Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Новости

Воскресная школа храма Рождества Иоанна Предтечи

При храме Рождества Иоанна Предтечи уже несколько лет действует воскресная школа. Большое число детей из разных районов нашего города собираются здесь каждое воскресенье, чтобы учиться и общаться, вместе участвовать в богослужениях и веселых праздниках, вместе приобщаться к культуре и традициям Православия, вместе открывать для себя его вечную духовную красоту.

Об этой замечательной школе, о ее задачах и целях, проблемах и достижениях, преподавателях и учениках рассказывают те, кто эту школу задумал, воплотил в жизнь,  трудится в ней для духовного воспитания наших детей, во благо Православной церкви.

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков является ее основателем и духовником. Мы попросили батюшку открыть нашим читателям тот замысел, с которым эта школа была создана несколько лет назад.

Отец Владислав, в чем вы видите главные задачи воскресной школы?

На мой взгляд, основная задача воскресной школы — не просто дать детям образование, вложить в них более и менее полный набор понятий о Боге, о Законе Божием, о церкви, но прежде всего необходимо научить детей связывать воедино жизнь духовную и свою повседневную жизнь. Поэтому у нас есть не только дисциплины церковные, такие, как Основы православной культуры, но и широкий спектр занятий, дающих знания и навыки, необходимые в повседневной жизни человека. Среди них: различные рукоделия и спортивные мероприятия, уроки хорового пения и вокала, детский народный календарь и веселые праздники.

И поэтому преподавание в воскресной школе отличается от подходов к преподаванию в школе обычной, светской. Суть занятий не сводится к одному тому, чтобы дать определенное количество знаний, но в том, чтобы дети научились прежде всего, общаться друг с другом.  Важно, далее, то, чтобы церковь, православное богослужение не было для них чем-то чужим, посторонним, но чтобы они учились понимать суть богослужения, чувствовать его красоту и сами стремились к духовному совершенствованию.

Хочу подчеркнуть эту особенность воскресной школы — то, что именно такой формат занятий позволяет наладить доброе, дружеское общение между детьми. Не секрет, что в церковной среде сложнее найти формы досуга, в котором это общение могло бы быть реализовано. Люди мирские, к примеру, ходят на дискотеки, в клубы, в бары — туда, где создается неприемлемая для верующего человека атмосфера и обстановка. Но при этом нельзя же человека держать в окружении постоянных запретов — нельзя то, нельзя сё... И нужно дать представление о том, как можно жить жизнью интересной, насыщенной, не подвергаясь при этом соблазнам и не впадая в грехи, не становясь рабами «духа мира сего» (1 Кор. 2:12).

Расскажите немного о истории воскресной школы.

Изначально занятия школы воскресной проводились в 11 школе, которая предоставляла помещения. Нам выделили кабинет, и там мы занимались и с детьми, и со взрослыми. Но конечно, воскресная школа должна быть в храме, потому что тогда ребенок находится в церковной ограде, тогда для него храм может стать, по большому счету, вторым домом. Поэтому мы и решили, несмотря на все трудности с помещениями и неустроенностью быта, перевести школу в храм, чтобы и дети были поближе к храму. к богослужению, и для детей само строительство храма было хорошей возможностью поучаствовать в жизни прихода — например, уборка, субботники и что-то подобное. Да и сам переезд на новое место создает возможность с оттенком доброй грусти вспоминать о том, как было раньше, и эти воспоминания дают хороший внутренний настрой и детям, и взрослым. Наш переезд послужил рождению еще одной воскресной школы: теперь на месте наших занятий сейчас действует в 11-й школе воскресная школа храма Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Из каких источников финансируется воскресная школа?

Школа содержится исключительно на пожертвования: это средства прихода храма Рождества Иоанна Предтечи и средства родителей, которые приводят к нам своих детей. Это конечно, средства небольшие. От финансирования же в большой мере зависят такие программы для детей, как экскурсии, поездки и подобное. Но мы стараемся найти возможности и организовать и такие мероприятия. У нас сложились хорошие взаимоотношения с Отделом социальной защиты. Среди прихожан храма есть семьи многодетные, есть и малоимущие. И у нас был такой интересный и хороший опыт, когда дети из таких семей, которые ходят в воскресную школу, ездили по путевкам соцзащиты в санатории и оздоровительные лагеря в Анапу, в Клин.

