Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

О новомученниках Дубненско-Талдомского благочиния

По местам служения священномученика Михаила Абрамова

01.11.1885 – 29.11.1937. Память 16/29 ноября.

 

Каждый храм – это частичка судьбы нашей необъятной Родины. В России насчитывается около 39000 действующих храмов, свыше 900 монастырей. Из истории каждого из них можно почерпнуть не только этнографическую информацию о быте и укладе жизни в той или иной местности, но и ощутить их духовную связь, их духовное единство в одном теле Церкви. В данной статье приводятся сведения о четырех храмах, находящихся в Рязанской области. Для нас они примечательны тем, что в них служил священномученик Михаил Абрамов с 1907 по 1928 гг., до своего первого ареста, после которого он был определен настоятелем к нашей ратминской церкви в г. Дубна (на то время село Городище). Через эти храмы проходит жизненный путь отца Михаила. Все четыре храма, о которых пойдет речь ниже, объединяет печальная участь запустения. Два из них разрушены до основания и сохранились лишь в старых фотографиях. При сборе сведений использовались письменные и фотографические материалы из интеренет-ресурсов, архивов, а также информация от местных священнослужителей, краеведов и историков.

Первый храм, в котором будущий отец Михаил нес послушание псаломщика и законоучителя в течение одного года, – храм Покрова Божией Матери г. Пронска Рязанской губернии. На это место Михаил Иванович был определен в 1907 г., по окончании Рязанской духовной семинарии.

Древний город Пронск (моложе Рязани на 36 лет), впервые упоминается в Никоновской летописи в 1131 г. До XVII века Пронск оставался городом-крепостью, стоявшим на торговом донском пути, и был населен большим количеством служилых людей, но постепенно утратил свое былое значение. В Cмутное время он был захвачен поляками, освобожден князем Дмитрием Пожарским. К началу XX века Пронск – уездный городок, находящийся в 60 км от Рязани, ныне поселок городского типа.

Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пронске построена не позднее XVI века, кирпичная – постройки 1749-1756 гг. По типу архитектурной композиции относилась к восьмерику на четверике с высоким восьмериком, с трапезной и колокольней под куполом. В трапезной было два придела: Борисоглебский и Алексия, человека Божия (устроен в 1840 г. вместо упраздненной церкви). С 1786 г. при храме была организована церковно-приходская школа. До 1790-х храм имел статус городского собора. Известно, что до 1917 г. в этом храме хранились такие древности, как Евангелие печати 1657 г. и Казанская икона Божией Матери, принесенная из г. Казани, почитаемая чудотворной. Храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разобран до основания. Рядом находилась женская гимназия, построенная в 1904 г., по соседству с мужским училищем. В 1989 г. старинный гимназический корпус, являющийся одним из красивейших строений Пронска, был снесен. В бывшем здании Пронского мужского училища сейчас находится местный краеведческий музей. Интересно отметить, что знаменитый биолог и селекционер И. В. Мичурин, имя которого носит одна из улиц Дубны, обучался в Пронском мужском училище.

Ныне место, на котором стояла Покровская церковь, поросло кустами и деревьями и находится на окраине поселка Пронска, на ул. Советской. Ближайший действующий храм – Благовещенский – расположен примерно в двухстах метрах. Его настоятель протоиерей Леонид Айзиковский хранит копии фотографий Покровского храма в разные периоды, как до разрушения так и после.

В 1908 г. Михаил Абрамов рукоположен в сан иерея и определен священником в Введенскую церковь села Чулкова Пронского уезда, недалеко от Пронска. Время служения отца Михаила в  Чулково приходится на период расцвета села и наибольшей его численности: 139 дворов, свыше 1200 человек.  Для сравнения, это половина населения окружных сел и деревень, входящих в состав Ратминского прихода (на 1901 г. около 2400 человек). Самым многочисленным из них было Притыкино, насчитывающее 425 человек.

