РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна (1993-2011гг.)

А Б В Г Д ...

БИБЛИЯ (см. также СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ; ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, НОВЫЙ ЗАВЕТ)

  1. Вопросы к Церкви
  2. Проклятья в псалтыри
  3. Что писал спаситель?
  4. Противоречия в Новом Завете
  5. Как можно не заботься о завтрашнем дне?

Вопросы к Церкви

У меня вопрос. Я не верю в Бога (как в физическую субстанцию).
По нескольким причинам я согласен принимать учения Христа, но учения церкви, по-моему, все искажает. Несколько доводов:
1. Мир был создан за 6 дней, хотя динозавры существовали до людей за 60 миллионов лет.
2. Если по Евангелию посчитать продолжительность жизни святых (там есть, кто кого породил, и кто сколько прожил), то получается, что Адам жил примерно 2000 лет до н. э., хотя по раскопкам люди жили около 4000 лет до нашей эры.
3. Вы сами понимаете, что поместить всю флору и фауну на Ноев ковчег НЕВОЗМОЖНО, кроме того, в библии сказано, что Ной взял в ковчег каждой паре по твари и своих сыновей, потом у сыновей откуда-то появляются жены…
4. Где Бог находится физически? Гагарин слетал, вроде там ничего не было. Что касается церкви у меня тоже несколько вопросов.
5. Самая главная заповедь, НЕ УБЕЙ. Как тогда могут быть военные люди - святые, Александр Невский, например, я понимаю что он защищал отечество, но нет такой заповеди - защити отечество, а есть заповедь - НЕ УБЕЙ, а благословение военных на войну, и таких примеров много…
6. А иконы – это же идолопоклонство НЕ СОЗДАЙ СЕБЕ КУМИРА и НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ БОГА КРОМЕ МЕНЯ, а мы молимся всем святым, Христу, угоднику, Богородице, в общем лишь бы красиво было.
<….>В общем, по-моему, церковь – это что-то типа государственного аппарата, пользующаяся учением Христа и самое главное извращающее его учения для своих благ. ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА

Очень хотелось бы верить, что вы действительно ищете Истину. Но есть нечто не очень внятное в ваших рассуждениях. На самом деле вы не ставите насущных для себя вопросов, не пишете о том, как вы ищете Истину, зачем она вам, и что вам мешает её найти. Ну, положим, вы уверены, что Церковь это что-то типа государственного аппарата и пр. Тогда чего о ней и спрашивать? Мало ли, в конце концов, в современном мире разнообразнейших организаций, в том числе и называющих себя «церквями», - человеческой жизни не хватит, чтобы со всеми ими спорить, да и зачем? Или, может быть, вы сами знаете истину? - Тогда вообще не понятно, зачем задавать вопросы.
Отсутствие понятной цели в ваших вопросах делает их противоречивыми, и даже во многом бессмысленными. Например, за веру в Бога почему-то вы ругаете именно Православную Церковь. Это можно было бы расценить как комплимент, но на самом деле проблема существования Бога относится ко многим религиям и философским учениям. Однако, столь примитивных представлений о Боге, как о физической субстанции, которую можно увидеть в иллюминатор космического корабля, нет ни в одной из них. В Евангелии же относительно Гагарина прямо написано, что Бога не видел никто никогда; (Иоан.1:18). Т.е. Бога невозможно увидеть глазами.
Критика Ветхого Завета тоже не является собственно критикой учения Православной Церкви. Ветхий Завет – это объективно существующая книга, которая написана до возникновения Христианской Церкви, и которая является Священным Писанием так же для Иудеев и Мусульман. Христос, с учением Которого, как вы пишете, вы согласны, тоже полностью принимал Ветхий Завет, и даже исполнил его в Своей земной жизни. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков, - сказал Он о Себе, - не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф.5:17,18).
Вообще Библия – это самая древняя и самая изученная книга. Поэтому попытка так запросто её отвергнуть, даже не читая, выглядит совсем несерьезно. Относительно Ноева ковчега, например, можно было бы еще понять ваше замечание о фауне, хотя современный расчет показывает, что помещения ковчега (а Библия указывает его размеры), легко могли бы вместить по паре каждого ныне живущего животного, да еще и с избытком места. Но об этом можно было бы еще рассуждать. Ваши же слова о флоре заставляют предполагать, что Библию вы не читали, - ибо о флоре в ней ничего не говориться. Так же непонятного происхождения и мысль об отсутствии жен у сынов Ноя в Ковчеге. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег, - написано в Библии (Быт. 7,7). В другом вопросе, по-видимому, вы путаете Евангелие с Ветхим Заветом, когда пишете, что в нем говориться о продолжительности жизни праотцев. Но и в этом случае не все понятно. Согласно Библии, примерно за 2000 лет до рождества Христова родился Авраам. Но вы пишете об Адаме.
Не знаю, имеет ли смысл пытаться распутывать все эти головоломки. Тем более, что сами цифры и даты Ветхого Завета для нас не являются основанием веры в Христа. Можно ничего в них не понимать, но правильно принимать Евангелие и верить. Вот что говорит, например, Апостол Павел: я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого (1Кор.2:2).

