Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Интервью с протоиереем Виталием Шумиловым - настоятелем Храма Смоленской иконы Божией Матери г.Дубна

Церковь и власть

Еще в 1992 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было заявлено, что «Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой». Архиерейский Собор 2005 года, на основе представленного богословского анализа происхождения Церкви и государства, принял Основы социальной концепции, которая отразила общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. В богословском анализе указано: «Государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. Господь призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства». На основе исторического анализа взаимоотношений государства и Церкви в России на Соборе было высказано предостережение: «Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее  в глазах людей». Мы понимаем, что эта проблема взаимоотношений институтов государства и Церкви имеет место быть не только  на центральном, но и на местном уровне. Предлагаем  вниманию читателей «Православной встречи» интервью с настоятелем Храма Смоленской иконы Божией Матери протоиереем Виталием Шумиловым, которое состоялось в продолжении встречи дубненского духовенства с Администрацией города 4 февраля 2010г.

 

Церковь и власть, интервью с настоятелем Храма Смоленской иконы Божией Матери протоиереем Виталием Шумиловым Церковь и власть Церковь и власть

 

Отец Виталий, 04 февраля 2010 года в Дубне состоялся, наверное, первый в новейшее время официальный разговор представителей дубненских приходов с местной властью.  Из информации в дубненских СМИ сложилось впечатление, что главным вопросом, с которым обратились настоятели дубненских храмов к власти, был вопрос финансовой  помощи храмам в той или иной форме. Невольно возникает вопрос: что дубненский бизнес не хочет жертвовать на храмы города? Чем может помочь в этом вопросе местная власть? А на какие средства были построены и действуют существующие храмы, кто помогал? Когда возникли финансовые трудности у дубненских храмов? Может быть, нынешние трудности - это последствия мирового экономического кризиса?

Да, в таком широком представительстве – первый, хотя в менее развернутых форматах встречи и совещания в последние годы проходят регулярно. Финансовый вопрос, насколько мне представляется, был все-таки не главным. Главной была тема сотрудничества, намечались перспективы его развития в разных областях: строительства новых храмов, благоустройство уже построенных, культура, образование, работа с молодежью, проведение различных совместных мероприятий на городском уровне.
Что касается помощи храмам со стороны дубненского бизнеса. На мой взгляд, она могла быть более существенной, кто-то помогает регулярно, а кто-то (таких большинство) еще ни разу на храмы не жертвовал, и кризис тут не при чем. Если бы 1000 предпринимателей (у нас их гораздо больше) жертвовали на храмы по 1000 рублей в месяц – это уже миллион! Мы бы за два года все текущие проблемы решили и начали строить новые храмы. Но люди просто не понимают, что, жертвуя на храм, они тем самым укрепляют основы государственности, своей же безопасности, благополучия себя и своей семьи.
Будет несправедливым сказать, что наша местная власть мало помогает храмам. Постоянную заботу чувствует на себе храм в Ратмино и храм Рождества Иоанна Предтечи, существенную помощь в окончании строительства и благоустройстве территории получил храм Всех святых, не оставлены вниманием и другие храмы. Возможности Администрации ограничены, мы это понимаем, однако надеемся, что после этой встречи помощь церкви станет одним из приоритетов городской власти.
Местные храмы были построены в основном на народные деньги, власти и бизнес участвовали в разных храмах в разной мере. Нашему храму, как и традиционно левобережью, заботы и участия в те поры досталось менее других, но мы благодарны за всякую помощь.
Финансовые трудности у наших храмов возникли, еще до начала их строительства и не прекратятся, судя по всему, до скончания века – не успеешь одно построить, другое пора ремонтировать.

Батюшка, скажите, пожалуйста, раньше в России, правда,  не везде и не всегда, некоторые жертвовали десятину от своих доходов. В протестантских общинах  десятина является правилом, более того члены общины подлежат регистрации, то есть открыто себя позиционируют как члены Церкви, берут на себя хотя бы материальную ответственность за Церковь.  Может быть, это правило нужно ввести в Русской Православной Церкви? Возможно ли это? 

Заповедь о десятине действует со времен Ветхого Завета, и никто ее не отменял. Однако Христианская Церковь отошла от буквального, фарисейского ее исполнения, возложив контроль на совесть самих христиан. В средние века, правда, применялись и фиксированные налоги на Церковь, но большей частью люди жертвовали именно не за страх, а за совесть. Никто не заставлял князей, купцов и промышленников строить храмы и жертвовать на монастыри, - все это было делом добровольным, ради спасения своей души и ради своих близких. Иногда строили по обету, иногда, желая принести дар своему родному городу или селу.