Испытывает ли воскресная школа трудности, какие они в настоящий момент?

Прежде всего, основной проблемой является нехватка помещений для занятий. Храм Рождества Иоанна Предтечи находится в стадии строительства, а между тем наша школа достаточно большая — свыше сорока человек, и мы были вынуждены даже временно прекратить воскресные беседы со взрослыми: просто-напросто негде сесть и поговорить со священником на те или иные темы. Сейчас мы строим Центр духовного просвещения. Это один из приоритетов в строительстве, поскольку там для воскресной школы запланированы специальные помещения — учебный класс, библиотека и прочее. Но отсутствие должного финансирования постоянно тормозит этот процесс. Так что прошу наших спонсоров обратить на это внимание, и если у кого-то есть возможность, прошу помочь в строительстве этого Центра.

А в остальном — преподавательский состав у нас подобрался очень хороший, процесс обучения отлажен. Хотя конечно, трудности встречаются и здесь. Например, среди учеников школы есть две группы детей: самые младшие и самые старшие. Они несколько выходят за формат воскресной школы и к ним нужен особый подход. Самым младшим ученикам — 4-5 лет, — нужен скорее не преподаватель, а воспитатель. Пока наши преподаватели справляются с этой задачей. Другая группа — старшие, возраст после 14 лет, когда дети уже вышли за рамки воскресной школы как таковой и с ними нужно заниматься по-другому. В нашем благочинии успешно действует Молодежное движение. Но возраст — 14, 15, 16 лет — это дети, которые до Молодежного движения еще не доросли, а из воскресной школы уже выросли. Плюс сам этот духовно сложный возраст, когда  происходит отторжение ребенком всего того, что ему хотят вложить преподаватели, родители. Подросткам нужны особые занятия, особый подход. Мы сейчас ищем его и, Бог даст, найдется человек, который сможет этих детей заинтересовать.

В заключение скажу вот еще что. Есть такое понятие — целомудрие. Что оно в себя включает? Каждый из нас является, так сказать, «мудрым» по тем или иным направлениям: кто-то хороший учитель, кто-то — врач, кто-то — умеет хорошие дома проектировать. А понятие «целомудрие» обозначает мудрость целостную, когда душа человека готова воспринимать этот мир во всей его полноте, и не просто воспринимать, но и делать правильные выводы. И если говорить коротко, то главная задача воскресной школы как раз и состоит в том, чтобы воспитать в детях это целомудрие, чтобы мудрость Православной церкви, мудрость наших отцов и дедов постараться вместить в детские души, развить их и научить их правильно жить в этом сложном и, к сожалению, не совсем благочестивом мире.

Ольга Алексеевна Шевченко, первый руководитель воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи, поделилась с читателями своими воспоминаниями о самом начале деятельности школы.

«В 2004 году я приехала в Дубну, и была удивлена тому. что в городе не было ни одной воскресной школы. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Владислав Бобиков в декабре 2004 благословил меня помогать в создании такой школы и провести праздник Рождества Христова для детей. При ДШИ «Рапсодия» Вера Алексеевна Семенова проводила занятия духовной музыкой, поэтому праздника готовилось два: в 11-й школе и при храме Иоанна Предтечи. В зале проводился Рождественский концерт, раздача подарков. А на улице возле храма мы поставили большую елку. На Рождество шел дождь, погода была ужасная, но праздник удался, прошел весело и радостно.

Тогда же были составлены учебные планы, стали покупаться учебники и постепенно школа стала приобретать определенные очертания. Но до следующего учебного года, до сентября 2005-го, уроков пока не проводили, а готовили праздничные мероприятия — Пасхальный и престольный, объединяя, таким образом, вокруг храма и школы людей, чтобы с нового года начать учебную работу. С октября 2005 года мы начали готовить стенгазеты: мы делали их с детьми к каждому празднику. На церковном дворе стояла веранда. Она украшалась цветами, задрапировывалась и там развешивались эти стенгазеты.

С директором 11-й школы был заключен договор о предоставлении 320-го кабинета для занятий воскресной школы. А для того, чтобы дети привыкали к сцене, для репетиций нам предоставляли актовый зал. Не хвалясь, скажу, что на наших концертах был полный аншлаг.

