Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна (1993-2011гг.)

А Б В Г Д ...

АД (ТЬМА ВНЕШНЯЯ; ГЕЕННА, МУКИ ВЕЧНЫЕ). См. также СПАСЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК(А). Падение.

  1. Любовь и вечные муки
  2. Религия устрашения
  3. «Свидетели» отрицают ад
  4. Ад есть?

Любовь и вечные муки

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Как понятие ада и вечных мук сопоставимо с понятиями доброты, любви и милосердия? Ведь если почитать книги святых отцов, то можно понять, что в ад не попадут только единицы. Ну, вот представьте: жил себе тихий человек, не молился, не постился, в Бога не верил, но в жизни никого не задел, жизнь никому не испортил. И, получается, он заслужил вечные муки. Это ведь несправедливо. Да, за свои поступки надо отвечать, НО ВЕДЬ НЕ ТАК?! Даже самый гнусный злодей такого не заслуживает. Пожалуйста, скажите ваше мнение по этому поводу.

Ответ: Вы напрасно полагаете, что Бог наказывает кого-то подобно тюремному надзирателю, тем более за гробом. Бог есть любовь (1Иоан.4:16), и Он творит только благо. Проблемы же наши возникают только потому, что от этого блага отворачиваемся мы сами. Господь не нарушает нашей свободной воли, и человек всегда сам выбирает то, что получает. Если он стремится к Богу, то никто не может помешать ему раскаяться в своих грехах, и верить в Евангелие. Если же человек не хочет обратиться к покаянию, и отвергает Христа, то остаётся в том состоянии, в котором он есть.

Беда наша, правда, заключается в том, что состояния своего мы, как правило, не понимаем. Например, если бы упомянутый вами «тихий человек», которому Бог не нужен, захотел, - то легко бы заметил, что не имеет вечной жизни, и кроме страдания и смерти его ничего не может ждать. Но он об этом думать не хочет. Священное Писание называет таких людей сидящими во тьме и тени смертной (Пс.106:10, Лук.1:79, и др.). Состояние это – состояние всего падшего человечества, вне зависимости от того, тихий человек, или буйный. Согласно Библии, возникло оно после того, как человек отпал от Бога и потерял Рай. Все мы, и добрые и злые, одинаково лишены Рая, и подвержены страданию и смерти, - т. е. идем в ад.

Как это ни печально, но большинство людей ничего другого и не ищет. Об этом говорит и само Евангелие: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. В Рай, же, действительно, не устремляются широким потоком огромные толпы людей. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:14). Но происходит это не потому, что Бог кого-то наказывает, а потому, что человек сам выбирает этот путь. Ему самому, как и вы написали о своём «тихом человеке», ни Господь Бог, ни Рай, совсем не интересны. Во тьме и тени смертной, значение имеют лишь земные блага, - и интерес вызывают только такие боги, которые эти блага обещают.

Во всём этом не было бы никаких противоречий, и не было бы ничего, кроме благости Божией. Господь оставляет нам свободу жить так, как мы хотим, и дает именно то, к чему мы стремимся. Даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит, - говорит псалмопевец (Пс.19:4). Если бы человек хотел в рай, а Господь его не пускал, то можно было бы говорить о зле, которое исходит от Бога. Но Господь поселил нас именно в Раю, и после того, как мы предпочли грех, Сам пришел на землю, чтобы снова открыть нам путь на Небо. И теперь Он всех призывает в Рай – но кто виноват, что вашего «тихого человека» это совсем не интересует? Почему-то вы решаете за него, что ему нужно, и хотите навязать своё представление о благе.

Надо сказать, что неверующему человеку лучше было бы не рассуждать о спасении. Зачем говорить о том, чего нет? Но подобными рассуждениями он причисляет себя к верующим людям, и этим сам осуждает себя. Он уподобляется дьяволу, который и знает, что Бог есть, и отвергает Его. Поэтому если мы веры не имеем, то разумно будет нам не пустословить, и не рассуждать о Боге, Рае, и аде. Лучше уж просто жить той жизнью, которую даёт Бог, и если в сердце найдется хотя бы маленькая искорка веры, то уповать на Его милосердие.

