РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Ваши вопросы священнику

Задать вопрос священнику в телепередаче "Точка отсчета"

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна.

Используйте алфавитный указатель для выбора темы вопроса.

А Б В Г Д ...

АДАМ

За что так жестоко?

Почему Бог сразу же, без поучений и прощения, "чтобы это было в первый и последний раз", наказал, и даже проклял Адама и Еву? Ведь они по сути своей духовно и телесно были как дети, ибо даже стыда друг перед другом не имели, со своей стороны, впервые доверяя всем и всему, да и каяться им еще ни разу не приходилось. Невозможно себе представить, чтобы какой-либо, пусть даже самый злой и жестокий родитель, за первое непослушание проклял своего ребенка, потомство его, а заодно и всю фауну (дикую и домашнюю скотину хозяйства его), понесшую скорби и болезни, по слову Апостола, вместе с человеком. Почему Господь не пощадил тех же безгрешных животных, чтобы не болели, в назидание человеку?

Ответ: Отпав от Бога через нарушение Заповеди, Адам уже не мог оставаться в Раю. Ибо Раем, собственно, и называется пребывание с Богом и в Боге, а жизнь без Бога Раем быть никак не может.
Однако Бог на самом деле сделал всё, чтобы человек одумался, и остался в Раю. Вы совершенно безосновательно полагаете, что изгнание из Рая было «сразу же». Человек отступил от Бога, но Господь не сразу отступил от него. Если мы вчитаемся в текст Библии, то поймем, что Бог, видя грех Адама, всё сделал, чтобы дать ему возможность покаяться, и получить прощение. Это Адам прячется от Бога, - любовь же Божия по-прежнему призывает его к себе: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты (Быт.3:9)? Это могло бы растопить самое бесчувственное сердце: Бог, который всё знает, видя безумие Адама, со смирением и любовью как бы ищет его. Но Адам о покаянии не думает. Он начинает оправдываться, не замечая даже, что самими оправданиями лишь обличает себя. Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся, - отвечает он (ст.10). Можно сказать, что в этом ответе звучит то, что в наше время называют цинизмом: ведь я же наг, потому и скрылся, - говорит Адам, хотя стыд от своей наготы он мог узнать только вследствие грехопадения. Но Господь всё еще не осуждает Адама, а лишь подталкивает к покаянию. Кто сказал тебе, что ты наг? - спрашивает Он, как будто не знает о его падении (ст. 11). - Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Здесь уже у человека по существу не остаётся выбора: раз Господь всё знает, и при этом до сих пор не осудил его, своим долготерпением призывая его к покаянию, остается только покаяться. Но падший Адам уже не может покаяться, и думает только об оправдании. Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел, - говорит он (ст. 12). Т.е. причиной является жена, и притом та жена, которую Сам же Ты мне дал. Чего тогда с меня спрашиваешь? В своём вопросе вы прямо пересказываете эту мысль: Сам же создал прародителей наивными, как дети, ничему не научил, и пр. – и Сам же наказываешь.
В заключение Господь и Еву призывает к покаянию: что ты это сделала? – спрашивает Он её. Но и здесь виноватым выходит не сама Ева, а дьявол: змей обольстил меня, и я ела, - отвечает она (ст. 13). Как будто свободной воли у неё и не было, как будто ей и не показалось, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно (Быт.3:6), как будто она и не слушала от дьявола клеветы на Бога, и не поверила ей, – ни стыда, ни покаяния, а только оправдание себя. Также думаем мы, её потомки, и до сих пор: как бы не понимаем, почему страдаем, и склонны винить в своих бедах кого угодно, а иногда и самого Бога.
Для обвинения Бога находится и прямо фантастический пункт - несправедливое страдание животных, и вообще сотворенного мира. Но что, на самом деле, удивительного или несправедливого в том, что именно состояние человека определяет состояние всего сотворенного мира? Материальный мир не мог остаться нетленным после падения Адама. Падший человек может жить только в падшем мире. Невозможно есть шашлыки из нетленных и бессмертных животных.
Если бы Господь карал нас сразу, - например, протянул руку воровать, и тут же её отсёк ангельский меч, то никто бы не грешил. Но не имели бы мы тогда ни свободы, ни познания добра и зла. Т е. от тех животных, которые пострадали из-за нас, мы ничем бы не отличались. Но Господь оставляет нам свободу – и в Раю, и сейчас. При этом любовь Божия остается с человеком после грехопадения. В раю Господь разговаривал с прародителями, давая им возможность покаяться, и отступил только тогда, когда все возможности были исчерпаны. Отступил не потому, что хотел их покарать, а потому, что Адам возможность примириться с Богом отверг сам. Так же и сейчас Господь призывает нас к покаянию через нашу совесть. Он даёт нам время, называемое земной жизнью, и беседует с нами через своё Евангелие. И теперь Господь никого не карает, но оставляет нас в нашем падении только если мы сами отвергаем Его. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Иоан.3:19).

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015