РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Ваши вопросы священнику

Задать вопрос священнику в телепередаче "Точка отсчета"

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна.

Используйте алфавитный указатель для выбора темы вопроса.

А Б В Г Д ...

АНТИНОМИЯ ГЕЕННЫ

  1. Зачем мир если есть ад?
  2. Если есть «ад» зачем «добро»?
  3. Религия на страхе

Зачем мир если есть ад?

У меня есть одно генеральное сомнение: зачем было создавать мир, если погибнут люди, пойдут на вечное мучение, если Бог абсолютно благ и всеведущ, и предвидел все страдания. Ведь он же предвидел, что одному "лучше было бы не родится", а второму вечные - блаженства. И это потому, что Бог есть любовь, и творил он из-за любви, но тех, кто будет страдать (из-за своей свободной воли). Или все будет ok? Исходя из благости Божией? Тогда еретику нечего беспокоиться, просто он не получит полной степени блаженства. Но почему в Евангелии сказано именно в муку вечную? Значит, ему будет плохо, и мучительно плохо, и ВЕЧНО. Почему бы просто не уничтожить того, кто будет вечно мучиться?

Попытка рассуждать за Бога: зачем Он нас сотворил, и почему дал свободу, для человека совершенно лишена смысла. Разум Его неисследим, - говорит пророк Исаия (Ис.40:28). Мы пытаемся говорить о разуме Бога, но не замечаем, что на самом деле рассуждаем всего лишь об очень ограниченных возможностях своего собственного рассудка. Рассуждаем как бы так: вот если бы я был Богом, то зачем мне нужно было бы создавать мир и человека? Неверующие люди обычно так и рассуждают, и находят в подобных рассуждениях еще одно подтверждение своему неверию. Но на самом деле между глиной и горшечником существует принципиальная разница (Ис.29:16; 45:9). Якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваша от мысли Моея, - написано в другом месте у пророка (Ис.55:9). Рассудок наш ограничен этим миром. Бога мы не видим, и ничего о Нем сами по себе сказать не можем. Иногда, например, говорят, что Бог сотворил мир из любви. Это правда, однако, что такое Божественная любовь, мы тоже не знаем. За любовь мы обычно принимаем всего лишь наши земные страсти. Рассуждая о своих земных пристрастиях, человек вполне обоснованно сомневается, что Бог из подобных соображений мог сотворить мир. Но было бы безумием приписывать наши страсти Богу.
Так же вы упоминаете, например, о свободной воле. О ней мы тоже нередко рассуждаем, и даже боремся за свободу, - но при этом совсем не замечаем, что остаемся рабами своих страстей, и видим только одну «свободу» - удовлетворять все желания своих господ. О том, что такое Божественная свобода, т. е. та свобода, которой обладает Бог, и к которой он призывает нас, мы ничего не знаем, и знать не хотим. Но смысл в рассуждениях о свободе возникает только тогда, когда человек к ней стремится. Ради этой свободы и родился на земле Христос: родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Матф.1:21). Поэтому вера открывает совсем иной взгляд на мир. Рассуждения же о свободе человека, который сидит в тюрьме, и на волю не хочет, рассуждает о жизни, но жизни не имеет, и не стремится к ней, это не более чем рассуждения глины о том, чем живет душа горшечника.
Вы, например, приводите мысль, что Богу лучше было бы вообще не создавать человека, который может злоупотреблять свободой и страдать. Но реальность для человека, который имеет жизнь, или хотя бы стремится к ней, если состоит в том, что именно жизнь является для него абсолютной ценностью. Человек всегда стремиться только к жизни. На самом деле он не может даже представить себе, что такое смерть и небытие. Добром это назвать может только тот, кто жизни совсем не имеет. и не стремится к ней. Эта патология стала возможной для падшего человека, который иногда может доходить даже до идеи самоубийства. Но на самом деле она является аномалий в нормальном мышлении человека. Самоубийц, например, не принято было даже хоронить на общем кладбище, и отпевать в Церкви. В наше время эта патология, правда, значительно разрослась, но с христианской точки зрения жизнь имеет абсолютную ценность, и мы всегда благодарим за неё Бога.