Ну а если совесть наша призовет нас к покаянию и вере в Христа и Евангелие, то рассуждать уже нужно о том, как идти путем веры. В этом случае человек сам убеждается в том, что Отцы правильно описали путь спасения. Для нашего эгоизма и страстей он представляется ужасным. Однако это касается лишь взгляда с внешней стороны. Евангелие же говорит совсем о другом. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, - взывает Христос, - и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:28-30).

Господь никому не творит зла. Если же мы не видим того великого блага, которое любовь Божия преизобильно изливает на каждого из нас, то винить нам в этом некого. Мы сами отворачиваемся от Бога.

Религия устрашения

Почему вся религия построена на устрашении людей. Типа: "Не будете делать, как сказал Бог, попадете в ад, и будете мучиться, будете "хорошо себя вести", попадете в рай?" Я читал библию полностью.

Ответ: Я не могу говорить от лица всех религий, но смысл Евангелия, конечно, состоит совсем не в устрашении вечными муками. Наоборот: слово «евангелие» переводится с греческого языка как «благая весть» о спасении. Надо сказать, что в древнем мире, который первым услышал эту благую весть, устрашить кого-то адом было совершенно невозможно. Мысль о мрачном Аиде, в который надлежит сойти всему роду людскому, просто не имела альтернативы. Древние язычники, также как и Евреи, ничего другого не знали. Ветхий Завет не содержит угроз адом, все его угрозы и прещения касаются только земной жизни. Согласно христианскому учению, лишь Христос, после своей смерти на кресте, сошел в ад, лишил его власти над человеком, и вывел оттуда ветхозаветных праведников. На иконах сошествия во ад, которые по традиции кладут на аналой посередине храмам в воскресные дни, изображается как Христос выводит из ада Адама и Еву, т. е. весь людской род, подверженный смерти и аду после грехопадения и изгнания из Рая. Это была проповедь чего-то совершенно нового и невиданного – спасения от ада. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Матф.4:16). Надо сказать, что само понятие «спасать» подразумевает, что человек уже погибает. Если он, например, не тонет, то его невозможно спасать. Если же он тонет, то чем ему можно грозить? Его можно только спасать.

Проповедь Царства Божиего имела удивительную силу и действенность в последующей истории мира, и даже изменила основы мировоззрения человека. Человечество получило реальный опыт спасения от ада. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:55) – словами древнего пророчества восклицает проповедник Христа – апостол Павел. Это место, кстати, является единственным упоминанием об аде во всех посланиях Апостола.

Сегодня в этом изменении самого глубинного понимания жизни, как правило, никто не отдает себе отчета, но именно его плодом является на самом деле ваш вопрос. Упоминание об аде вам представляется уже каким-то совершенно неуместным «устрашением». За две тысячи лет христианской истории в сознании людей глубоко укоренилась мысль, что мы совсем не должны сходить в ад.

Смысл этой надежды, правда, становится все менее нам понятен. Если человек имеет веру, понимает благую весть о Царстве Божием (Евангелие), то упоминание об аде, из которого он хочет вырваться, будет для него не бессмысленным устрашением, а необходимым осознанием смысла того пути, по которому он идет. «Устрашением» же это может показаться только человеку неверующему, который ничего, кроме своей земной жизни, не знает, и рассуждения о рае и аде воспринимает как обычную в земной жизни аферу: от тебя хотят что-то получить, и для этого что-то обещают, а чем-то грозят.

