Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна (1993-2011гг.)

А Б В Г Д ...

БЛАГО

  1. Ушла жена
  2. Ценность для христианина
  3. Благо для Грабового
  4. Благополучие и вера
  5. Боюсь будущего

Ушла жена

Дорогой отец Александр! Мне 39 лет, я по профессии физик, моя жена журналист, ей 27 лет. Пять лет назад мы с женой обвенчались. Жили мы не всегда счастливо, но друг другу не изменяли и любили друг друга. Детей у нас не было. Когда я был в командировке за границей вместе с моей женой, она познакомилась с иностранцем. Он - швейцарец, молодой, симпатичный, спортивного телосложения и довольно скромный в общении, если быть объективным. Моя жена решила выйти за него замуж. Жить за границей – была ее детская мечта, потому что родители ее жили бедно, врозь, и детство не было особенно счастливым и радостным. Я же, к сожалению, не очень был способен осуществить ее мечту. Год назад моя жена ушла от меня и сейчас находится в Швейцарии. Я ее люблю и ни с кем не хочу быть кроме нее, надеюсь на ее возвращение и очень ее жду. Считаете ли вы, что нарушение нашего обета любить друг друга со временем забудется, и моя жена может быть счастлива с другим человеком? Если да, то я не представляю, как дальше жить. Спасибо вам заранее за ваш ответ.

Понятно, что на душе у человека, от которого ушла жена, бывает очень тяжело. И никакие утешения здесь помочь не могут. Помочь по существу может только одно: осознание того, что на самом деле произошло, и вера. Мы называем святыми и блаженными людей, которые нашли этот путь, и имели настоящий плод веры в своей жизни. В современном языке смысл слова «блаженный» несколько исказился, но изначально оно отражало существо дела: искренне живущий в Боге человек обладает великим и настоящим благом.

Слово «счастье» имеет более внешний и ограниченный смысл. Под ним подразумевается нечто относящееся только к радостям земной жизни, и изменчивое. Если бы мы искали настоящее благо, то имели бы его, и никто не смог бы отнять его у нас. Но часто мы ограничиваемся лишь очень поверхностным, внешним представлением о счастье, и тогда оно нас только дразнит, и постоянно ускользает из рук.

Очевидно, подобные представления о счастье имеет и ваша бывшая жена. Сами посудите, какого уровня это «счастье» – иметь мечту всего лишь о внешне комфортабельной жизни, подальше от всего родного, и не останавливаться для её достижения перед предательством мужа, и попранием обета перед Богом. С таким человеком невозможно рассчитывать на счастье в браке. Но вам важно понять не столько то, что произошло с ней, сколько то, что происходит внутри вас самих. Как бы то ни было, вы сами выбрали себе жену, - и именно этим выбрали всё то, что произошло в дальнейшем. Что заставило выбрать именно её? Что заставляет человека жениться на девушке значительно моложе его, и со столь примитивными требованиями к жизни? Но, судя по вашему вопросу, её жизненные ценности вас полностью устраивали, и беспокоило только то, что вы не могли удовлетворить её желания в полной мере.

У Бога нет ни малейшей неправды. Все суды Его истинны. Страдаем мы в жизни всегда именно из-за того, чем на самом деле живет наше собственное сердце. Человек на вашем месте, например, может подумать, что он страдает из-за любви. Но любовь подразумевает внутреннюю близость, понимание души другого человека, если хотите, её сокровенной красоты. Тогда эта любовь исчезнуть не может. Но относительно вашей бывшей жены говорить приходится лишь о самом бесчувственном вероломстве. Но вопрос не в жене, а именно в вас самих. Вероломство ведь это, оказывается, вас совсем не смущает, и вы готовы принять жену обратно, лишь бы она вернулась. Однако если бы вы имели любовь, то никогда не смогли бы простить столь чудовищное предательство. Простить её по-христиански, и даже пожалеть, верующему человеку в этом случае было бы вполне возможно. Но жить с ней снова, как с женой, вы никогда бы не смогли.

Такое отношение к жене само по себе провоцирует её поведение. Бросая вас, она, очевидно, совсем не чувствовала, что происходит что-то серьёзное. Человек просто хочет жить, как ему удобнее, и всё. Если бы она видела, что своим поступком она самым чудовищным и вероломным образом разрушит любовь, непоправимо вас оскорбит, потеряет навсегда, а себя лишит надежды не только на счастье, но даже и на покаяние (ведь покаяться означает отойти от греха, т. е. разрушить незаконный брак), - если бы она это чувствовала, то, может быть, и не решилась бы на свой поступок.