Так же и свободу мы ценим больше всего на свете. Даже живя по своим страстям, человек живет лишь свободой, и причиной страдания является именно её отсутствие. Никто не хочет попасть в рабство, а главным наказанием в гражданском обществе является лишение свободы – тюрьма. Тем более духовная жизнь человека невозможна без свободы. Её лишает человека грех, - т. е. зло, которое мы выбираем вместо добра. Всякий, делающий грех, - говорит Евангелие, - есть раб греха (Иоан.8:34). Оказывается, злоупотребив своей свободой, человек её теряет! Другими словами, когда мы выбираем зло, мы отвергаем свободу. Т. е. сама по себе свобода является благом, и именно потеря свободы является злом. Для человека это, по существу, означает потерю жизни. Полная потеря свободы, собственно, и является признаком того, что человек умер. Мертвый не может ничего свободно выбрать – смерть делает его неподвижным. Так же и в духовном смысле он уже не может ничего изменить, и подлежит Суду.
Проблему вы видите в том, что человек злоупотребляет своей свободой. Но как дать свободу, и запретить ей пользоваться? Если же человек сумеет разумно воспользоваться своей свободой, т. е. отринуть зло и выбрать добро, то ему не придет в голову задавать вопрос, зачем нужен этот бесценный дар. Когда мы говорим о людях, которые не захотели воспользоваться свободой для своего блага, самом деле мы говорим о себе, потому что только человек, отвергший добро, может усомниться в ценности свободы. Но что мешает нам сделать правильный выбор? Если же мы его сделаем, то ценность свободы под сомнение уже не поставим никогда. Именно свобода позволяет нам реализовать в себе образ и подобие Божие - быть творцами, познавать истину, иметь любовь. Именно она открывает нам путь к вечной жизни.
Ничего не стоят и наши рассуждения о вечности. На самом деле мы рассуждаем всего лишь о времени, т. е. о том, с чем мы имеем дело в этом мире. Мы видим, что во времени всё имеет начало и конец, прошлое и будущее. Но почему мы решили, что и в мире ином всё будет так же? В Боге мы соприкасаемся с тем, что стоит над временем и над всеми началами и концами: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8). Вечное совсем не однозначно бесконечному. Вечность - это то, что будет в вечности, где нет ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего, а есть одно – вечность. Образом вечности является настоящее в нашей земной жизни. Настоящий миг постоянно ускользает от нас, и становится прошлым. Мы не можем в нём задержаться. Поэтому человек живет или воспоминанием о прошлом, или мыслью о будущем. Ничто не может изменить этого закона падшего мира. Христианство предостерегает человека от жизни прошлым. Покаяние, собственно, и избавляет человека от жизни прошлыми грехами. Забывая заднее и простираясь вперед, - говорит о себе апостол Павел (Фил.3:13). В будущем же оно предлагает нам надежду. Поэтому Священное Писание неоднократно повторяет, что праведный верою жив будет (Рим.1:17, и др.). Евангелие призывает нас жить настоящим днём (Матф.6:34), но в земной жизни остановить мгновенье не может никто. В вечности же, наоборот, всё временное упразднится, не будет ни прошлого, ни будущего, а будет одно настоящее. Но в земной жизни мы этого понять не можем, поэтому, когда рассуждаем о вечности, рассуждаем о том, чего на самом деле не знаем. Прикоснуться к вечности можно только верой. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, - говорит Христос, - но собирайте себе сокровища на небе (т. е. в вечности), где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Матф.6:19). Еще живя на земле, человек может стать причастным вечной жизни, и в вечности собирать для себя духовные сокровища. Но это прикосновение к блаженной вечности, и понимание вещей духовных, дается отнюдь не через отвлеченные рассуждения, а через реальное покаяние и веру.
Заданный вами вопрос гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Иногда эту проблему называют «антиномией геенны». О ней существуют рассуждения в святоотеяческой литературе, и в духовной литературе вообще. Если хотите, вы можете еще прочитать на эту тему, например, в книге профессора МДА Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины».

Если есть «ад» зачем «добро»?

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Как понятие ада и вечных мук сопоставимо с понятиями доброты, любви и милосердия? Ведь если почитать книги святых отцов, то можно понять, что в ад не попадут только единицы. Ну, вот представьте: жил себе тихий человек, не молился, не постился, в Бога не верил, но в жизни никого не задел, жизнь никому не испортил. И, получается, он заслужил вечные муки. Это ведь несправедливо. Да, за свои поступки надо отвечать, НО ВЕДЬ НЕ ТАК?! Даже самый гнусный злодей такого не заслуживает.

