РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Ваши вопросы священнику

Задать вопрос священнику в телепередаче "Точка отсчета"

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна.

Используйте алфавитный указатель для выбора темы вопроса.

А Б В Г Д ...

БЛУД (БЛУДНЫЙ ГРЕХ) см. ВНЕБРАЧНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО

  1. На работе
  2. Сохранить чистоту
  3. Двойная жизнь

На работе

Получилось так, что я стала близка с моим непосредственным начальником. Он женатый человек. Через некоторое время я поняла, что он способен шантажировать меня увольнением в случае отказа. Я не знаю, что мне делать. Работу найти трудно, очень деньги нужны.

Своим вопросом вы ставите меня перед мучительной и неразрешимой проблемой, ибо посоветовать здесь ничего невозможно. Как говорить о вере, если на другой чаше весов лежат деньги? Выбрать можете только вы сами.

Сохранить чистоту

Я молодой человек, к сожалению, физиологические аспекты дают о себе знать. Я холост. Батюшка подскажите, как соблюсти себя в чистоте. Я очень много читал по этому поводу православной литературы, но четкого действия так и не нашел. Везде говорится о том, что необходимо больше молиться, поститься и т.д., и это бесспорно. Но почему, скажем, грехом является рукоблудие, а обычные ночные поллюции - нет, хотя и в первом и во втором случае организм получает сексуальное удовлетворение.
И второй вопрос: как себя соблюсти в благочестии, если по ночам снятся непристойные сны? Если днем я в состоянии контролировать свои эмоции, чувства, проводя время в молитве, то ночью - во сне - я этого контроля не имею.

Конечно, если человек объедается и опивается, то ему трудно бороться с похотями. Молитва тоже является необходимой частью духовной жизни человека. Однако я думаю, что, рассуждая об обычном мирском человеке, мы должны в первую очередь вспомнить слова из книги Притчей: «В похотях есть всяк праздный» (Притч. 13,4). И другие: Похоти ленивого убивают (21,25). Исходя из этих слов, побороть похоти можно только тогда, когда мы найдём в своей жизни настоящий смысл, и будем активно трудиться. Труд - это великий регулятор: когда мы трудимся, ум наш занят делом и не развращается. Попробуйте сидеть праздно на диване, и бороться с помыслами с помощью молитвы. Это будет для вас совершенно бессмысленным самообманом.
Труд должен быть творческим, человек призван преумножать талант, данный ему Богом (Матф.25:15-30). Трудом мы выполняем евангельские Заповеди: служим Богу и ближнему. Нормальный труд приносит здоровую усталость и способствует нормальному отдыху и сну без болезненных сновидений и мечтаний. Труд направлен и на практическое решение, как вы пишете, физиологических аспектов. Ибо единственным нормальным и благословленным Богом путем их решения является брак. Чтобы вступить в брак, нужно иметь возможность материально обеспечить потребности семьи, воспитания детей. Это обязанность мужа. Следовательно, надо учиться, получать специальность, работать – без этого создать семью невозможно.
Из других необходимых условий борьбы с плотскими похотями надо назвать уклонение от соблазнительных впечатлений и развлечений.
Ночные осквернения во сне тоже являются грехом, потому что проистекают из нашего нечистого сердца «от невнимания и уныния пребывшую мне нечистоту», как написано в молитве Василия Великого, которую рекомендуется читать в таких случаях.
Вообще лучше нам направить свою мысль на достижение здравой и гармоничной жизни, чем на относительное исследование способов сексуального удовлетворения. Сколько ни рассуждай, а существует только один законный путь - это супружеская любовь в браке.