Осознавать подобные вещи бывает нам тяжело, но, с другой стороны, именно такое осознание может стать началом настоящего исцеления и утешения для нашей души. Произойти это, правда, может лишь в том случае, если оно приведет нас к искреннему и глубокому покаянию в своих грехах, и вере. Бог есть любовь. Он хранит нас, как зеницу ока, хотя мы сами часто этого и не осознаём. Так и вас, очевидно, любовь Божия уберегает от многих зол, и открывает путь к истинному благу. Но настоящего блага мы никогда не увидим, и не поймем, если останемся в границах лишь земных желаний и страстей. Если же сможем увидеть праведные суды Божии в своей жизни, то увидим то, что сокрыто от неверующего мира - настоящее благо, которое уготовал Господь верующим в Него.

Разрушение брака это всегда тяжелая трагедия. Пока мы видим только земную, плотскую сторону жизни, нам преодолеть эту трагедию невозможно. Поэтому и вы сейчас не представляете, как жить дальше. Выход один: надо постараться увидеть за ней нечто большее, то, что действительно существенно важно для жизни нашей души. И тогда вы сможете не только утешить своё сердце, но и найти настоящую жизнь, и настоящее благо, о котором сейчас, возможно, даже не подозреваете. Да поможет вам Господь найти утешение на этом пути!

Ценность для христианина

Каждый человек стремится к одному - ко благу. Для христианина таковым благом является вечная жизнь в Боге. Без Бога нет вечной жизни и, следовательно, не может быть никакого блага для человека. Почему для христианина так ценен Бог? Потому, что только благодаря ему он может обрести благо вечной жизни. Но что же, в конечном счете, является наивысшей ценностью для человека? Не исходит ли все из желания СОБСТВЕННОГО блага?<….> Итак, возникает вопрос: что является наивысшей ценностью для христианина? Ответ очевиден - таковой ценностью является для христианина он сам. Ибо смысл жизни может быть только в самой жизни. И Бог в глазах христианина лишь обеспечивает эту жизнь, но ценностью главной не является.

Вот, вы привели это длинное рассуждение. Зачем вы его сделали, и что оно вам дало? Ответить можно коротко: ничего. Мысль о том, что надо жить для себя, понятна и без всяких рассуждений. Так живут и те, кто вообще ни о чем не задумывается. Рассуждения эти имеют и еще одну особенность: они бесконечно разнообразны. «Лучшие умы» человечества занимаются ими уже много тысяч лет, но ни о каком едином понимании вещей речи до сих пор не идет. Более того, если присмотреться повнимательнее, то окажется, что никому это особенно и не нужно. Каждый, кому захотелось пофилософствовать, просто берет, и начинает рассуждать. В лучшем случае, из бесконечного моря философской мысли он выуживает несколько случайных идей, а остальные просто оставляет в стороне, как будто их нет. А чаще просто предлагается поток своих рассуждений, и всё. Так и вы, совсем не пытаетесь рассуждать, скажем, так: «в философии существуют такие-то и такие-то принципы и понятия. Вот что говорил, например, Платон, а вот как это сформулировал Кант. И в связи с этим я хочу спросить о том-то и о том-то». Вы просто берете, и предлагаете своё рассуждение.

Светская философия никак не объясняет причин такого положения дел. Она его просто игнорирует, или, в лучшем случае, констатирует, как факт. Для объяснения, очевидно, ей чего-то не хватает. «На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба; его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, т. к. они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума», - с таких слов начал своё предисловие к «Критике чистого разума» Эммануил Кант.

Однако в христианском учении мы имеем объяснение такому положению дел. Причиной является грехопадение человека. Согласно Библии, человек попал в то состояние, в котором находится сейчас, после того как согрешил, и отпал от Бога. Вследствие этого он перестал видеть и понимать духовный мир. У него как бы пропало духовное зрение. Поэтому рассуждения о духовных предметах потеряли реальный смысл.