Содержание же Библии в отношении к представлениям современной науки имеет множество объяснений. Умножаются они потому, что относительными являются научные гипотезы. Они постоянно меняются, учение же библии остаётся неизменным. Поэтому взаимоотношение новых научных теорий с учением библии всегда дают богатый материал для обсуждений и споров. Принципиальной причиной для споров является то, что наука в своих рассуждениях о том, что было 60 миллионов лет назад, сама становится верой – ибо опытного подтверждения подобные гипотезы в принципе не могут иметь. Невозможно перенестись во времени на 60 миллионов лет назад и посмотреть, что там было. Гипотезы же о том, что в принципе проверить нельзя, составляют область научного мифотворчества. Вы вправе верить в 60 миллионов лет, но выдавать это за реальный факт никак невозможно. Подтверждением условности подобных гипотез является их разнообразие и переменчивость. Если бы мы имели дело с фактами, то они оставались бы определенными, и не менялись в зависимости от новой теории. Реальная же история, основанная на сохранившихся документах и памятниках человеческой культуры, ограничивается лишь несколькими тысячами лет, как раз теми, о которых говорит и Библия, и на которые указываете вы (примерно четыре тысячи лет до рождества Христова). Далее идет область непроверяемых теорий и догадок, которые меняются с изменением текущих научных представлений.

Библия сама по себе, с научной точки зрения, представляет собой наиболее древний и достоверный источник о происхождении мира. Но при этом она предлагает гораздо более глубокий смысл вещей, чем это можно увидеть с внешней стороны. Например, относительно времени она в первую очередь говорит о его периодичности. Василий Великий, рассуждая о природе первого дня творения, говорит, что он назван в Библии не первым, а единым, т.е. периодом времени, днем как таковым. Так же и седмица (неделя) всегда возвращается сама к себе, и никогда не кончается. Т.е. о каком бы времени мы не говорили, оно всегда будет находиться в суточном и недельном кругу. Те же свойства имеет и век.

В этом состоит библейское представление о времени. Само слово древнееврейского языка, переведенное как «день», означало не только день, но и период времени вообще. При этом длительность самого времени библия понимает как нечто не поддающееся измерению. Можно считать периоды, но о том, как быстро течет само время, мы ничего сказать не можем. Поэтому на самом деле, сколько бы мы ни пытались считать миллионы и миллиарды лет, реальная продолжительность времени остаётся условной. Для человеческой же жизни, когда она проходит, время сводится к бесконечно малой величине, за которой стоит вечность. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел (Пс.89:4).

Библейское представление о времени трудно понять с точки зрения науки, хотя современная физика иногда и пытается приблизиться к представлению об относительности времени. Но это можно оставить ученым. Учение же Церкви предлагает духовное понимание времени, которое нельзя выразить в научной концепции. Его можно предложить только через образ, подобный образу в литературе или живописи. Так, например, апостол Павел, призывая дорожить временем, говорит, что дни лукавы (Еф.5:16). Т. е. мы обычно обманываемся относительно времени: нам кажется, что его еще много, а оно проходит, и мы остаёмся ни с чем. Понятный человеку образ может как бы приоткрыть перед нами духовный смысл вещей. Когда говорится, например, о том, что Христос вознесся на небо, используется образ видимого неба, - но имеется в виду, конечно, не атмосфера, а Царство Божие. Разумеется, Гагарина запускали не в Царство Божие, и ничего кроме материального мира он не видел. Можно сказать, что на тот момент ему повезло.