И так, от праздника к празднику, проходила наша школьная жизнь. Принимали участие в фестивале «Серебряная Псалтирь», проводили городские мероприятия на озере. А еще были поездки, запомнившиеся многим, как яркие события. В первый раз мы поехали в Дмитров: Успенский собор, монастырь, экскурсия по городу, Пермиловские высоты. Вторая экскурсия — Истра, Новый Иерусалим, третья — Давидова Пустынь под Серпуховом, усадьба Чехова.

Уроков было два — Православная культура и церковно-славянский язык. Отдельно преподавалось церковное пение.

Школа тогда насчитывала 43 человека...»

Ольга Ивановна Ширинова, нынешний руководитель воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи, рассказала нам о том, как устроена воскресная школа, как проходит учебный день, о преподавателях и родителях.

Ольга Ивановна, с чего началась ваша работа в воскресной школе?

Передо мной встала задача православного образования моих детей. Я узнала, что в 11 школе проходят православные занятия для детей и взрослых и  сразу же начала посещать эти занятия с моими детьми. Спустя примерно год руководитель этих занятий Ольга Алексеевна Шевченко обратилась к нам, родителям, с просьбой принять посильное участие в работе с детьми — кто что умеет. Я в то время преподавала рисование в Отечественной гимназии г. Дубны. Я с радостью согласилась.

Тогда воскресная школа переехала в храм Рождества Иоанна Предтечи?

Да, когда это стало возможным, отец Владислав благословил устраивать занятия воскресной школы здесь, при храме. По определенным причинам Ольга Алексеевна не смогла более руководить школой и отец Владислав благословил меня нести это очень непростое послушание. Началась работа по организации школы на новом месте — подбор педагогов, составление программ, вообще поиск всего, что могло бы нам помочь в занятих с детьми. Отец Владислав очень много приложил труда и стараний, чтобы все это организовалось как можно быстрее и мы начали бы работу.

Что было самым трудным на первых порах?

Собрать коллектив преподавателей. Приходили многие, многие пробовали, но по разным причинам не задерживались у нас. Ведь педагогика сама по себе — призвание нелегкое, а православная педагогика — еще и большой духовный труд: труд над самим собой, прежде всего. Тут много чего надо: надо и детей любить, и уметь работать с ними, иметь не только общие знания, но и знания православные, церковные, и постоянно заниматься своим собственным образованием в этом направлении. Но в итоге сейчас у нас создался очень хороший, дружный и профессиональный коллектив.

Расскажите подробнее о преподавателях школы.

Мария Владимировна Волощенко занимается с детьми уже много лет, с самого начала образования нашей школы и еще задолго до этого — в 11 школе. Ее опыт работы подсказал ей очень плодотворную форму занятий, особенно с малышами. Дети не могут сидеть и внимательно слушать даже самые интересные вещи слишком долго. Марии Владимировне всегда удается почувствовать момент, когда дети устают слушать, и тогда она просто водит их по храму, показывает им иконы, объясняет на примере сюжетов икон темы уроков и таким образом, переключая внимание детей и давая им отдохнуть, распределяет время урока наиболее правильно.

Надежда Александровна и Павел Леонидович Лебедевы проводят занятия по рукоделию — дети очень любят заниматься с ними, тянутся к ним. Девочки у Надежды Александровны учатся женскому рукоделию, а мальчишек Павел Леонидович учит работать со столярными инструментами.

Анна Владиславовна Бобикова проводит уроки церковного хорового пения. Она только начинает заниматься с детьми, но некоторую нехватку опыта с лихвой восполняет задор и энергия молодости, большая любовь к детям.

Надежда Васильевна Ухова с апреля 2012 г. стала одним из наших педагогов. Мария Владимировна Волощенко с апреля по октябрь поет в Сергиевском храме в селе Зятьково, поэтому Мария Владимировна не успевает проводить в школе свой предмет по ОПК. И её заменяет Надежда Васильевна. Она ответственный педагог, очень любит детей, понимает и чувствует каждого ребёнка.

Нина Ильинична Клепикова преподавала детям русский народный календарь. Это русские народные традиции в свете Православия. Она очень интересно преподает свой предмет. Эти занятия Нина Ильинична предположительно возобновит у нас в школе с нового года. А еще она ведет курсы золотного лицевого шитья для взрослых.

В этом году мы решили ввести  новые пробные занятия – медицинский урок. На этом уроке будут изучаться правила первой помощи, наложение жгута, обработка ран. В этом нам помогает Лилия Станиславовна Чудакова, по образованию медработник, мама одного из учеников нашей школы.