Опыт и практика протестантизма для нас неприемлемы, поскольку надо отслеживать доходы людей, учитывать размер и сроки взносов, причем происходит это у всех на виду. В Евангелии сказано, чтобы правая рука не знала, что делает левая, жертва должна быть тайной, иначе похвала людская и собственное тщеславие похищают награду, которую христиане чают получить на небе, а не здесь на земле. А еще непременным условием истинной, приятной Богу жертвы является доброхотность, если я обязан каждый месяц жертвовать 10%, или у меня их вычитают, тогда опять теряется смысл подвига – рука отдает, а сердце плачет: «отняли копеечку…»

Отец Виталий, скажите, пожалуйста, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни Дубны, и как оно влияет на различные стороны жизни города? 

Сложный или, как сейчас говорят, «хороший вопрос». Критерием истины здесь могут служить только мои ощущения, но не мистические, а вполне эмпирические, основанные на множестве мелких фактов и личных наблюдениях за теми людьми, с которыми мне приходилось соприкасаться на протяжении многих лет. Изменения в сознании дубненцев по отношению к религии, к Православию в частности, произошли удивительные, просто фантастические, с точки зрения двадцатилетней давности. Те же люди, которые были осторожно, а некоторые даже враждебно настроены к Церкви, сейчас являются активными, заинтересованными помощниками в церковных нуждах и начинаниях. Иногда они выступают инициаторами новых совместных проектов, причем видна искренняя заинтересованность, а не просто исполнение поручения начальства или должностных обязанностей. Я не говорю о том, что многие «сильные мира сего» (на нашем городском уровне) стали прихожанами различных храмов, регулярно совершают паломнические поездки по российским монастырям, по Святой Земле и другим мировым святыням. Они предпочитают отдых, имеющий духовное содержание, простому биологическому существованию на берегу теплого моря.

Если достаточно много людей, имеющих влияние, вес и реальную власть в городе, положительно относятся к Церкви, понимают ее значение связующего звена между нашим славным историческим прошлым и современностью, понимают, что без связи с прошлым у нас не может быть будущего, – естественно, эти люди в своей деятельности будут опираться на Церковь и помогать ей. Сейчас наша страна находится в исторической точке, с которой могут начаться необратимые процессы. Если сейчас не принять срочные меры, не использовать потенциал и опыт, которым обладает Церковь, не остановить нравственное разложение народа, тогда у нас будет только одна историческая перспектива – умственная и духовная деградация, физическое вымирание, потеря самоидентификации, полная ассимиляция с многочисленными и более пассионарными этносами. И эта перспектива – не умозрительная страшилка, а элементарная статистика, можно на счетах посчитать, сколько нам осталось жить в России как таковой. Нашу славную историю и культуру уже лет через 50 будут изучать в мировых университетах так же, как историю Древнего Египта или Ассирии. А на храме Христа Спасителя вместо крестов будут сиять на солнце совсем другие символы. И это безо всякой горячей или холодной войны, весело и безмятежно под «танцы со звездами».

Отец Виталий, на церковных службах в храмах стоят представители власти. Многие считают это лишь политической рекламой. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если чиновник искренне обратился к Православию, должно ли это как-то отразиться на его общественной деятельности? Или воцерковление должно оставаться лишь фактом его личной биографии?

По сути, в предыдущем ответе я все уже сказал, могу только добавить, что момент «моды» сегодня прошел. Многих неверующих и даже верующих людей показательные выступления со свечками кандидатов, депутатов и чиновников только раздражают. В наше время видному человеку легче, комфортнее и политически выгоднее прийти в храм потихонечку и стоять в уголке, чем красоваться перед бригадой телевизионщиков и собирать на свою бедную голову мысли и афоризмы телезрителей. Сегодня от верующих «публичных» людей требуется определенное мужество, дабы не убояться клеветы человеческой и открыто исповедовать свою веру. Позволю себе перефразировать Цветаеву, «легче лисёнка скрыть под одеждой, чем утаить вас – вера и неверность». Народ очень чутко замечает, когда человек искренне верует, а когда лицемерно исполняет некий «ритуал». У искренне верующего человека и дела будут соответствующие безо всякой разработанной программы действий, просто как следствие его мировоззрения. Христос сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф 7:18). При всем желании никакой человек не сможет скрыть плодов дел своих, даже если он ничего не делает – и это не утаится. Так что изменение сознания человека не может остаться только фактом личной биографии, особенно если этот человек занимает высокую должность или видное положение в обществе.

 

Беседовала Татьяна Сорокина

 

В начало страницы | Библиотека

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021