Но в христианстве существует не только объяснение этого факта. Смысл веры в том, что она снова открывает падшему человеку возможность обращения к Богу и Богопознания. Евангелие состоит в удивительной благой вести: Бог сошел в мир. Его Слово соединилось с человеческой природой – Христос родился от пресвятой Девы Марии. И Слово стало плотию, - говорит евангелист Иоанн, - и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.14:14). Мы Его видели, - и не только видели, но и получили благодатный дар веры в Него. Человек получил возможность через покаяние и веру стать причастным истине, которая открывается нам в Христе. «В рождестве Твоем, Христе, Боже наш, воссиял миру свет разума», - поется в рождественском тропаре. Эта истина не придумана нами самими. Она открывается Богом, когда человек обращает свою душу к покаянию и вере. Без веры же она представляется падшему человеку не более как одной из бесчисленных философских теорий, к тому же противоречащей его привычной логике.

В своём рассуждении вы приводите одно из таких противоречий. Но возможным оно становится только постольку, поскольку не опирается на веру. Здесь уже мы видим противоречие в самом вопросе: он оторван от веры, - хотя вы рассуждаете вроде бы о христианине. Вы рассуждаете о благе, не зная, что такое реальное благо, открытое нам верой. Но рассуждения о христианстве без веры – это рассуждения о красотах природы с детства слепого человека. Только в этом случае он может, например, разделять благо, которое человек может получить от Бога, и самого Бога. Для зрячего же человека никакого смысла в таких рассуждениях нет. Благо, которое от Бога, нельзя отделить от Бога, потому что для христианина благо – это и есть сам Бог.

Например, однажды к Христу приступил некий человек, и сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он считал, в полном соответствии с приведенном вами рассуждением, - что есть Бог, а есть отдельное от Него благо, и учитель, который этим благом обладает, и отдельная от Бога вечная жизнь. Христос сразу указал на это юноше: что ты называешь Меня благим? – сказал Он. - Никто не благ, как только один Бог (Матф.19:17).

Верующему в Христа человеку нужен сам Христос, который является Первым и Последним благом нашей жизни, и в Котором мы имеем всякое благо своей жизни, и саму жизнь. Если же человек отделяет благо от Бога, то он всегда вместо Бога выбирает «благо». К этому выбору приходите и вы в своём рассуждении, и тот евангельский юноша, который, как повествует Евангелие, отошел от Христа. Иисус же сказал по этому поводу Своим ученикам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Матф.19: 23, 24). Если человек почитает что-либо земное за самостоятельное благо, то ему трудно обратиться к Богу.

Вместо естественного для нашего мышления разделения Бога и блага, - а, говоря шире, Бога и Его действия в мире христианство открывает нам понятие ипостасности. Бог рождает Слово, Которым Он создаёт мир, ибо Он сказал, - и сделалось (Пс.32:9). Но Слово, это не есть нечто отличное от Бога. Это Сам Бог, ипостась Пресвятой Троицы, Христос, Который сказал о Себе: Я и Отец - одно (Иоан.10:30). А действует Бог – Святой Дух, Который исходит от Бога, и даёт жизнь миру, но Он тоже не является чем-то отдельным или отличающимся от Бога. И все три ипостаси – это единый Бог. Учение о Пресвятой Троице земной ум понять не может, и всегда разделяет Бога – и Его Слово, Бога – и Его действие, или, как вы пишете Бога – и благо, которое мы имеем от Бога.

Если только разделять понятия, то смысл в понятиях пропадет. Однако совмещая понятия лишь с помощью своих произвольных рассуждений, мы ни к чему не приходим. Так и вы приводите утверждение: «смысл жизни может заключаться лишь в самой жизни». Но утверждение это совсем не вытекает из ваших рассуждений, а с точки зрения обычной человеческой логики говорит лишь о том, что определение смыслу жизни дать невозможно. Но тогда зачем и рассуждать о смысле и о благе – надо жить, и больше ничего. Другими словами, неверующему человеку нет смысла рассуждать о духовных предметах. С христианской же точки зрения нашей жизнью является Бог. Я есть воскресение и жизнь, - говорит Христос (Иоан.11:25). Т. е. ваши слова о смысле жизни надо было бы понять так, что смысл жизни – Христос. Однако дальше вы добавляете, что сам Бог при этом главной ценностью не является. Но здесь звучит лишь неверие и духовная слепота.

