Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Культура

Поездка воспитанников дубненского Центра Детско-Юношеского Туризма и Экскурсий на военно-исторический фестиваль «День Бородина», посвященный 197-летию знаменитой Бородинской битвы

Фестиваль «День Бородина»

 

С 4 по 6 сентября состоялась традиционная поездка воспитанников дубненского Центра Детско-Юношеского Туризма и Экскурсий в Бородино. В эти дни там проходил уже двадцатый по счету военно-исторический фестиваль «День Бородина», посвященный 197-летию знаменитой Бородинской битвы.

До места добирались на электричках через Москву. Поскольку была пятница, от Москвы пришлось ехать в вагоне, битком забитом дачниками и вообще всеми, кто принял благоразумное решение не оставаться в столице на празднование дня города, а провести выходные где-нибудь подальше от нее. В конце концов, после почти, что двухчасовой тряски на рюкзаках (из-за отсутствия свободных сидений многие усаживались прямо поверх рюкзаков, положенных на пол), мы добрались до бородинской платформы. Отсюда предстояло пройти еще около шести километров пешком, чтобы попасть на место стоянки. Но, несмотря на все неудобства нашего общественного транспорта, заряда бодрости у ребят оставалось еще много, так что даже тяжелые рюкзаки за спинами не помешали проделать этот переход достаточно быстро. Место для лагеря выбрали традиционное – дальний край большого поля за бородинским музеем. Опасения, что не удастся найти сухих дров для костра, не оправдались, однако еду все-таки готовили не на костре, а на горелках, костры же разводили лишь по вечерам – посидеть и погреться. Вообще, надо сказать, с погодой нам повезло ужасно: небольшой дождик прошел только в последнюю ночь, а все остальные дни выдались теплыми и солнечными. Поэтому вечная бородинская грязь, не один год встречавшая приезжавших на это мероприятие людей, в этот раз полностью отсутствовала.

Следующий день был насыщен почти до отказа. Едва закончив завтрак, все двинулись на осмотр памятных мест. Первым делом посетили высокий чугунный, увенчанный золотым куполом с крестом, памятник воинам, погибшим на Бородинском поле, который был поставлен на одной из самых жарких точек сражения – батареях Раевского. Часть земляных укреплений бывших батарей сейчас восстановлена. Здесь же находится могила генерала П. Багратиона, скончавшегося от раны, полученной во время битвы осколком ядра. После краткого рассказа экскурсовода об основном характере военных действий в день сражения, мы отправились в музей, в экспозиции которого были представлены обмундирование и вооружение обеих армий, портреты героев войны, веселые русские лубки, высмеивающие захватчиков и прославляющие мужество русского человека, да и многое другое. Когда же с музеем было покончено, все двинулись в сторону Шевардинского редута, битва за который состоялась накануне Бородинского сражения и являлась его своеобразной «прелюдией». Здесь же, возле редута, в день сражения располагалась ставка Наполеона – это место теперь обозначено памятником, увенчанным орлом. На обратном пути от редута нам удалось посетить расположенный на месте Багратионовых флешей Спасо-Бородинский женский монастырь.

Этот монастырь был основан Маргаритой Федоровной Тучковой, вдовой генерала Тучкова-четвертого, погибшего на Бородинском поле. Узнав о гибели мужа, Маргарита Федоровна тотчас же отправилась на поле битвы, чтобы отыскать его тело. По некоторым сведениям, полученным ею от участников сражения, в последний раз генерала видели на Багратионовых флешах – то есть именно там, куда пришелся основной удар войск Наполеона. Поэтому в общей груде человеческих тел Тучковой не удалось распознать тело мужа, и всех павших похоронили в общей яме. В 1817 г. Тучкова попросила у императора Александра I разрешение на строительство храма на месте флешей. Александр разрешил и выделил часть средств на строительство. Выкупив три десятины земли на средних флешах, Тучкова за три года выстроила храм Спаса Нерукотворного Образа. Невдалеке Маргарита Федоровна поставила домик и для себя. Решение окончательно перебраться в это местечко из столицы она приняла после внезапной смерти сына. Постепенно вокруг нее стал складываться кружок из других вдов, чьи мужья погибли в войне. В 1833 г здесь возникает Спасо-Бородинское Семеновское общежитие, а в 1839 г – Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь. Сама Тучкова, приняв монашеский постриг, вскоре стала настоятельницей этого монастыря (под именем Марии). Неподалеку от монастырских стен, рядом с курганами, в которых захоронены павшие воины, находится маленькая деревянная часовня, поставленная над могилой почитаемой здесь старицы Рахили, подвизавшейся в монастыре.

