Через Пассию – к Пасхе
В храмах Дубненско-Талдомского благочиния в дни Великого поста проводится особая великопостная служба — Пассия.
Пассия — (лат. «страдание») — особое богослужебное последование, совершается во время Великого поста, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Эта служба глубоко трогает верующих, приносит и назидание, и утешение.
Последование пассии бывает четыре раза – по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. Часто во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
На пассии звучат отдельные трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Например, перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы вновь и вновь напоминают о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
Еще одна особенность пассии – чтение акафиста Божественным Страстям Христовым, которые обычно поются не только певчими, но и всеми молящимися.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Вечером 4 марта 2018 года в храме Рождества Иоанна Предтечи в Дубне пассию совершил клирик Дубненско-Талдомского благочиния иерей Виктор Гавриш. Особо проникновенно звучало в этот вечер повествование о страданиях Христа из Евангелия от Матфея. Ужас от совершаемого над Христом и горечь от сознания собственной причастности ко злу болью сжимало сердце. Пожалуй, каждый богомолец в этот момент особенно остро осознавал свою греховность, немощь и лукавство. Но удивительным образом из отчаяния, в которое погружают подобные откровения, выходишь очищенным и полным надежд на собственное духовное воскресение. Это печальное богослужение с коленопреклонением невольно пробуждает решительное желание всем сердцем любить Господа и ближних, жить по заповедям Божиим и тем самым не только спастись самому, но и облегчить крестные страдания Христа. Наверное, и поэтому так любят верующие великопостную службу – Пассию.
В своей проповеди иерей Виктор Гавриш обратил внимание на следующий факт: «Иногда бытует мнение, что события, описанные в Библии, имеют метафорический характер. Но священное писание говорит об этом совершенно буквально – Господь страдал за наши грехи, Он претерпел страшные муки. Есть мелкие подробности, описанные апостолами, которые явственно говорят о том, что апостолы были очевидцами тех событий. И уже современная наука, медицина подтверждают, что все подробности распятия Господа и его страдания были описаны в Евангелии очень точно. Это невозможно было придумать. Но самое главное – в Евангелии мы видим, что Господь – не просто всемогущий создатель Вселенной, которому нет дела до простого человека с его нуждами и проблемами, Господь пришел в этот мир для того, чтобы быть с нами. Быть с нами во всей глубине наших страданий. Святитель Лука Войно-Ясенецкий приводит в своей проповеди пример, как врачи спасают человека, у которого заражение крови. Его кровь прогоняется через специальный аппарат, очищается, а потом вновь вливается в вену этого человека. Также и Господь берет на себя нашу зараженную грехом природу, берет на себя искалеченное страстями человеческое естество, очищает и возвращает в нас в таинстве Святого Причастия. Поэтому важно, чтобы мы, особенно Великим постом, не просто постились, не только молились в доме и в храме, но чтобы мы, очистив душу покаянием в таинстве исповеди, стремились почаще причащаться Святых Христовых Таин. И тогда Господь будет жить в наших сердцах. Аминь».
Светлана Козлова
Фото автора
6.3.18