На этом первом своем священническом месте отец Михаил прослужил три с половиной года, здесь у него в 1909 г. родится первенец, сын Владимир. Известно, что отец Михаил законоучительствовал в местной школе грамоты и состоял председателем церковно-приходского попечительства местного храма.

Село Чулково с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается впервые в окладной книге 1676 г., точная дата постройки деревянной церкви не известна. На рубеже XIX – XX вв. был построен каменный храм, освященный в 1904 г. Приход состоял из одного села. До 1917 г. эта церковь была хранительницей Евангелия печати 1657 г. и Октоиха работы 1699 г.

В настоящее время Чулково является практически вымершим.  От храма осталась только полуразрушенная колокольня. В архивах Пронского краеведческого музея сохранилась фотография 1970-х гг., на которой храм еще не разрушен.

О следующем месте служения священномученика Михаила-Николаевской церкви села Мостье Ряжского уезда (ныне Ухоловский район) Рязанской губернии, куда отец Михаил был переведен в 1912 г., известно следующее. Это село находится в 110 км. от Чулково. Согласно  историко-статистическому справочнику Добролюбова Никольская церковь упоминается в окладной книге 1676 г. Существующая на 1885 г. в селе Мостье деревянная Николаевская церковь с приделом в честь св. Иоанна Воина построена в 1771 г. помещицей Анастасией Стефановной Вердеренской. В клировых ведомостях по Ряжскому уезду за 1914 г.  церковь упоминается уже как каменная, трехпрестольная (добавился придел прп. Сергия Радонежского), построенная на средства прихожан и других благотворителей в 1884-1901 гг. В приходе имелись две школы: земская и церковно-приходская. В период служения отца Михаила приход с. Мостье включал в себя еще шесть деревень (свыше 2000 человек).

В советские годы храм был разорен, само здание использовалось в качестве колхозного склада. К сожалению, от этого храма сохранились только руины. В настоящее время село Мостье Ухоловского района можно найти на карте Рязанской области, в 5 км от Ухолово.

В Никольском храме священник Михаил Абрамов прослужил всего неполных два года, здесь у него в 1913 г. родился второй сын Леонид. В местных земской и церковно-приходской школах священник Михаил Абрамов также состоял законоучителем, и в 1913 г. за усердную службу был награжден набедренником.

Последним местом служения отца Михаила до его ареста и ссылки был храм св. ап. Иоанна Богослова в селе Богослово Епифановского уезда Тульской губернии (ныне Скопинский район Рязанской области). Сюда он был переведен в 1914 г. после смерти настоятеля храма, своего тестя, священника Андрея Матвеевича Головина (1856–1914), став его преемником.

Нужно отметить, что священник Андрей Головин, как и Михаил Абрамов, был выходцем из крестьянской семьи и стал первым священником в своем роду. В этом же Богословском храме в июле 1908 г. отец Андрей венчал Михаила Ивановича и Евдокию Андреевну Абрамовых.

Само  Богослово относилось к помещичьим селам с двумя усадьбами, которые за два века сменили немало владельцев, среди которых представители известных родов Нарышкиных и Голициных.  Первые упоминания о нем относятся к XVII в. В  1850 г.  село входило в состав Епифанского уезда Тульской губернии. По данным справочника приходов Тульской епархии за 1916 г. в Богослово было две школы: земская и церковно-приходская. Население к 1916 г. насчитывало 153 двора, 1040 жителей. В 1930 – 1950-х гг. село попеременно относилось то к Московской, то к Рязанской областям, перейдя в последнюю в 1959 г.