Так иногда дети воспринимают попытки родителей их воспитывать. Им кажется, что родителям от них что-то нужно, например, чтобы они учились, и поэтому они грозят наказанием, или обещают поощрения. Но на самом деле образование необходимо самим детям. Проблема лишь в том, что одни дети это понимают, а другие нет. Если человек понимает необходимость образования, то он сам будет стремиться учиться, и родители могут только ему помогать. В этом случае альтернативу остаться неучем он воспринимает, действительно, как нечто устрашающее, и в какой-то степени она бережет его от лени и небрежения. Но главным смыслом является всё-таки сама учеба, и перспективы, которые она открывает для него в жизни. Если же человек учиться не хочет, то угроза остаться без образования не имеет для него смысла, потому что оно ему не нужно. Так и в духовной области рассуждения об аде и рае имеют смысл только для человека, который обратился к покаянию и вере. Для остальных же они представляют собой совершенно бессмысленные угрозы, или пряник, который им совсем не нужен.

Тот юридический принцип, о котором вы говорите: если вел себя хорошо, то иди в Рай, а если плохо, то в ад, после отпадения от православия в некоторой форме присутствует в католицизме. Надо заметить, однако, что правоверного католика пугают на самом деле не адом, а чистилищем. Чистилище – это место, где с тебя взыщут все долги за совершенные грехи, а потом всё равно отпустят в рай. Поэтому того механизма запугивания, который описали вы, не существует даже в католическом учении о спасении. Бесконечными муками и адом католики пугают не тех, кто плохо себя ведет, а тех, кто не принадлежит к этой организации.

Если же говорить о протестантах, которые в своё время отделились от католической церкви, то их богословие, как правило, не запугивает даже чистилищем и учит, что верующий в Христа уже спасен, (ср. Иоан.6:47 и др.). Христос его уже искупил, и о своём плохом поведении он может особенно не волноваться. По-видимому, вы не знакомы с протестантскими интерпретациями христианства, иначе бы сказали, что основано оно отнюдь не на устрашении, а, наоборот, на самой светлой вере в будущий рай, которая может сравниться разве что с оптимизмом тех, кто вкладывает деньги в финансовые пирамиды.

В православном же учении остаётся реальное понимание добра и зла, и, соответственно, Рая и ада. В спасении от зла и ада, действительно, состоит смысл христианства.

Для неверующего человека всё это не имеет реального смысла. В этом, собственно, и состоит его неверие. Так и вы в своём вопросе не говорите ни о чем реальном. Ведь если бы вы воспринимали ад как нечто реальное, то не спрашивали бы, почему им запугивают, а интересовались бы только тем, как от него спастись. Также и мысль хранить заповеди Божии ради Рая не вызывала бы у вас никаких недоумений.

«Свидетели» отрицают ад

Здравствуйте. Я слышал, что "Свидетели Иеговы" отрицают ад по четырем причинам:
1) потому что оно абсолютно не соответствует Библии, 2) потому что оно не благоразумно, 3) потому что оно противоречит любви Бога и 4) потому что оно несовместимо с праведностью. Объясните, почему в православии есть ад. Я считаю, что если нет ада, то человек позволяет себе творить зло. Я православный христианин. Еще расскажите об иеговистах. Я о них хочу узнать. Помогите.

Ответ: Священное Писание много говорит об аде, преисподней, «тьме внешней», «геенне», и др., поэтому я не знаю, что подразумевают Иеговисты, когда говорят о том, что понятие это не соответствует Библии. Но в каком-то смысле ад, и вообще зло, это действительно не есть нечто существующее. Существует Бог, и всё, что он сотворил – добро (Быт.1:31). Зло же не есть нечто, сотворенное Богом, существующее, а есть отпадение от добра, от истины, от любви, коротко говоря, от Бога, - которое некоторым непостижимым образом возможно для человека, обладающего свободной волей. Человек этой возможностью, как известно, воспользовался. Как учит Библия, мы отпали от Бога, нарушив Заповедь, и выгнаны из Рая. Куда же нас из Рая могли выгнать? Есть только два понятия: добро и зло. Третьего здесь не дано, и из Рая нас могли выгнать только в ад. Однако нам дано время, и пока оно у нас есть, мы можем снова обратиться к Нему. Окончательный же смысл отпадения от Бога, от нас как бы скрыт. Поэтому человек, если он не обращается к покаянию и вере, рассчитывает только на своё земное время (которое, однако, неотвратимо кончается), и очень хочет верить, что ада нет. Однако от ада эта страусиная мысль на самом деле избавить не может. Ибо что останется человеку, если из Рая он изгнан, и земное время его кончилось? Именно только тьма внешняя о которой говорит Евангелие (Лук.13:28, и др.), где будет плач и скрежет зубов, - т.е. ад. Можно понять иеговистов, которым всё это совсем не нравится, и кажется неблагоразумным. Но, что бы они ни говорили, спасает от ада только покаяние, и вера в Христа.