Вы напрасно полагаете, что Бог наказывает кого-то подобно тюремному надзирателю, тем более за гробом. Бог есть любовь (1Иоан.4:16), и Он творит только благо. Проблемы же наши возникают только потому, что от этого блага отворачиваемся мы сами. Господь не нарушает нашей свободной воли, и человек всегда сам выбирает то, что получает. Если он стремится к Богу, то никто не может помешать ему раскаяться в своих грехах, и верить в Евангелие. Если же человек не хочет обратиться к покаянию, и отвергает Христа, то остаётся в том состоянии, в котором он есть.
Беда наша, правда, заключается в том, что состояния своего мы, как правило, не понимаем. Например, если бы упомянутый вами «тихий человек», которому Бог не нужен, захотел, - то легко бы заметил, что не имеет вечной жизни, и кроме страдания и смерти его ничего не может ждать. Но он об этом думать не хочет. Священное Писание называет таких людей сидящими во тьме и тени смертной (Пс.106:10, Лук.1:79, и др.). Состояние это – состояние всего падшего человечества, вне зависимости от того, тихий человек, или буйный. Согласно Библии, возникло оно после того, как человек отпал от Бога и потерял Рай. Все мы, и добрые и злые, одинаково лишены Рая, и подвержены страданию и смерти, - т. е. идем в ад.
Как это ни печально, но большинство людей ничего другого и не ищет. Об этом говорит и само Евангелие: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. В Рай, же, действительно, не устремляются широким потоком огромные толпы людей. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:14). Но происходит это не потому, что Бог кого-то наказывает, а потому, что человек сам выбирает этот путь. Ему самому, как и вы написали о своём «тихом человеке», ни Господь Бог, ни Рай, совсем не интересны. Во тьме и тени смертной, значение имеют лишь земные блага, - и интерес вызывают только такие боги, которые эти блага обещают.
Во всём этом не было бы никаких противоречий, и не было бы ничего, кроме благости Божией. Господь оставляет нам свободу жить так, как мы хотим, и дает именно то, к чему мы стремимся. Даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит, - говорит псалмопевец (Пс.19:4). Если бы человек хотел в рай, а Господь его не пускал, то можно было бы говорить о зле, которое исходит от Бога. Но Господь поселил нас именно в Раю, и после того, как мы предпочли грех, Сам пришел на землю, чтобы снова открыть нам путь на Небо. И теперь Он всех призывает в Рай – но кто виноват, что вашего «тихого человека» это совсем не интересует? Почему-то вы решаете за него, что ему нужно, и хотите навязать своё представление о благе.
Надо сказать, что неверующему человеку лучше было бы не рассуждать о спасении. Зачем говорить о том, чего нет? Но подобными рассуждениями он причисляет себя к верующим людям, и этим сам осуждает себя. Он уподобляется дьяволу, который и знает, что Бог есть, и отвергает Его. Поэтому если мы веры не имеем, то разумно будет нам не пустословить, и не рассуждать о Боге, Рае, и аде. Лучше уж просто жить той жизнью, которую даёт Бог, и если в сердце найдется хотя бы маленькая искорка веры, то уповать на Его милосердие.
Ну а если совесть наша призовет нас к покаянию и вере в Христа и Евангелие, то рассуждать уже нужно о том, как идти путем веры. В этом случае человек сам убеждается в том, что Отцы правильно описали путь спасения. Для нашего эгоизма и страстей он представляется ужасным. Однако это касается лишь взгляда с внешней стороны. Евангелие же говорит совсем о другом. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, - взывает Христос, - и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:28-30).
Господь никому не творит зла. Если же мы не видим того великого блага, которое любовь Божия преизобильно изливает на каждого из нас, то винить нам в этом некого. Мы сами отворачиваемся от Бога.

Религия на страхе

Почему вся религия построена на устрашении людей. Типа: "Не будете делать, как сказал бог, попадете в ад, и будете мучиться, будете "хорошо себя вести", попадете в рай?" Я читал библию полностью.