Сколько детей приходит на занятия в воскресную школу?

В этом году число учеников увеличилось до 40 человек. Мы распределяем их по трем группам в зависимости от возраста: 5-8 лет, 8-12 лет и старшие дети после 12-ти лет.

Несколько слов о родителях: есть ли среди них нецерковные или вовсе неверующие люди?

Совсем неверующих родителей, пожалуй, нет. Но немало людей невоцерковленных, которые не участвуют постоянно в церковной жизни, но относятся к Православной церкви с уважением. Интересно, что дети именно из таких семей приводят к нам своих друзей по школе, одноклассников. Но есть и проблема — такие родители частенько, жалея своих деток, не приводят их на литургию. Хотя воскресная школа — это же не кружок, не факультатив. Воскресная школа начинается в храме, на литургии, совместной молитвой и участием в таинствах. Но если родители не живут храмом, литургией, то получается некая подмена: воскресная школа заменяет храм. Это неправильно.

Участвуют ли дети в богослужении?

Да, два мальчика у нас — алтарники. Одному из за труды уже благословлено облачаться на службе в стихарь. Одна девочка поет на клиросе, другая следит на службе за подсвечниками. Мы постоянно стремимся привлекать детей к участию в богослужениях, и дети тоже очень охотно выполняют церковные послушания. Несколько раз в год в храме служится «детская» Божественная литургия, когда проведение службы полностью обеспечивают дети. Поет детский хор, дети читают, следят за подсвечниками, дежурят за прилавком — конечно, под присмотром взрослых.

Как строится учебный день в воскресной школе?

После Божественной литургии дети участвуют в молебне, подпевают хору, кто может, читает записки о здравии.  После молебна все идут трапезничать. Приготовление трапезы полностью берут на себя родители, записываются на несколько воскресений вперед. А продукты предоставляет храм.  После еды прямо здесь, в трапезной, показываем детям с помощью проектора презентации на разные темы: праздники Православной церкви, жития святых, отечественная история и подобные. После беседы — перемена: детям необходимо побегать-попрыгать, пообщаться. Потом все идем в храм, там ставятся столы в разных местах и проводятся уроки по предметам. Так проходит наш учебный день — в храме начинается, в храме и завершается.

Теперь мы дадим слово преподавателям воскресной школы.

Мария Владимировна Волощенко преподает детям «Основы православной культуры». Мы попросили ее подробнее описать содержание этого курса.

«Курс «Основы православной культуры» рассчитан на четыре года. Первый год детям  рассказываются самые общие сведения о Православии: храм, его устройство, церковные праздники, молитвы, общие понятия о Боге. Второй год эти темы изучаются более глубоко и  подробно. Здесь фокус внимания переходит на рассказы из житий святых: это и примеры праведной жизни, и образцы для подражания в тех или иных ситуациях, и история в лицах. На третий год дети готовы воспринимать Священную историю Ветхого завета, а весь четвертый год посвящён изучению истории нашего спасения — Новому завету.

Основной задачей курса «Основы православной культуры» является не богословское образование, а скорее, гармоничное и постепенное воцерковление детей, введение их в жизнь Православной церкви, показ этой жизни с разных сторон — и внешней, обрядовой, праздничной, и внутренней — вероучительной и молитвенной».

Мария Владимировна, насколько учебный процесс в воскресной школе похож на уроки общеобразовательной школы? Такие же журналы, оценки, экзамены?

Мы не копируем формы обычных школ. Конечно, у учителя есть журнал, ведутся записи о посещаемости. У старших детей регулярно бывают контрольные. А формой проверки знаний у нас являются викторины — благочинническая, на которую собираются ученики со всего церковного округа, и итоговая — для наших учеников. Форма викторины помогает учителям оценить, насколько детьми усвоены знания, и помогает детям легко и весело показать это нам, а не испытывать лишний стресс уже только от самой фразы «сдавать экзамены».

А бывают ли олимпиады по предмету «Основы православной культуры»?