Спорить о вере, тем более, с представителями тоталитарных сект, бессмысленно. Например, приведенный вами аргумент о том, что понятие ада несовместимо с праведностью, можно было бы назвать справедливым, ибо праведники с адом действительно ничего общего не имеют. Но причем здесь иеговисты, и почему они решили не спасаться от ада, а просто уверять себя, что его нет, - это уже вопросы, на которые пусть они отвечают сами.

Ад есть?

Множественное упоминание ада <…> так и не дает четкого ответа о его присутствии в данном месте в качестве кары за неверие или грехопадение. Мне бы, честно говоря, хотелось получить достаточно четкий ответ, т.е или ад есть, потому что это место, в котором до прощения находятся грешники, или есть чистилище, в котором, бессрочно, но также до прощения находятся грешники, или есть еще что то, что находится за рамками моего понимания. Еще раз приношу извинение за настойчивость, или за мою дремучесть в данном вопросе, но прошу вас, объясните мне, пожалуйста, своими словами, но понятными для мирян.

Ответ: Когда об аде говорится, как о некоем месте, говорится это лишь применительно к нашему земному человеческому пониманию. Земной человек ведь не может представить себе ничего вне пространства. Поэтому в нашем восприятии, если нечто существует, то существует в определенном месте.

Пока мы живем на земле, мы живём во времени, и о вечности ничего не знаем. Вечность – это то, что наступит для нас тогда, когда время кончится. Всё, что связано с вечностью, может быть лишь условно описано на человеческом языке, и часто представляется нам противоречивым и нелогичным. Мы можем что-то описать только в том случае, если вернёмся к своим представлениям о пространстве и времени – т. е. об определённом месте, конечном и бесконечном. Такие попытки называют схоластическим богословием. В этом богословии вводится, например, понятие о чистилище, как месте, где души согрешивших людей пребывают временно, пока не получат воздаяния за свои грехи. Такой определённости в пространстве и времени требуете и вы в своём вопросе. Но православная Церковь остается в истинном духовном учении о вечности, не смотря на непонимание этого учения теми, кто подходит к нему лишь с земными мерками. Истинное богословие состоит не в описании Рая или ада, а в описании пути в Рай. Лучше нам на этом остановиться, и исследовать именно то, что действительно подлежит нашему исследованию. Это такие вещи, как покаяние, исправление своей жизни, и надежда, которая открыта нам в Евангелии. Если мы не пойдем по этому пути, то останемся в аду – т. е. в состоянии отпадения от Бога, которое называют еще вечной мукой, тьмой внешней, или геенной, где будет плачь, и скрежет зубов.

Для первозданного Адама познание добра и зла состояло в познании зла, ибо добро он знал по естеству. Для нас же, падших людей, путь познания состоит в познании добра. Ибо что такое зло земной человек знает и так, хотя не всегда может его осознать. Чтобы увидеть зло, надо сравнить его с добром. Поэтому познание наше может расширить только стремление к добру. Пытаясь же сформулировать понятие ада в условных терминах и образах из земной жизни, мы никакого знания себе не прибавим.

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021