Образное описание используется не только в самой Библии, но и в церковном искусстве, в частности, в иконописи. Отвержение же образа является лишь свидетельством о нежелании понимать веру. На практике это ведет к атеизму. В истории Церкви был целый большой период т.н. иконоборства, продолжавшийся в общей сложности больше столетия. Вот что пишет о нем в «Настольной книге священнослужителя» С.В. Булгаков: «Так как догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики … победа над иконоборством была … именно победой православия (т.е. религиозной истины, которая находит в почитании священных изображений живое и наглядное выражение) … Иконоборческое движение не было только частным религиозным заблуждением, а было целостным антицерковным направлением … стремившемся подчинить власти государства дела веры и христианской совести. Вместе с уничтожением икон уничтожались иноческие обители, имущество их отбиралось, монастырские здания обращались в общественные склады, ношение монашеской одежды возбранялось, и т.п.». Ничего нового нет под солнцем. Неудивительно, что описание эпохи иконоборства как будто взято из истории революции в России. Неудивительно и то, что неверующие люди, к которым вы причисляете и себя, активно отрицают икону.

Однако, как бы то ни было, по проблемам иконопочитания, существуют самые подробнейшие и всесторонние исследования, которые вполне можно найти и прочитать, если этот вопрос вас действительно интересует. То же можно сказать и о других вопросах – священстве, богослужении, или убийстве на войне.

Надо сказать, что, объявляя заповедь «не убей» самой важной, вы тоже впадаете во многие противоречия. На самом деле, первая заповедь говорит о вере – о том, что есть Бог, и в Него надо верить. Почему же первую заповедь вы легко отвергаете, а шестую произвольно называете самой важной? Ведь и сам Христос, учение Которого вы соглашаетесь принять, назвал любовь к Богу первой и наибольшей заповедью (Матф.22:38). Сказал Он так потому, что без веры для падшего человека не только выполнение Заповедей, но и вообще всё в жизни, теряет всякий смысл. Заповеди же представляют собой нечто целостное. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем – говорит апостол Иаков. - Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей (Иак.2:10,11).

Поэтому и заповедь «не убей» очень важна. Я даже думаю, что если бы мы перестали убивать по своей злобе, зависти, жадности или мести, отошли бы от насилия, жестокости, и унижения других людей, а женщины перестали бы быть серийными убийцами своих еще не родившихся детей, то, возможно, и воевать бы не пришлось. Ибо не случайно наводит Господь «казни египетские» и войны, а именно потому, что сами мы убийцы по существу. Но первым грехом, из-за которого случаются внешние бедствия, в первую очередь войны, является отпадение от веры в Бога. Об этом тоже неоднократно говорит Библия.Только вера может помочь нам выбраться из всех противоречий нашей жизни. Я думаю, что отвергаете вы её очень неосновательно и напрасно.

Проклятья в псалтыри

Псалтырь, несомненно, боговдохновенная книга. Но почему в ней так много проклятий другим людям, пусть даже и грешным? И к кому эти проклятия относятся ныне?

Псалтирь - это книга о судьбах мира, созерцаемого в ней от его сотворения до Страшного Суда. Она как бы приоткрывает перед нами тайну Божественного Суда над родом человеческим - благословение одних и проклятие других. Человек обычно видит только одну сторону внешних событий, и поэтому часто недоумевает и смущается сердцем, когда видит, например, процветание людей лживых и беспринципных. Но псалом открывает нам их жизнь в глазах Божиих: это пыль, которую поднимает ветер с лица земли (Пс.1,4).

Одновременно многие стихи псалмов являются пророчеством о Христе и евангельских событиях, предсказанных с удивительной точностью. См. например Ин.19,24 - Пс.21,19. Проклятия 108 псалма являются пророчеством о предательстве Иуды (Деян.1,20).

