Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Культура

К 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей

 

К 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака

Странно живет современная Россия, юбилей великого русского поэта заметили не многие, а между тем, это один из лучших поэтов ХХ века, чьи стихи являются хранилищем стремительно исчезающего русского языка. 10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, 30 мая исполнится 50 лет со дня его смерти. Современный биограф поэта сказал о Пастернаке так: «он продолжатель классической традиции и модернист; не признанный советским официозом, но и не запрещенный; еврей – и наследник русской культуры; христианский писатель, разговоров о своем еврействе не любивший и не поддерживавший. Философ, музыкант, книжник – и укорененный в быту человек, копавший огород и топивший печь с истинно крестьянской сноровкой».  Парадоксальная характеристика, которая нуждается в уточнении.

Годы жизни Бориса Леонидовича 1890 – 1960 гг., 70 лет земной жизни, жизни интересной, насыщенной событиями и встречами с разными людьми в переломную для России и мира эпоху. Рождение в семье известного художника и талантливой пианистки, несомненно, повлияло на формирование эстетического восприятия мира Борисом Пастернаком, но не стало определяющим в выборе будущих занятий в жизни, хотя  сначала казалось, что Борису ни куда не уйти от карьеры  профессионального музыканта. Но тайна таланта, а тем более Божьего дара, тайна велика есть. «Жизнь сложилась из цепи случайностей, мною прямо не вызванных и которых я не заслужил и несмотря на свою постоянную рискованность послуживших мне на пользу и на счастье», так писал Пастернак в 1956 году. Закончив в 1908 году гимназию, Борис Пастернак был принят на юридический факультет МГУ. Выбор факультета был обусловлен легкостью обучения на нем, для того чтобы параллельно проходить обучение в Консерватории. Когда с музыкой было покончено, Пастернак, оставив юриспруденцию, перевелся на историко-филологическое отделение МГУ. В период обучения в МГУ, Пастернак прослушал курс философии в Марбурге в университете, где когда-то учился М.В.Ломоносов. В годы учебы Борис Пастернак был участником университетского кружка славянофилов.

Пастернак, будучи по рождению евреем, обучаясь в гимназии, был освобожден от изучения Закона Божьего. Может это и к лучшему. Не секрет, что в это время все больше людей становилось атеистами, даже пройдя курс обучения в духовных учебных заведениях. Борис самостоятельно занялся изучением Священного Писания. Неформальное, продиктованное личной заинтересованностью отношение Пастернака к Православию, позволило прикоснуться ему к сущности христианства. По свидетельству современницы Пастернака, со слов самого поэта известно, что он был крещен. Пастернак знал наизусть почти все церковные службы. По завещанию Пастернака после его смерти над ним был совершен обряд отпевания православным священником.

 

10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака

 

Эти два факта биографии, классическое образование и христианство, лежат в основе творчества и жизненной позиции Бориса Пастернака, уточним зрелого Пастернака. Ошибки в молодости простительны.  В 1956 году поэт писал своим сестрам, живущим в Англии: «Мне было очень стыдно узнать, что какое-то наличие футуристических глупостей, о последствиях которых я не думал, снискали мне подобие имени далеко отсюда. К тому времени я и без этого позора уже отрицал половину сделанного в прошлом и ее стыдился, а тут еще эта преувеличенная переоценка». Еще в 1927 году Пастернак констатировал неизбежность своего разрыва с Маяковским, с которым у него была давняя искренняя дружба. Именно в эти годы, по словам Пастернака, появилась необходимость «в снижении совести ради большей доступности».

Интересны взаимоотношения Пастернака и власти. Пастернак  открыто не ругал власть, но относился к ней очень сдержанно, что в те времена  в писательской среде было равносильно неподчинению. Казалось, что еще шаг в этом направлении и он мог быть для Пастернака роковым.  Он отказывался ездить по всесоюзным стройкам, исправительным лагерям и колхозам. В 1932 году деятельность Пастернака «объявили бессознательной вылазкой классового врага», запретили книги Пастернака в библиотеках. В 1935 году  на съезде советских писателей Пастернака снова пригрели, «мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль…». Как глоток свежего воздуха  была возможность для Бориса Леонидовича работать в годы войны. Особенно Пастернак был счастлив, когда ему удалось выехать на фронт военным корреспондентом.

Оценить творчество Бориса Пастернака невозможно без романа «Доктор Живаго». Большинством ныне живущих роман был  впервые прочитан в начале «перестройки», когда он был переиздан после долгого перерыва. Может самое время перечитать его?  Теперь, когда  «перестройка», как когда-то революция 1917 года, стала уже историей, да и мы стали другими. Пастернак в своем романе предпринял попытку нового взгляда на  революцию, пришел к очень жестким и трезвым выводам. «Роман «Доктор Живаго» это попытка христианского осмысления истории. Сам Пастернак признавал, что такое осмысление было основной целью замысла романа. Замкнутость на земной истории неизбежно приводит к пессимистическому взгляду на нее. Попытки вырваться мыслью за рамки земного бытия – дают надежду».

 

10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака

 

Стихотворения Пастернака отличаются музыкальностью, глубиной мысли и чувства. Он сам говорил, что пишет стихотворения  по законам создания музыкальных произведений. Проза Пастернака является продолжением его поэзии. Есть точная оценка критика: «тексты Пастернака не описывают природу – они становятся ее продолжением».  Читая Пастернака и о Пастернаке, обращаешь внимание на его человеческие качества: смирение, доброту, искренность, скромность.  «Я больше хотел бы тишины, честности и настоящих дел, без  шума и лишних видимостей у себя и на всем свете», - говорил Пастернак в 1935 году. Присуждение ему нобелевской премии было  еще впереди, впереди было исключение из Союза писателей, требование этих же писателей лишить Пастернака советского гражданства. А это было для Пастернака самым тяжелым, что, несомненно, сказалось на его здоровье. В письме своему отцу, жившему в Англии, Борис Леонидович писал: «Я глубочайшим своим существом мог бы жить только в России». И еще, Пастернак очень любил Россию, любил ее народ, людей «трудной и скромной участи, там все теплее и выношеннее, и больше, чем где бы то ни было, души и краски». Когда Пастернак был лишен возможности печататься, «поставленные мне границы, создают мне положение мрачное, напряженное, но как ни у кого внутренне независимое и определенное», он не ропщет, а берется за переводы. И еще радуется. Вот уж по истине, «Бог гордым противится, смиренным дает благодать». Прочитайте стихи Пастернака, и вы поймете, что это за чудо, благодать Божия. 

 

Татьяна Сорокина

 

***

Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества –самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

 

Борис Пастернак, 1956г.

В больнице

Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.

И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную.
Нырнула огнями во мрак.

Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.

Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.

Его положили у входа,
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.

Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.

Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.

Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.

Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.

«О Господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О Боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».

 

Борис Пастернак, 1956г.

Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.
За ним – скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора –
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья, отстою.

 

Борис Пастернак, 1956г.

 

В начало страницы | На страницу Культура

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021