Малопонятные для неверующего человека рассуждение о Боге и благе можно пояснить очевидными примерами из нашей земной жизни. Так и поступает в подобных случаях Евангелие, нередко поясняя высокие истины веры простыми бытовыми ситуациями. Скажем, в земной жизни человека, даже если он отделяет благо от Бога, наибольшим благом является любовь. Когда мы любим, то именно в этом видим счастье и смысл своей жизни. В этом случае никакие рассуждения о любви не собьют нас с толку. Любящему человеку совершенно безразлично, как сказать: в обладании ли предметом любви для него счастье, или в самом предмете любви, или в любви как таковой. С какой стороны не зайди – а он просто живет любовью и всё. Если же он начнет философствовать, и придет к выводу, что ценностью является не любовь, а только возможность пользоваться любовью, и, следовательно, в конечном смысле он сам, - то это всего лишь будет означать, что любви он не имеет, и говорит совсем не о ней, а об услугах проститутки. Как это ни грубо звучит, но, продолжая дальше эту логику, он придет к онанизму. Это совсем не шутка, и многие люди не только страдают этим грехом, но и оправдывают его «логикой» своих рассуждений. Об этом свидетельствуют и вопросы, задаваемые на нашем сайте, которые, впрочем, мы не всегда помещаем в архив, чтобы не смущать его читателей.

На самом деле не случайно в приведенном вами рассуждении о благе отсутствует упоминание о ближнем. Между тем, в христианстве Бог, Который является единственным истинным благом, есть любовь (1Иоан.4:8). Любовь же всегда имеет свой предмет. Если мы говорим о любви Христовой, то имеем в виду любовь к Богу и ближнему. Они нераздельны. Без любви к ближнему любить Бога человек никак не может (1Иоан.4:20). Поэтому рассуждать о благе, не упоминая о ближнем, с христианской точки зрения невозможно. Если ценностью в глазах человека является лишь он сам, как вы говорите в своём рассуждении, то это означает, что у него нет любви, и «благом» в его понимании могут быть самые разные вещи, но с христианской точки зрения они благом быть никак не могут. Для него всегда будет противопоставлено то, что он делает для себя, тому, что он делает ради «бога», так же как и тому, что он делаем ради ближнего. Если же он имеет любовь, то это приводит его жизнь в гармонию, и оказывается, что его стремление к своему благу, означает, что он стремится к Богу, и это же означает, что он стремится к любви к ближнему. Более того, благо становится возможным именно только в такой гармонии и триединстве, и искусственно вычленить из него что-то одно никак нельзя.

Вера – это тот таинственный камень из Священного Писания, который лёг во главу угла. Выражение «положить во главу угла» означает – положить в основание, и именно на нём возвести всё строение. Но именно этот камень строители этого мира постоянно отбрасывают, как ненужный (Деян.4:11), - продолжая строить воздушные замки произвольных рассуждений. Построениями этими, теориями и концепциями, исполнен мир, но никого они не греют, и ничего, кроме смущения и пустоты, человеку дать не могут.

Благо для Грабового

Ответьте, есть ли служители, изучившие или ознакомившиеся с трудами академика Г.П. Грабового? Ведь это не сотворение чуда, а применение знаний, не получивших распространение раньше. На мой взгляд, критерием оценки в любых деяниях должна быть благость и любовь. Конечно, читая его труды, я мало что понимаю, но ведь и вы организуете реальность вокруг себя так, как вас учили ваши учителя, и увидеть в каждом Христа очень сложная задача. Находясь в центре Грабового на Трубной, я наблюдал видеозапись (случайно), где один из отцов Московской патриархии просил о помощи Г. П. Грабового в отмене налогов на землю под строениями церкви, и тот обещал помочь. А затем я с удивлением узнал, что этот налог отменили. Т. е. получается, Церковь сотрудничает с ним? Спасибо за ответ.

Чтобы иметь возможность рассуждать о духовных предметах, нужно воцерковиться, т. е. жить реальной духовной жизнью Церкви. О духовных предметах надобно судить духовно, - говорит апостол Павел (1Кор.2:14).