Однопрестольный Иоанно-Богословский храм с трехъярусной колокольней был построен в 1898 – 1901 гг. До этого жители села относились к приходу Вознесенского храма в соседнем селе Петрушино. Необходимость в строительстве собственного храма возникла из-за роста числа прихожан. Так в 1870-х гг. в Богослово была построена часовня, а в 1898 г. начался сбор средств для строительства храма. На постройку жертвовали кто деньгами, кто кирпичом. В основном это были местные князья, купцы и даже крестьяне. Также 200 рублей были пожертвованы протоиереем Андреевского собора в Кронштадте Иваном Ильичем Сергиевым, ныне известным как св. прав. Иоанн Кронштадтский.

При возведенном храме действовала одноклассная церковно-приходская школа, существовавшая в сельце еще с конца XIX века, которая к 1925 г. была преобразована в советскую школу 1-й ступени.

Время служения священника Михаила Абрамова на этом месте приходится на военно-революционный период. Здесь семья проживет около 15 лет, вырастут и выучатся сыновья. И здесь же семью ждут тяжелые испытания – революционные потрясения, лишение прав, коллективизация и раскулачивание, непомерные налоги и первый арест в 1928 г. В 1915 г. семья Абрамовых переживет личную трагедию – умирает от инфекции их третий сын младенец Сергий. В Государственном архиве Тульской области сохранилась метрическая книга Иоанно-Богословского храма за 1915 г., в которой содержатся записи о  рождении и смерти младенца Сергия, прожившего всего 4 месяца и 12 дней.

Начавшаяся в июле 1914 г. война с Германией подняла всю страну на битву с врагом. Кроме всеобщей заботы о раненых и семьях, лишившихся кормильцев, появилась проблема беженцев, хлынувших в центральные губернии к лету 1915 г. Прибывшие были в отчаянном положении: семьи с детьми и стариками, нуждающиеся в крове, пище, часто и медицинской помощи. Люди прибывали в истощенном состоянии, часты были инфекции.

Церковь оказывала свою посильную помощь. Священнослужители, остававшиеся на приходах, организовывали работу на местах: приходская благотворительность на нужды раненых и больных воинов и их семей, создание приютов для их детей, постоянная духовно-нравственная поддержка семьям лиц, призванных в войска, помощь беженцам.

В село Богослово так же прибывали беженцы из занятых врагом западных губерний России. По инициативе отца Михаила в селе были организованы ясли, в связи с чем, в мае 1916 г. «за особые труды в обстоятельствах военного времени» богословский священник был отмечен епархиальной наградой – скуфьей.

Отец Михаил прослужил в Иоанно-Богословском храме до 1928 г., когда он был арестован и осужден на год лишения свободы, с пребыванием в Тульском исправительном доме. Почти через год после освобождения, с 28 декабря 1930 г., священник Михаил Абрамов был определен настоятелем в храм Похвалы Богородицы с. Городище.

Дальнейшая история церкви в селе Богослово развивалась уже без отца Михаила. Официально храм был закрыт в 1934 г. Вскоре снесли колокольню, а в здании храма устроили сельский клуб с кинотеатром. Для этого было растесано и переделано в дверь одно из алтарных окон.  Позже со стен содрали штукатурка с росписями. В разное время здание бывшей церкви использовалось как сельский клуб и зернохранилище.

В настоящее время село Богослово относится к Скопинскому району Рязанской области.  В бывшей усадьбе сохранились фундамент господского дома, остатки парка и разрушающийся остов здания церкви.

Из рассказов местных жителей известно, как выглядела богословская церковь: «Верх колокольни имел шестигранную форму, на каждом ярусе было по шесть оконных проемов. Центральную часть церкви с алтарем звали белой, а трапезную – красной. Скорее всего, это связано с отделкой стен: «белая» сохранила следы побелки, а «красная», выполненная из красного кирпича, не закрашивалась. Крыша белой церкви была четырехскатной, с большим куполом».

Таковы сведения о тех приходах, через которые пронес свой крест служения священномученик Михаил Абрамов. О некоторых из них информации совсем немного. О других, как, например, о храме в с. Богослово, сохранилось достаточно много сведений. Так или иначе память о той жизни, которая протекала в местах служения отца Михаила, еще не утеряна и хранится в фотографиях, метрических книгах, рассказах краеведов и местных жителей.

