я сам!», «Я хочу так!», «Я не буду!» Но это вовсе не своеволие и не вредность, не избалованность и не издержки воспитания – это нормальный процесс. Это осознание того, что «я могу принимать решения». Тут важно предоставить ребенку возможность выбора. Пусть сам решает, какую ему есть котлету: рыбную или мясную, какие надеть колготки: голубые или бежевые и т.п. А вот когда выбор грозит навредить детскому здоровью, уместна хитрость. Например, можно запретить ребенку мыть руки после улицы. Скорее всего, малыш назло запрету руки вымоет. Иногда кризис растягивается на год. Но хуже, когда кризиса вообще нет. Последствия его отсутствия «вылезут» массой проблем во взрослой жизни.

Как правило, именно в этот период у родителей возникает соблазн применять наказание. Психолог советует, если уж решили наказывать, важно усвоить, что линия воспитания, должна быть единая для обоих родителей, а также для тех, кто в воспитании участвует. Нужно договориться, что за эту провинность, например, ставим в угол, а за эту лишаем сладкого, и всем безукоризненно следовать принятому решению.

Второй период – дошкольный возраст. В эти годы ребенок должен насытиться игрой. Если ему удастся наиграться досыта, проблем с обучением в школе не будет. А если игру, рисование, аппликацию, лепку заменить уроками английского, чтения, математики и т.д., в школе ребенку придется тяжеловато. Такой вот парадокс. У дошкольника обязательно должно быть время для игры. Психолог уверена, что любую жизненную ситуацию ребенку важно проиграть, ведь проговорить её (как взрослые) он пока не может. В игре желателен партнер, но лучше, чтобы это был не взрослый, потому что взрослые обычно навязывают свой сценарий и роли. А лучшая игрушка – это… палочка, которая превращается во что угодно, или бесполый пупс. Играя с пупсом, можно «примерить» на себя различные семейные роли.

Третий период – школьный. Кризис приходится на подростковый возраст. Наступает он в 11 лет (у девочек может начаться и раньше) и «застрять» в нем можно надолго: до 16, а то и 18 лет. Бывают, говорит психолог, и 40- летние подростки. В этот период ребенок умирает как ребенок, но еще не родится как взрослый. Подросток не хочет быть ребенком, но не может быть взрослым. Происходит ломка всех представлений о мире, об окружающих, о родителях, о себе самом. Важно, чтобы сложившаяся к этому времени основа мировоззрения ребенка была крепкой, чтобы семья, родители, духовные, нравственные ценности занимали большой объем в его душе, чтобы не было в ней пустоты. Если пустоты нет, её не заполнишь плохим.

После лекции психолога засыпали вопросами: как бороться с телефоном, в котором ребенок постоянно «сидит»? Как узнать, можно ли ребенка уже оставлять дома одного? Как приучить к труду? Как первокласснику преодолеть стресс? – и другие. На все вопросы слушатели получили ответы, при этом разворачивались горячие диспуты. После столь познавательной беседы с психологом многие, наверное, по-другому посмотрят на проблемы, которые сильно тревожат.

 

Светлана Козлова
Фото автора

 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом
 мамы встретились с психологом

 


 

 

05.12.17

 

 

На главную страницу | В начало | храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015