Я не могу говорить от лица всех религий, но смысл Евангелия, конечно, состоит совсем не в устрашении вечными муками. Наоборот: слово «евангелие» переводится с греческого языка как «благая весть» о спасении. Надо сказать, что в древнем мире, который первым услышал эту благую весть, устрашить кого-то адом было совершенно невозможно. Мысль о мрачном Аиде, в который надлежит сойти всему роду людскому, просто не имела альтернативы. Древние язычники, также как и Евреи, ничего другого не знали. Ветхий Завет не содержит угроз адом, все его угрозы и прещения касаются только земной жизни. Согласно христианскому учению, лишь Христос, после своей смерти на кресте, сошел в ад, лишил его власти над человеком, и вывел оттуда ветхозаветных праведников. На иконах сошествия во ад, которые по традиции кладут на аналой посередине храмам в воскресные дни, изображается как Христос выводит из ада Адама и Еву, т. е. весь людской род, подверженный смерти и аду после грехопадения и изгнания из Рая. Это была проповедь чего-то совершенно нового и невиданного – спасения от ада. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Матф.4:16). Надо сказать, что само понятие «спасать» подразумевает, что человек уже погибает. Если он, например, не тонет, то его невозможно спасать. Если же он тонет, то чем ему можно грозить? Его можно только спасать.
Проповедь Царства Божиего имела удивительную силу и действенность в последующей истории мира, и даже изменила основы мировоззрения человека. Человечество получило реальный опыт спасения от ада. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:55) – словами древнего пророчества восклицает проповедник Христа – апостол Павел. Это место, кстати, является единственным упоминанием об аде во всех посланиях Апостола.
Сегодня в этом изменении самого глубинного понимания жизни, как правило, никто не отдает себе отчета, но именно его плодом является на самом деле ваш вопрос. Упоминание об аде вам представляется уже каким-то совершенно неуместным «устрашением». За две тысячи лет христианской истории в сознании людей глубоко укоренилась мысль, что мы совсем не должны сходить в ад.
Смысл этой надежды, правда, становится все менее нам понятен. Если человек имеет веру, понимает благую весть о Царстве Божием (Евангелие), то упоминание об аде, из которого он хочет вырваться, будет для него не бессмысленным устрашением, а необходимым осознанием смысла того пути, по которому он идет. «Устрашением» же это может показаться только человеку неверующему, который ничего, кроме своей земной жизни, не знает, и рассуждения о рае и аде воспринимает как обычную в земной жизни аферу: от тебя хотят что-то получить, и для этого что-то обещают, а чем-то грозят.
Так иногда дети воспринимают попытки родителей их воспитывать. Им кажется, что родителям от них что-то нужно, например, чтобы они учились, и поэтому они грозят наказанием, или обещают поощрения. Но на самом деле образование необходимо самим детям. Проблема лишь в том, что одни дети это понимают, а другие нет. Если человек понимает необходимость образования, то он сам будет стремиться учиться, и родители могут только ему помогать. В этом случае альтернативу остаться неучем он воспринимает, действительно, как нечто устрашающее, и в какой-то степени она бережет его от лени и небрежения. Но главным смыслом является всё-таки сама учеба, и перспективы, которые она открывает для него в жизни. Если же человек учиться не хочет, то угроза остаться без образования не имеет для него смысла, потому что оно ему не нужно. Так и в духовной области рассуждения об аде и рае имеют смысл только для человека, который обратился к покаянию и вере. Для остальных же они представляют собой совершенно бессмысленные угрозы, или пряник, который им совсем не нужен.
Тот юридический принцип, о котором вы говорите: если вел себя хорошо, то иди в Рай, а если плохо, то в ад, после отпадения от православия в некоторой форме присутствует в католицизме. Надо заметить, однако, что правоверного католика пугают на самом деле не адом, а чистилищем. Чистилище – это место, где с тебя взыщут все долги за совершенные грехи, а потом всё равно отпустят в рай. Поэтому того механизма запугивания, который описали вы, не существует даже в католическом учении о спасении. Бесконечными муками и адом католики пугают не тех, кто плохо себя ведет, а тех, кто не принадлежит к этой организации.
Если же говорить о протестантах, которые в своё время отделились от католической церкви, то их богословие, как правило, не запугивает даже чистилищем и учит, что верующий в Христа уже спасен, (ср. Иоан.6:47 и др.). Христос его уже искупил, и о своём плохом поведении он может особенно не волноваться. По-видимому, вы не знакомы с протестантскими интерпретациями христианства, иначе бы сказали, что основано оно отнюдь не на устрашении, а, наоборот, на самой светлой вере в будущий рай, которая может сравниться разве что с оптимизмом тех, кто вкладывает деньги в финансовые пирамиды.
В православном же учении остаётся реальное понимание добра и зла, и, соответственно, Рая и ада. В спасении от зла и ада, действительно, состоит смысл христианства.
Для неверующего человека всё это не имеет реального смысла. В этом, собственно, и состоит его неверие. Так и вы в своём вопросе не говорите ни о чем реальном. Ведь если бы вы воспринимали ад как нечто реальное, то не спрашивали бы, почему им запугивают, а интересовались бы только тем, как от него спастись. Также и мысль хранить заповеди Божии ради Рая не вызывала бы у вас никаких недоумений.

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015