Но самым полезным, может быть, для нас является некое внутреннее свойство псалмов: при описании внешних событий они одновременно рассказывают нам о нашей внутренней духовной жизни. Вся трагическая борьба с врагами, описанная в псалтири, - это еще и описание борьбы с грехом в нашем сердце. Например, в 136 псалме ("На реках Вавилонских") мы читаем ужасные слова: "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень". Младенцы - это первые помыслы о грехе. Разбивая их о духовный камень (который есть Христос), мы избавляемся от греха.

Надо сказать, что проклинает Псалтирь скорее не грешных людей, ибо сама эта книга свидетельствует, что грешны все люди, и сам Давид, написавший ее, пал в тяжкий грех, - но искренне раскаялся (Пс.50). Дух Святой, Которым написана Псалтирь, проклинает тех, кто отвернулся от Бога и собственной совести, и в сердце своем зло положил как бы за добро - уподобляясь этим дьяволу. Т.е. Псалтирь проклинает дьявола, отца лжи и человекоубийцу от начала (Ин.8,44), и людей, которые стали его орудиями.

В этом - удивительное единство Ветхого и Нового Заветов. Евангелие повествует нам, что Сам Христос с любовью прощал кающихся грешников, но гнев его был обращен на фарисеев и подобных им (Мр.3,5). Т.е. на тех, кто ложь и лицемерие своего сердца почитает за истину.

Что писал спаситель?

Может быть, мой вопрос продиктован праздным любопытством, тогда простите меня, пожалуйста, за беспокойство. В Евангелии от Иоанна сказано, что, когда фарисеи собирались избивать женщину, взятую в прелюбодеянии, Христос "наклонившись низко, писал перстом на земле". Есть ли какое-то упоминание в христианской традиции о том, что именно писал Спаситель? Я бы не стала так интересоваться, но этот евангельский образ почему-то очень греет мне душу, как-то особенно трогает...

Если Евангельское слово легло вам на сердце, то, может быть, надо со смирением остановиться на этом, как поступала и Пресвятая Дева Мария, которая сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лук.2:19,51). Со временем нам может приоткрыться сокровенный смысл Евангельских слов, если это будет угодно Богу.

То, что писал Христос на земле, не поднимая головы, мы не знаем. Может быть, это умолчание свидетельствует о желании евангелиста таким образом описать отношение Христа к суетным намерениям тех, кто пришел, чтобы уловить Его в слове. Он как бы показывает, что занят своими мыслями, и на них не обращает внимания. Когда же они уходят, т.е. удаляется суета этой жизни, Он поднимает голову и говорит женщине, которая осталась перед Ним, - эти слова может услышать всякая кающаяся душа, которая стоит перед лицом Божиим - Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши (Иоан.8:11). Ибо и в другом месте Он говорит: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Иоан.12:47).

Но я не берусь толковать Евангелие. Лучше нам постараться найти объяснения у Святых Отцов, а если какие-то слова и остаются до конца не понятными, то отлагать их в своем сердце, уповая на то, что Господь откроет нам их смысл, если это действительно будет для нас необходимо.

Противоречия в Новом Завете

У меня вопрос такой. Почему в Новом Завете так противоречиво излагается идея спасения души? Я понимаю, что противоречие внешнее часто есть свидетельство полноты и истинности, но все же… Дело в том, что это противоречие служит для меня камнем преткновения. С одной стороны: «…слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную…», « … если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься», «… всякий, кто призовет имя Господне, спасется», а с другой: «ибо праведники едва спасаются…». Когда я читаю эти строки о праведниках, я очень смущаюсь, и даже впадаю в отчаяние. Я понимаю, что заслуживаю ада, но все-таки, хочется иметь твердую веру и надежду… Хотя сказано также: «невозможное человекам возможно Богу»… Как «поймать» эту тонкую грань во внутреннем настрое, чтобы страх Божий сочетался с верой в спасение?

Вы правильно пишете, что только на первый взгляд может показаться, что в Новом Завете существуют противоречия. Если мы попробуем внимательно разобраться, какой смысл имеет каждая из приведенных вами цитат, то увидим, что они не противоречат друг другу. В этих словах речь идет в большой мере не о трудности или легкости спасения, а о том, как реально спасение открывается перед человеком. Например, слова: «…слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную…» - говорят о том, что для того, чтобы иметь жизнь вечную нужно слушать слово, которое донесло до нас Евангелие, ибо через это слово мы обретаем веру. Как может верить человек, не знающий Евангельского учения? Ведь он сам не знает, во что верит. Слова: « … Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься», - имеют, в частности, такой смысл: вместе с глубокой сердечной верой спасает исповедание Господа перед людьми.