Вот, вы говорите, например, что критерием оценки в любых деяниях должна быть благость и любовь. На первый взгляд, это понятные слова, - однако оказывается, что понимать их можно совершенно по-разному. Представьте себе, например, такую ситуацию: приходит к врачу пациент, скажем, страдающий истощением сил и склонностью к чахотке, и врач направляет его в санаторий. Приходит другой, например, с отравлением желудка, и врач прописывает ему рвотное и клизму. А третьего, у которого аппендицит, кладет на стол, и начинает резать ножом. С точки зрения постороннего наблюдателя, далекого от медицины, может показаться, что врач сделал благо для первого пациента, посмеялся над вторым, а третьего он просто ненавидит. Но врач на самом деле одинаково благ ко всем.

Однако рядом может открыть прием и другой «врач», который будет обильно проявлять понятную всем любовь и благость. Не хочешь пить рвотное и ставить клизму? – пожалуйста. Можешь скушать торт. Не хочешь вырезать аппендицит – поезжай в санаторий. Как объяснить нашему постороннему наблюдателю, что в санаторий ехать плохо, а вот когда тебя будут резать ножом – это хорошо? Аргументы типа: посмотри, сколько на операционном столе людей умирает, а в санатории все только поправляются, - может показаться ему неопровержимым.

Поэтому задача дать полный и объективный анализ деятельности г. Грабового оказывается принципиально невыполнимой и бессмысленной. Невоцерковленным людям этот анализ ничего бы не сказал, потому что у каждого из них своё понимание блага. Для воцерковленного же человека анализ не требуется. Уже из самих титулов, которые усваивает себе «академик и ясновидящий» Грабовой совершенно понятно, с кем мы имеем дело. Что же касается таких вещей, как, например, предложение воскресить детей, погибших в Беслане, по стоимости 39 тыс. рублей за человека, то это можно расценить лишь как чудовищное кощунство и уголовную аферу. Также и сюжеты о священниках, которые просят помощи у Грабового, могут производить впечатление только на тех, кто не знает, что такое Церковь.

Христос говорит, что дерево познается по плодам. В этом смысле можно было бы посмотреть на плоды деятельности Грабового, - например, посмотрите вопрос 519. Однако, если не положить в основание наших суждений именно христианское понимание добра и зла, спорить можно бесконечно. Кто-то может сказать, например, что для него благо заплатить 39 тысяч, и верить в то, что умерший человек теперь ходит где-то по земле. К тому же, как видно из приведенного вами примера с видеозаписью, в подобных случаях мы, как правило, имеем дело с самыми циничными подделками и трюками.

На самом деле есть только одна защита от бесчисленных «учителей», «учений», и тоталитарных сект. Надо иметь разумную веру, и жить в Заповедях Божиих, под благодатным покровом святой Церкви. Для тех, кто еще не пришел к вере, возможен только один совет – всё-таки доверять её авторитету в оценке тех или иных явлений в духовной области. Если же человек веры не имеет, и следует своим собственным, или навязанным представлениям, то все анализы и рассуждения становятся бессмысленными.

Благополучие и вера

В первую очередь разрешите мне поблагодарить вас за предыдущие ответы.
Мне 23 года. Работаю программистом и по роду своей деятельности очень часто бываю в интернете. От всей той грязи, что мне приходиться порой видеть, становиться жутко, и ваш сайт является некоей отдушиной, струей положительного и доброго.
Скажите мне, пожалуйста, как совместить в жизни две противоположности - благополучие и веру? Я говорю о том, что для достижения материального благополучия в жизни обязательно приходиться идти на поступки, которые осуждаются православием. В нашем сумасшедшем мире просто невозможно достичь чего-либо, и не согрешить. Я не имею в виду, что главным в жизни являются деньги, нет. Просто читая православную литературу, слушая проповеди настоятеля нашего храма, я понимаю, что для спасения души, рано или поздно придется отказаться от земных благ, но не могу понять, почему два этих понятия в обязательном порядке являются антиподами.

Действительно, от земных благ всем нам рано или поздно придется отказаться, ибо жизнь человеческая коротка. Да и стоит ли бегать за миром, если он является не только чем-то временным и преходящим, но, как вы пишете, еще и сошел с ума? Господь действительно предлагает нам нечто лучшее: сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает (Лук.12:33). Однако при этом Он дает верующему человеку и все земные блага, которые ему действительно необходимы, и даже прямо обещает это в Евангелии (Матф.6:33).

Если бы мы верили в Евангелие, и последовали по тому пути, который оно перед нами открывает, то могли бы иметь радость обладания и всеми действительно необходимыми для нас земными благами. Эти блага тогда перестали бы для нас быть идолами, которые необходимо удалить, чтобы спасти наши души.