Двойная жизнь

Здравствуйте. Поговорки - "браки заключаются на небесах", "первая жена Богом дана" не случайны. К сожалению, не могу привести цитат из Евангелия. Христианский идеал - первый и единственный крепкий брак, жена любит мужа и с удовольствием (а если нет удовольствия, то с христианским терпением) принимает верховодство (неудачное слово) мужа, молитвой и постом умерщвляет свои нечистые помыслы и страсти (только не говорите, что их не бывает у истинно верующих).... Но вдруг молитвы вытесняются из сердца, пост оказывается недостаточно серьезным средством, и душу порабощает греховная страсть... За душой теряет чистоту и тело... И слезное покаяние и опять молитвы... И что честнее (не ваше личное мнение интересно, а по христианской морали) в такой ситуации - развод или двойная жизнь? Одним шагом одномоментно из болота не выйдешь.... Ранить мужа признанием или молча бороться самой... и ранить другого... Спасибо.

Как поступить по христианской морали знаете и вы сами: надо раскаяться в своих грехах и жить в заповедях Божиих. Проблема состоит в том, что перспектива жизни в заповедях Божиих представляется вам неосуществимой.
Сделать нравственный выбор действительно нелегко. Возможен он становится только для верующего человека, ибо на самом деле только Христос может избавить нас от рабства греху. К вере же приходит тот, кто действительно стремится к Богу. В этом заключается свидетельство истинных стремлений нашего сердца. Если пришел к вере, значит, искал Бога. Если не пришел, - значит, искал чего-то другого. В этом, очевидно, и состоит ваша проблема – вместо того, чтобы искать веру, которая спасала бы от греха (Матф.1:21), вы спрашиваете лишь о том, как по христианской морали честнее жить в грехе.
Таких путей вы видите два: развод, или продолжение прелюбодейной жизни в браке. При этом возможность самой раскаяться перед Богом, и исправить свою жизнь, вы даже не упоминаете, а думаете лишь о том, что вместо этого можно ранить признанием мужа. Понятно, что все эти пути ужасны, и к христианской морали, о которой вы спрашиваете, не имеют никакого отношения.
Если расстаться с грехом человек не хочет, то не ищет и правильного понимания веры, которое показало бы ему реальный путь борьбы с грехом. Ложные же методы борьбы с грехом, разумеется, к добродетели не ведут. Поэтому неудивительно, что именно их вы описываете, как путь к греху, и на них основываете нежелание с этим грехом расстаться.
Например, вы преподносите как самоочевидную истину, что «одномоментно из болота не выйдешь». Но подумайте, как иначе можно прервать прелюбодейную связь? Постепенно? Такой «выход» больше похож на неприличный анекдот. Но вы как бы не видите низость такого варианта, и описываете его лишь в духе романтической поэзии: «Ранить мужа признанием, или молча бороться самой… и ранить другого». Однако на самом деле не так трудно понять, что раните вы «другого», а так же и своего мужа, и себя, именно тем, что не выходите из противозаконной связи. А выйти из неё можно только в одностороннем порядке, со всей решительностью порвав её сразу, раз и навсегда. Но именно этот вариант представляется вам совершенно невозможным.
Так же охотно вы принимаете и ложные представления о духовной жизни. Задавая свой вопрос, вы восклицаете, чтобы вам только не говорили о том, что страстей не бывает у искренне верующих. Интересно, кто говорил вам об этом? Искренне верующие люди как раз понимают своё реальное состояние, и именно это открывает им путь к вере и возможность выйти из рабства греху. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое, - пишет о себе апостол Павел. - Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:21-23).
В борьбе со своими страстями, собственно, и состоит христианская жизнь. Но откуда вы взяли описанный вами способ этой борьбы – неизвестно. Вы даже называете это идеалом - когда жена «с удовольствием (а если нет удовольствия, то с христианским терпением) принимает верховодство мужа, молитвой и постом умерщвляет нечистые помыслы и страсти». Нечто подобное, действительно, можно встретить в книгах об иноческом пути борьбы со страстями. Но приложение такой борьбы к супружеской жизни в миру – это уже ваше изобретение. Опять возникает вопрос: почему вы видите именно такой метод, - который, по вашему же свидетельству, ничего не дает? Но вы убеждены даже в его идеальности.