 

Источники

1. Народный каталог православной архитектуры sobory.ru
2. И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии 1885 г. том 2.
3. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Иоанно-Богословского храма с. Богослово за 1908, 1914, 1915 гг., ГАТО.
4. Клировые ведомости церквей г. Ряжска 1914 г. ГАРО, фонд 627, опись 240, кн. 59.Св.151. С.1-117.
5. Российский М.А. Тени заброшенного храма. – «Скопинский вестник», №30, 24 июля 2020 г.
6. Антонов Д.Н. Приходы Тульской епархии (по данным клировых ведомостей, 1915-1916 гг.): Справочник. – М., 2001.
7. Соболев В.А. и др. Ист.-краеведч. очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района. - Скопин, 1996.
8. Вся Тула и Тульская губерния. Справочная книга. Тула, 1925.
9. Коллекция метрических книг, ревизских сказок и исповедных ведомостей nashipredki.com
10.  Рязанские епархиальные ведомости (РЕВ) за 1907 (№13, 14), 1908 (№15, 16, 17), 1913 (№7) и 1914 (№7/8) гг.
11. Тульские епархиальные ведомости (ТЕВ) за 1914 (№ 5, 10), 1915 и 1916 (№19/20) гг.
12. Ведомости о церквях города Пронска и уезда за 1908 и 1911 гг; ГАРО (Архивн. справка № 297 от 21.02.2006).
13. Древности рязанских храмов. Собраны М.Б. Оленевым 2006-2007 годы (со ссылкой на РЕВ, 1887, прибавления Инв. №12. с. 288).
14. Клировая ведомость Иоанно-Богословской церкви с.Богослово Епифанского уезда за 1916 г., ГАТО.
15. А.И. Цепков. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. –  Рязань: Александрия, 2004.
16. Мухин И.Н. Образование новых церковных приходов в пореформенной России (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии). – М., 2005.
17. Российский М.А., К.и.н. Публикация на сайте «Банк городов»: http://www.bankgorodov.ru/place/Selo_Bogoslovo_Skopinskii-raion_
18. Российский М.А., К.и.н. Публикация на сайте «Храмы России»: http://temples.ru/card.php?ID=7158

 

Авторы: Надежда Баранова, иерей Аркадий Терехин
Редактор: Мария Волощенко


01 – Город Пронск, вид на Покровский храм
01 – Город Пронск, вид на Покровский храм
02 - Город Пронск, вид на Покровский храм (в центре, слева)
02 - Город Пронск, вид на Покровский храм (в центре, слева)
03 - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пронске
03 - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пронске
04 - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пронске до разрушения и после
04 - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пронске до разрушения и после
05 - Введенский храм в селе Чулково Пронского уезда. Фото 1970-х гг.
05 - Введенский храм в селе Чулково Пронского уезда. Фото 1970-х гг.
06 - Колокольня Введенского храма в селе Чулково Пронского уезда
06 - Колокольня Введенского храма в селе Чулково Пронского уезда
07  - Николаевская церковь в селе Мостье Ряжского уезда
07 - Николаевская церковь в селе Мостье Ряжского уезда
08 - Николаевская церковь в селе Мостье Ряжского уезда. Фото 2017 г.
08 - Николаевская церковь в селе Мостье Ряжского уезда. Фото 2017 г.
09 - Иоанно-Богословский храм в селе Богослово. Фото 2010 г.
09 - Иоанно-Богословский храм в селе Богослово. Фото 2010 г.
10 - Иоанно-Богословский храм в селе  Богослово. Фото 2016 г.
10 - Иоанно-Богословский храм в селе Богослово. Фото 2016 г.

 

23.11.21

 

В начало страницы | Библиотека | Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Дубна

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021