Спасибо вам, что находите время отвечать на наши вопросы и помогаете нам по мере сил. Разрешите задать еще один вопрос: что такое анафема? Является ли она синонимом понятия "отлучение от Церкви"? И последнее: был ли предан анафеме Лев Толстой, и насколько часто в современной церковной практике прибегают к анафеме?
Анафема действительно означает отлучение от Церкви. Но это не означает, что она выгоняет из Церкви того, кто в ней находится. На самом деле она является лишь внешним свидетельством об уже совершившемся отпадении человека от Бога и Церкви. Можно было бы не свидетельствовать об этом и не сообщать об отлучении, если человек, например, просто отпал от Церкви и верит так, как хочет сам. Так обычно и происходит. Отлучение же имеет смысл в том случае, если он при этом продолжает считаться членом Церкви. Так и в случае с Толстым, очевидно, появилась необходимость засвидетельствовать, что придуманная им интерпретация веры не является учением Православной Церкви. Сам Толстой и ранее прекрасно об этом знал, так что лично для него ничего не изменилось. Честно говоря, я не знаю случаев отлучения от Церкви в наше время. По-видимому, сегодня такой необходимости, как правило, не возникает.