Но это относится к монахам, которые в тишине монастырской жизни, под руководством опытного старца борются со своими страстями. Если же монастырь мы заменим на суету светской жизни, а руководство старца на верховодство мужа, то вместо умерщвления страстей получим дьявольскую прелесть. На осине не растут апельсины. Результаты такой духовной жизни вы сами описываете в своём вопросе: «вдруг молитвы вытесняются из сердца», и дальше констатируете, что и «пост оказывается недостаточно серьезным средством». Но усиленный пост сам по себе, без молитвы, исповеди и причастия, не может избавить от страстей. Человек отпал от Бога, (о чем говорит потеря молитвы), и вместо того, чтобы обратиться к покаянию, искусственным голодом еще больше озлобляет себя и загоняет в угол. О возможности исповеди на этом этапе вы вообще как бы и не подозреваете. А между тем, исповедь своих блудных помыслов, это едва ли не единственное, что может отрезвить человека, и привести его в себя. Вы же представляете себе исповедь лишь как констатацию уже совершившегося факта.
Путь борьбы с блудными искушениями у мирского человека совершенно иной, чем у монаха. В браке мы не столько отвергаем свои плотские страсти, сколько, наоборот, удовлетворяем их законным образом. Для этого мы и вступаем в брак. Так, самыми банальными словами, и говорит об этом апостол Павел: Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор.7:1,2). Если при этом супруги будут хранить верность в браке, то он даст им возможность иметь близкого человека (а отнюдь не верховодство тирана), и достичь, как говорится в одной из молитв чина венчания, гармонии «душ и телес», - т.е. говоря простым человеческим языком, счастья. Именно таким путем брак и предлагает избежать блуда. Конечно, и в браке нужно заботиться о своей душе. В надлежащее время очищать её исповедью и Причастием Святых Таин, соблюдать посты, установленные Церковью, и посильно молиться. Но если при этом вы будете отворачиваться от мужа, то всё это может не принести никакой пользы.
Если человек внимательно посмотрит на свою совесть, то легко может убедиться, что всегда приходит именно туда, куда хотел. Если он идет к греху, то думает лишь о том, как его оправдать. Но если он действительно имеет желание жизни в заповедях Божиих, то ясно увидит и путь спасения. Ведь чтобы грех из стадии внутреннего искушения и помыслов (которые в Писании названы «советом нечестивых» - Пс.1:1) воплотить в реальность, верующему человеку нужно самым чудовищным образом извратить свою совесть, и не замечать лжи, в которую погружается его жизнь. Иные, правда, совсем не замечают этого, и пьют беззаконие как воду (Иов.15:16). Но для души верующего человека каждый шаг по пути греха (это второй этап после принятия «совета нечестивых» - Пс. 1,1) переворачивает всю его душу необходимостью непостижимого лицемерия и лжи. А если при этом все низкие поползновения нашей души мы открываем на исповеди, то встать на путь греха становиться и совсем невозможно. Покаяние зажигает в нашей совести свет, а при свете творить откровенное зло нормальный человек не может. Идти путем греха можно только во тьме. Поэтому неудивительно, что за вашим грехом стоят самые бессмысленные представления о духовной жизни, и непонимание Священного Писания и учения Церкви. Только в этом случае человек может идти путём греха, и задавать вопросы о том, как это делать честнее, по христианской морали.
Из первого стиха Псалтири, кроме приведенных выше слов, осталось упомянуть еще описание последнего этапа пути грешных, когда человек садится, как написано в славянском тексте, «на седалище губителей». Т.е. погрязает в грехе, как разваливаются в удобном кресле, и становится лютым губителем - причиной гибели для себя и других. Эти слова – предостережение нам. Может быть, они звучат сурово, но ведь вы сами просили сказать не свое мнение, а «по христианской морали».

Остается только пожелать вам следовать этой морали в своей жизни, ибо иначе – зачем о ней и говорить?

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2015