Вернувшись из дальней прогулки назад в лагерь и наскоро расправившись с обедом, мы снова двинулись в путь – на этот раз смотреть генеральную репетицию реконструкции сражения. Дойти до места можно было двумя способами: либо по автодороге (что было бы чересчур уж долго), либо напрямик – но в этом случае нам пришлось бы переходить вброд маленькую речушку. Немного поколебавшись, мы все-таки решили не тратить даром время и выбрали второй вариант. Однако даже, несмотря на быстрый марш-бросок с героической переправой через речку, на репетицию мы попали уже ближе к концу. Поэтому единственное, что можно было сделать – это полюбоваться военной формой тех участников реконструкции, которые еще не успели разойтись. Плюс артиллеристы время от времени давали пробные холостые залпы, заставлявшие вздрагивать от неожиданности. Но в целом репетиция не вдохновила…

Сама реконструкция состоялась на следующий день, 6 сентября, в районе двух часов. В этот день на огромную поляну, где традиционно проводится фестиваль (т. наз. «плац-театр»), стеклись десятки тысяч зрителей из разных регионов страны, а также ближнего и дальнего Зарубежья. Надо, кстати, отметить, что и сами участники реконструкции прибыли не только из городов России, но также из Беларуси, Украины, Казахстана… А вообще, первая реконструкция Бородинской битвы состоялась еще в 1839 г по инициативе императора Николая I. Причем Николай собрал сотню с лишним тысяч солдат и офицеров русской армии – именно столько воинов было в распоряжении Кутузова в день сражения. В советское время реконструкции битвы практически не проводились – их регулярное проведение началось только с 80-х годов, а в 1995 г дата 7 сентября обрела официальный статус.

Фестиваль начался с показательных выступлений конницы Президентского полка. Пока кавалеристы демонстрировали свое мастерство, расстановка основных сил Русской и Великой армий была завершена. Баталия начиналась…
Собственно, это не было реконструкцией самого Бородинского сражения: комментатор объявил, что на сей раз будет разыгрываться некая предполагаемая битва, состоявшаяся уже во время отступления Великой армии. Честно говоря, битва эта несколько напоминала сражение при переправе французских войск через Березину, когда русские казаки чуть было не взяли в плен Наполеона (в реконструкции, правда, в тыл французам совершали рейд не казаки, а другие кавалеристы – уланы). Началась баталия с атаки тяжелой русской кавалерией французской колонны, совершавшей переправу через реку. В этот раз французской кавалерии удалось отбить атаку; под обстрелом вражеских орудий русские были рассеяны и отброшены назад. После выхода русской пехоты, французам приходится выставлять заслон и занимать полуразрушенную «деревню» на середине поля (деревню изображали два домика, сколоченные из досок). Разбив заслон, русские пехотинцы вынуждены временно отступить. В это время действием русской артиллерии разбита деревня. Уланы совершают свой рейд в тыл противника и атакуют его батарею. Русские пехотинцы входят в горящую деревню и выбивают из нее врага. Кавалеристы отрезают отступление французских резервов и пытаются перебраться на другой берег, но под огнем вражеской артиллерии вынуждены отступить. Заканчивается баталия решительной победой русского оружия.

Участники реконструкции сделали все, чтобы максимально приблизить ее к исторической реальности. Все элементы мундиров были выполнены ими самими – вплоть до пуговиц и золотого шитья. А тяжелый гул орудий, оружейный треск и возносящиеся над полем облака дымного пороха великолепно передавали военную атмосферу старины…
Впрочем, передавали или не передавали – вопрос спорный… Все-таки война есть война – это совсем не то, что все современные реконструкции. Здесь каждый зритель чувствует безобидность такого мероприятия и твердо знает, что ни один из участников не погибнет. Ну а война – это в первую очередь убийство…

Однако фестиваль «День Бородина» проводится вовсе не затем, чтобы показать публике «безобидную войну», «игрушечные гладиаторские бои» и т. д; вовсе не затем, чтобы сыграть на животных инстинктах и страстях толпы. Нет, это мероприятие символизирует собою торжество русского оружия и могущество русского духа. Поэтому и воспринимается оно как-то по особенному.

 

Андрей Астохов

С 4 по 6 сентября состоялась традиционная поездка воспитанников дубненского Центра Детско-Юношеского Туризма и Экскурсий в Бородино.

 

Бородинский музей

 

Спасо-Бородинский женский монастырь

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

военно-исторический фестиваль «День Бородина»

 

 

В начало страницы | На страницу Культура

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021