Да, такие олимпиады есть. Это, прежде всего, Общероссийская олимпиада по ОПК, которая  проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.  В прошлом году эта олимпиада прошла у нас в Дубне. Мы выступили в качестве ее организаторов, при поддержке ГорУНО. Задания для нее подготовлены Православным Свято-Тихоновским гуманитарным Университетом. Олимпиада проходила в Православной гимназии «Одигитрия». Эта олимпиада имеет такой же статус, как и олимпиады по общеобразовательным предметам, победители ее также имеют льготы при поступлении в вузы, получают баллы к ЕГЭ. К сожалению, городские школы пока не могут подготовить детей к таким олимпиадам. А ученики воскресных школ участвуют в ней,  добиваются неплохих результатов и занимают места.

Мария Владимировна, расскажите о планах сотрудничества воскресной школы и ДШИ «Рапсодия»

Идея такова. Дети, которые ходят в воскресную школу, которым интересна церковная жизнь, имеют возможность обучаться в Детской школе искусств «Рапсодия». Они будут обучаться на отделении Общего эстетического развития и заниматься с педагогами «Рапсодии» клиросным хоровым пением, вокальным или инструментальным музицированием, сольфеджио, художественным словом и театральным искусством. Таким образом они получат и полноценное эстетическое образование по программе ДШИ «Рапсодия», и изучат православные дисциплины, такие как «Основы православной культуры» и клиросный ансамбль. В итоге, за небольшую плату дети получат  расширенное по сравнению с воскресной школой образование, а с вместе с эстетическим развитием приобретут и развитие духовное. Мы приглашаем всех — не только учеников воскресных школ, а всех желающих, — присоединиться к этому интересному и многообещающему проекту.

По словам преподавателя церковного пения Анны Владиславовны Бобиковой, основной задачей воскресной школы является объединение, общение и духовное воспитание наших детей. Анна Владиславовна так рассказала нам о своем предмете.

«На хоре мы изучаем детские, русские народные и духовные произведения, есть у нас и отделение клиросного пения, на базе хоровой школы «Рапсодия». Дети узнают о том, зачем на богослужении нужен хор, что и в какой момент службы он поет, изучают содержание произведений. Церковное пение передает величие и красоту службы, учит молитве. Но, к сожалению, очень не многие из нас умеют правильно молиться, не многие могут подобрать правильные слова. Поэтому в воскресной школе дети с раннего возраста учатся постигать это великое таинство — молитву. Более старшие ребята принимают участие в богослужении уже как полноправные певцы клироса: в нашем храме устраиваются детские литургии, на которых поет детский хор. Все это дает ребенку понять, что служение Богу — это не игра и не развлечение, а очень важное дело. Дети серьезнее относятся к богослужению, к церковным таинствам, чтят православные традиции. И очень хочется надеяться, что благодаря обучению в воскресной школе ее теперешние ученики, сами став родителями, смогут передать все — и знания, которые они получили, и духовный опыт, своим детям».

В заключение мы попросили Ольгу Ивановну Ширинову поведать нам о том, каких результатов она ждет от работы воскресной школы и что, на ее взгляд, является мерой успеха и ее работе.

«Важнейшим результатом работы с детьми является то, что здесь, в приходской общине, в воскресной школе, дети находят новый, православный круг общения, новых друзей. И как улице дети собираются в компании, причем не самые лучшие и духовно полезные, так и здесь создалась дружеская компания детей разных возрастов, но объединяемая не просто приятельством, а общением в вере, общением совсем иного духовного качества.  Между тем в школах, как всем известно, ситуация иная. Приведу два примера. Одной из наших учениц приходится время от времени выслушивать от одноклассников претензии в том, что она не умеет ругаться матом. Другой девочке класс объявлял бойкот из-за того, что она носит постоянно юбку. Надо ли говорить, что в наших классах совсем другая обстановка, другое общение, другая дружба. И хорошая, крепкая дружба возникает и между родителями тоже.

И еще одно. Когда я еще только начинала работать здесь, был у нас один мальчик — прямо скажем, не подарок. Задира и драчун. И поначалу не было такого воскресенья, чтобы он кого-нибудь не задел, не толкнул, не щипнул. Со временем, конечно, поведение его выровнялось — сил много было положено на это.  Но он сказал однажды своим родителям: «Воскресная школа — это самая лучшая школа в мире». Это значит, что наши труды не напрасны».

 

Беседовал Олег Мартынов-Скавронский
Фото из архива воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи 15.10.2012г.

 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна
 Воскресная школа храма, Дубна

 


 

 

В начало страницы | Воскресная школа храма Рождества Иоанна Предтечи

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021