Слова же из Первого послания Петра «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18) основным своим содержанием имеют мысль: Если праведный едва несет скорби земной жизни, то что же будет с нечестивым и грешным? Они не отнимают надежду, а, наоборот, утешают нас в скорбях. Это зачало (часть Священного писания, которая читается во время службы), начинается с 12-го стиха: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного…». В нем объясняется нечто существенно важное о причинах огненного испытания – т.е. наших бед и скорбей. Ключевыми словами являются слова 17 стиха: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?». Удивительная мысль открывается в этих словах: люди, которые составляют из себя дом Божий, т. е. Церковь, первые принимают праведный суд Божий над собой. Почему именно с них начинается суд? Потому что обратиться к покаянию и вере – это и есть предстать в своей совести перед судом Божиим. Вера выражается в том, что человек с благоговением принимает всё, что посылается ему этим Судом. Поэтому он не ропщет на скорби, и благодарит Бога за всё. Это и есть истинное покаяние, а плодом его является глубокое внутреннее преображение человека. «Мир Христов низойдет в твое сердце», - восклицает Святитель Игнатий (Брянчанинов), который написал небольшую, но удивительно содержательную статью об этих словах. Она так и называется «Дневной Апостол 1 февраля 1840 года». Во всяком случае, мысль этого отрывка из Первого послания апостола Петра не столько говорит о трудности спасения, сколько утешает нас в скорбях, и даже указывает на то, что нечестиво живущий человек имеет скорбей неизмеримо больше.

Есть и другие слова в Новом Завете, которые можно было бы истолковать, как говорящие о трудности спасения. Например: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12). Но и здесь нет устрашающего смысла – основная мысль заключается в том, что спасение является плодом наших усилий: нашей веры и жизни по вере.

Жизнь по законам этого мира заставляет человека болезненно переживать о том, как он выглядит в глазах людей. Перенося эту мысль на Бога, мы видим, что перед Ним мы хорошо выглядеть не можем. Это часто приводит к унынию и страху перед трудностью спасения. Но спасают нас не наши заслуги, а покаяние и вера. Господь пришел не карать нас за грехи, а спасать тех, кто обращается к покаянию. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лук.9:55, 56). Он всегда с любовью принимал кающихся грешников, мытарей, блудницу, разбойника, и прощал им грехи. Так же Он действует и сегодня, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).

Как можно не заботься о завтрашнем дне?

Объясните, пожалуйста: как воплощать в жизни такие слова Господа: «…не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Но ведь очень многое люди делают, именно заботясь о завтрашнем дне. И, подчас, несколько лет жизни могут быть посвящены тому – «завтрашнему» дню. Например, я хочу получить какую-то специальность. Обучение займет два года. Стоит оно дорого – прежде нужно заработать денег. Это еще год-два. Итого – три-четыре года жизни будут проходить в заработках и мечтах о том дне, когда я, наконец, получу желаемое. Еще, к примеру – взятие дорогостоящей вещи в кредит или заем денег. Если мы живем «одним днем» и даже не знаем – будем ли здоровы и трудоспособны завтра – как тогда? Спасибо.

«Не заботьтесь о завтрашнем дне» понимается как совет: не терзайтесь напрасно из-за того, что будет завтра, и уповайте на Промысл Божий. Что же касается нормального труда, и планов на будущее, то совет не терзаться из-за плохих предчувствий отнюдь им не препятствует, и даже наоборот: именно надежда на Бога позволяет человеку трудиться и сохранять надежду. Так земледелец сеет зерно и надеется его вырастить, и мореплаватель отправляется в путь, надеясь достигнуть цели. Однако жить можно лишь реальной жизнью в сегодняшнем дне, - о чем, собственно, и говорят приведенные вами слова из Евангелия. Предостерегают они нас также и от надежды не на Бога, а лишь на свои усилия.

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2018