РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

 

Основание русской науки
(к 100-летию со дня рождения выдающегося русского ученого Н.Н. Боголюбова)

21 августа 2009 года у всех дубненцев есть серьезный повод вспомнить про фундаментальную науку. Именно в этот день сто лет назад в Нижнем Новгороде в семье преподавателя философии и психологии Нижегородской духовной семинарии магистра богословия Николая Михайловича Боголюбова и преподавательницы музыки Ольги Николаевны родился будущий выдающиеся ученый XX столетия Николай Николаевич Боголюбов.

Такого уровня гениальности ученый может появиться за весь период развития народа только один раз и даже в этом единичном случае можно говорить об огромном вкладе данного народа в развитие науки в целом. Что же говорить о русской цивилизации, которая дала миру целую плеяду выдающихся ученых в XIX и XX веках?

Надо заметить, что наука не может состояться вне культуры. Только в условиях определенного типа культуры может сформироваться, обнаружить свою продуктивность соответствующий проект науки. Следовательно, чтобы понять, как развитие русской культуры повлияло на развитие русской научной школы, мы обратимся к жизненному пути нашего великого соотечественника. На примере семейного воспитания и жизненных ориентиров Николая Николаевича попытаемся разобраться в особенностях развития русской научной мысли, а заодно в жизни нашего гениального соотечественника найдем ответы на вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. Споры вокруг преподавания основ православной культуры не утихают до сих пор. Все наверное помнят уже ставшее печально знаменитым «письмо 10-ти академиков» во главе с В.Гинзбургом к президенту России, в этом письме авторов пугает не пропаганда нравственного растления современной молодежи, а преподавание православной культуры. Они считают, что науки в нашей стране будет нанесен сокрушительный удар, так как научное мировоззрение непременно должно носить атеистический характер.

Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим, каким образом был поставлен воспитательный процесс в семье Боголюбовых, в которой выросли  2 академика и один член-корреспендент академии наук. Отец Николая Николаевича протоиерей Николай Боголюбов был серьезным педагогом. Он считал, что маленький ребенок лучше поддается педагогическому воздействию и скорее и основательнее  приобретет знания. Поэтому заниматься с детьми надо как можно раньше, развивая их самостоятельность. В соответствии с этим он начал учить своих сыновей чтению и письму с 4-5 летнего возраста. В возрасте около 5 лет он начал учить их немецкому языку, затем добавил французский и, еще позже, английский. Отец научил сыновей основным молитвам, заповедям, символу Веры. И он сам, и Ольга Николаевна были православными людьми, но ни он, ни она никогда не заставляли своих сыновей под страхом наказания посещать церковь. Они считали, что душа маленького человека только под влиянием примера родителей сама должна чувствовать и искать путь к обретению Веры. И результатом такого мудрого похода стало то, что и Николай и его братья через всю свою жизнь пронесли Веру, переданную им от родителей. Это и есть первая особенность русской науки – она в лоне национальной культуры прошла свой путь через русские монастыри, которые служили местом концентрации научной мысли русской цивилизации. И далеко не случайно, что многие русские ученые вышли из семей священнослужителей.

Надо заметить, что многочисленные ученики Николая Боголюбова дружно отмечают нравственный характер мировоззрения своего учителя. Так Покровский Андрей Владимирович выделяет у «школы Боголюбова» главную особенность – «сочетание нравственного начала с научной тщательностью». Или как считает другой его ученик: «Одна из наиболее существенных особенностей характера Николая Николаевича – христианская доброта, отзывчивость, связанная с его глубокими религиозными убеждениями». Таким образом, на примере Николая Боголюбова, можно выделить вторую особенность русской науки – сочетание научного поиска и нравственной оценки всего, что связано с деятельностью человека и ученого.

Третья особенность состоит в том, что ученый должен заниматься раскрытием единой истины в устройстве мирового порядка. Такой взгляд противостоит софистскому положению, согласно которому мир раскрывается как сумма частей, в которой для человека различимы только их потребительские свойства – что выгодно мне, то и является истинной. Мировоззрение Николая Николаевича носило прямо противоположный характер данному релятивистскому подходу. Как пишут в своих воспоминаниях ученики, ему очень нравилось высказывание Кеплера: «Главной целью исследования внешнего мира является открытие гармонии и рационального порядка, который Всевышний ниспослал миру и открыл нам на языке математики».

Ко всему вышеперечисленному можно добавить и четвертый признак, согласно которому в русской культуре любой статус человека в иерархии вторичен по отношению к самому человеку. Доказательством этого положения служит сама жизнь Николая Николаевича Боголюбова: аттестат об окончании семилетки и стал единственным документом об образовании, который он получил за всю свою жизнь. Насколько актуален этот пример для современной ситуации в нашей культуре, когда погоня за титулами, дипломами и учеными степенями стала тем мерилом, который определяет социальную значимость человека.

Андрей Зенько

В начало страницы | На главную страницу

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2019