РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

 

Может кто-то когда-то поставит свечу …

Жизнь поэта всегда полна загадок и тайн, особенно Поэта с большой буквы, таким, каким был Владимир Семенович Высоцкий. Божий промысел, когда явно, когда не ведомо для окружающих и даже самого человека, ведет его по жизни. Английская народная мудрость гласит «У Бога нет других рук,  кроме человеческих». В жизни Высоцкого были встречи, которые позволили его таланту раскрыться в полной мере, вот только некоторые из них.  День рождения Владимира Семеновича пришелся на 25 января на день св.мученицы Татианы,  именно так звали любимую героиню Пушкина, которого Высоцкий считал своим идеалом, изучал его, собирал о нем всевозможную информацию.

Рассказывая о создании песен, именно так он называл свои стихи, Владимир Семенович, говорил: «Я недавно понял, почему я не перестал писать песни. Все в юности балуются немножко стихами. Некоторые пишут стихи подольше. Я думал, почему я не перестал писать стихи. Наконец, пришел к выводу, что мне просто очень повезло. Я попал сразу в театр к Любимову. А он моментально начал использовать песни мои в спектаклях. Любимов меня просил, чтобы я пел, пел, пел… Из-за этого я продолжал писать. Мне было как-то неудобно петь одно и то же. Хотя, может быть, я и ошибаюсь. Может быть, все равно продолжал бы писать, но, наверное, не так. Мне помогло то, что меня поддержали».

К моменту своего появления в театре Любимова, Высоцкий уже проявил себя  на песенном поприще, но встреча с  Юрием Петровичем была очень важной для становления Высоцкого как поэта. Это выражалось, в том числе, в большом количестве «поэтических» спектаклей, которые ставил театр Любимова. Судьбоносной вехой в творческой биографии Высоцкого явилась роль Гамлета, в одноименной пьесе Шекспира, которую ставил театр.  Необычная трактовка роли Гамлета режиссером, вызвала, по словам Высоцкого, «мучительный процесс постановки», но после премьеры в 1971 году Высоцкий играл Гамлета без замен до самой своей смерти. Рассказывать о «Гамлете» Высоцкий мог бесконечно. Он говорил, что самое основное в спектакле – это «продуман распорядок действий», т.е. промысел Божий. Гамлет Высоцкого ищет не доказательств вины короля, а доказательств его невиновности. И еще Высоцкий отметил «перевод, изумительный перевод Пастернака», вот и еще одна встреча Поэта с Поэтом. К сожалению, видеозапись этого спектакля не сохранилась, есть только аудиозапись спектакля «Гамлет» и некоторые фрагменты, в частности, когда Высоцкий-Гамлет читает стихотворение Гамлет из книги Б.Пастернака «Доктор Живаго», запрещенной в то время в Советском Союзе. В том же 1971 году у Высоцкого появляется стихотворение «Баллада о бане», где с большим знанием существа происходящего Высоцкий описал Таинство Крещения.

До своей смерти Высоцкий не имел официального признания, это в то время когда количество членов Союза писателей в стране насчитывало 7 тысяч человек, при его жизни не вышла не одна его книга, но у него была феноменальная народная любовь и популярность. Объясняя ее, Юрий Петрович Любимов сказал: «Он открыл на обзор своим соотечественникам целый пласт, как плуг землю, когда вспахивает, он распахал и показал, как Гоголь про Пушкина сказал: «зарифмовал всю Россию», а он открыл, он снял  лак официальности. У него же неисчислимое количество тем, он пел про все, про все боли, про все радости, он смеялся над глупостью. Он так сумел подслушивать народные выражения, слова. У него прекрасный народный язык, удивительный. И поэтому Москва его так хоронила как национального героя». Хочется добавить, хоронила вопреки указаниям властей, в первую очередь благодаря  Любимову, что ему припомнили  при лишении его советского гражданства в 1984 году.  

Понятие официальное признание существует и поныне, выражаясь в юбилейно-истерическом всплеске памяти, что наверно оскорбительно для большинства юбиляров. В следующем году 25 июля будет широко отмечаться 30 лет со дня смерти Владимира Семеновича, со странными концертами и смакованием подробностей личной жизни поэта, давайте не участвовать в этом, потому что Высоцкий этого не любил. Давайте лучше слушать его самого и  по православному обычаю молиться за упокой души раба Божия Владимира! 

Татьяна Сорокина

Баллада о бане
Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих –
Дай нам, Бог, совершить омовенье,
Окунаясь в Святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, -
Это – словно возврат первородства,
Или нет – осушенье болот.

Все пороки, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор –
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, - испарится
И поднимется вверх, к небесам,-
Ты ж, очистившись, должен спуститься –
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, -
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых – стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь – подобие райского сада, -
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь –
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не выпячивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, -
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй по коленья в парную
И крещенье принять убеди, -
Лей на нас свою воду святую –
И от варварства освободи!
1971 г.

 

***
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить – не хочу, -
На ослабленном нерве я не зазвучу –
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что ночью крапаю, - в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу, -
Но не буду скользить словно пыль по лучу!
…Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -
Я умру и скажу, что не все суета!
1978 г.

***
И снизу лед и сверху – маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним,-
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мене есть чем оправдаться перед ним.
1980 г.

В начало страницы | На главную страницу

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2019