Но поскольку разумно относиться к земным благам у нас обычно не получается, и мы служим им, забывая о Боге, то вопрос и встает ребром: или они, или Царствие Божие.

Боюсь будущего

Здравствуйте, отец Александр! Хочу спросить у вас совета. У меня свое дело т. н. "малый бизнес". Финансовые дела часто не стабильны. Время от времени у меня появляется чувство беспокойства за будущее и не только финансовое. У меня хорошая семья: муж, дочка. Живем дружно. Стараемся бывать в храме на службе. Вроде в жизни все хорошо, но я как бы боюсь жить, боюсь будущего. Я понимаю сердцем, что это бесовские нападки. Я молюсь, исповедаюсь, причащаюсь, страх отступает, но через какое-то время возвращается снова.  У себя в кабинете повесила распечатку из Евангелия: "Не заботьтесь о завтрашнем дне". Матф. " Не пять ли малых птиц продаются за два ассария и не одна из них не забыта у Бога" Лук. И все же страх будущего меня не оставляет. Он отравляет мне жизнь. Наверное, он от маловерия. Как его побороть?

Вера приобретает силу, когда мы её глубоко и правильно понимаем. Т.е. укрепляется она изучением Священного Писания и творений Святых Отцов. Очевидно и вам, чтобы преодолеть свои внутренние проблемы надо идти этим путём.

Например, в своём кабинете вы повесили фразу из Евангелия о ложном беспокойстве о завтрашнем дне. Однако как этого достичь, не знаете. Указание же на то, что должно лежать в основании нашего упования на Бога, содержат последующие за ними слова из Евангелия от Матфея: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Матф.6:33). Они говорят о том, что настоящее упование на Бога возможно только тогда, когда мы ищем Царствия Божия и правды его. Если же человек ищет чего-то земного, то всегда будет мучиться страхами. В глубине сердца он не может не чувствовать шаткость упования на земные блага. Евангелие прямо предупреждает нас, что их истребляют моль и ржа, и крадут воры (Матф.6:19).

Но беда не только в шаткости всякого земного благосостояния. Главная ложь в том, что наша жизнь по существу от него совсем не зависит. Мысль эта является одной из самых существенных в христианстве. Например, Евангелие смеётся над неким богатым человеком, у которого угобзися нива. Человек этот решил, что теперь у него в жизни проблем нет: скажу душе моей, - подумал он: - душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Однако, в глазах Божиих это выглядело чудовищной глупостью. Безумный! – сказал ему Бог, - в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лук.12:16-20)? В таком безумии находится всякий человек, который привязал свою жизнь к чему-то материальному. Поэтому не мудрено, что он не может иметь покоя и мира на душе.

Когда мы ищем Царствия Божия и правды его, то и земные ценности выстраиваются у нас в правильную иерархию. Но пока вы начинаете рассуждать как бы не с того конца. Вы начинаете вопрос со своего бизнеса. Между тем, главный смысл жизни, и главное счастье у вас, как и у всякой женщины, - это семья. Счастливым человеком вы можете стать только в том случае, если сохраните мир и любовь с мужем, и воспитаете детей. Если даже ваш бизнес при этом десять раз разорится, - это будут всего лишь мелкие неприятности, которые никак не смогут отнять у вас главное.

Но и относительно собственно семьи вы рассуждаете несколько поверхностно, и это тоже, очевидно, является одной из причин вашего беспокойства. Вы пишете, что у вас хорошая семья, муж, дочка, живете вы дружно, и в жизни всё хорошо. Слишком напоминает это рассуждения человека, у которого угобзися нива. На самом деле семейная жизнь никогда не находится в идеальном состоянии, и если мы просто скажем душе своей: всё у тебя хорошо, покойся, ешь, пей, веселись, - то рискуем потерять всё, что у нас есть. Никто из нас еще не достиг цели, и мы только идем к ней. Нужно еще много потрудиться, чтобы сохранить и преумножить мир и любовь в семье, вырастить и воспитать детей. Покой и райское блаженство – это удел будущего века.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, - говорит Апостол (1Кор.13:13). Да поможет вам Господь на пути веры, который даёт сердцу человека мир, и упование на Бога. Совершенная же любовь, по слову апостола Иоанна, совсем изгоняет страх (1Иоан.4:18).

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021