РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Новости

Слушатели летней школы «Русский репортер» в гостях у благочинного церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерея Владислава Бобикова

 

Молодые журналисты, Анастасия Новак и Александр Нгуен, слушатели мастерской «Тотальная журналистика», проходящей в рамках летней школы «Русский репортер»-2015, в поисках ответа на яко бы происходящие мистические явления в окрестностях наукограда, пришли в Иоанно-Предтеченский храм, чтобы побеседовать со священником на эту тему.

В храме их встретил благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков. В процессе беседы у молодых журналистов возникли и другие вопросы, затрагивающие разные стороны нашей жизни. Наиболее интересные ответы мы подготовили для публикации.

- Как Вы пришли в Церковь?

- У меня долгая история прихода к Церкви. Началось все еще в школе. Как и у многих, у меня были верующие бабушка и мама, меня крестили в детстве и учили уважительно относиться к вере.

В молодости я попал в больницу и оказался в одной палате с будущим отцом Александром Любимовым. Тогда я впервые лично встретился с верующим человеком. Я был удивлен, ведь нам всегда внушали, что верующие люди - «темные», а здесь был совершенно разумный человек, с двумя высшими образованиями, правда, неоконченными. Отец Александр всегда интересно рассказывал, логично рассуждал и объяснял, что понимание Бога немного другое, чем мы все себе представляли.

Евангелие я первый раз прочитал там же, в больнице, и, откровенно говоря, ничего не понял. Однако, книга натолкнула меня на определенные размышления о человеческом бытии и о том, кто есть Бог, но не более того.

Далее все было, как и у многих: поступил в институт, в армию пошел. Вернулся. Познакомился с будущей супругой. Когда решили пожениться, то решили одновременно и повенчаться. А перед венчанием нужно исповедаться, перед исповедью – поститься. Постились, исповедались, повенчались, поженились и стали жить вместе. Потом я стал периодически ходить в церковь. Стали общаться с тем самым отцом Александром, он предложил помогать им в храме – я согласился. В скором времени стал завхозом, потом чтецом, потом дьяконом и священником, так и служу уже более 20-ти лет.

- Могут ли видеть живые люди неупокоенные и богооставленные души?

- Могут, конечно. Но, опять же, неверно определяете: нет такого понятия, как неупокоенные души. Если человек начинает видеть какие-то явления, то чаще всего он сталкивается с играми бесов, которые показывают человеку, что он хочет увидеть. До начала бурного развития техники бесы представлялись человеку в качестве персонажей из сказок. Сейчас же бесы предстают как инопланетяне. Как говорит Евангелие, что бесы могут привидеться человеку даже в образе Христа.

- Все знают, что канал имени Москвы строили заключенные. Теперь некоторым из ныне живущих видятся призраки, заключенные в цепи. Имеется ли в данном случае связь?

- И да, и нет. Бесы имеют тонкую настройку. Они тонко играют на болезнях души человека. Если он верит во что-то мистическое, то на этой вере и начинают играть бесовские игрушки. Если человек знает, что много людей захоронено на этом месте и верит, что ему могут явиться мертвые, то неудивительно, что они начинают ему являться. Бесы заполняют пустоту религиозной мысли. Мир, как я говорил, духовен. Связь между этим миром и миром отошедших ко Господу существует. Было немало случаев, когда людям являлись усопшие, что еще раз доказывает связь с миром усопших. Нам тяжело разобраться с духовными хитросплетениями и понять истинную причину тех или иных явлений. Может случиться так, что под видом ангела ты принимаешь беса, а это неминуемо приведет к беде. Чтобы отличать духовные явления, необходима высокая духовность.

- Очень много вопросов, связанных с радиацией вокруг города. Некоторые ученые связывают это с тем, что гранит излучает остатки энергии или с анормальностью зоны.

- В нашем городе радиоактивность проверяется чаще, чем в других городах. Я сам работал в институте ядерных исследований. Здесь нет такой радиации, о которой так много говорят. Нет таких установок, которые дают превышение радиационного фона, так как работа на этих установках идет цикличная.

- Каково отношение к церкви к исследованию атомов?

- Если бы ученые прочитали внимательно Библию, то могли бы с ней сопоставлять свои научные работы и исследования. Когда-то мы говорили, что Господь создал мир из ничего, просто приложив к пустоте свои Божественные энергии. Не так давно ученые обнаружили антиматерию, которая, сталкиваясь с обычной материей, выделяет огромное количество энергии. Своими исследованиями они поддерживают уже то, что давно написано в Библии, поэтому я люблю общаться с учеными. Ученые - это дети, которые не перестали быть детьми и продолжают исследовать этот мир.

Как ребенок познает этот мир? - Он просто разбирает игрушку и смотрит, как она устроена. Ученые также исследуют материи, их частицы и как они взаимодействуют. Универсальность Божиих законов и дает возможность ученым изучать наш мир, открывать новые физические элементы.

- У Вас много в церковь приходит тех, кто как-то связан с ОИЯИ?

- Полхрама. Человек может посвятить свою жизнь науке и при этом верить в Бога, например, академик Боголюбов. Это был замечательный человек. Боголюбову не дали Нобелевскую премию, только потому, что наши войска вошли в Афганистан, т.е. по политическим мотивам, причем произошло это уже на последнем этапе обсуждения её вручения.

- Люди, которые приходят к Вам на беседу, какие основные проблемы у них возникают, помимо житейских, семейных? С какими трудностями они обращаются?

- Возможно, я открою тайну, но кем бы человек ни был, заслуженным учёным или простым рабочим, не важно, семейные проблемы – это основные проблемы нашей жизни. Конечно, ученые ко мне не приходят обсуждать, как открыть Бозон Хиггса. Все приходят с какими-то своими внутренними переживаниями, в том числе и семейными, отношениями на работе, духовными проблемами, переживаниями душевными. Понимаете, духовная жизнь – это комплекс вопросов.

- Как вам кажется, что такое Церковь? Церковь - это не просто необходимость ходить в храм, свечки ставить, молиться, поститься. Церковь - это духовное единение людей, которые ищут Бога. Церковь очень часто сравнивается с кораблём, который должен провести человека через бушующее житейское море. Каждому человеку Господь дает билет на этот корабль. Дальше уже зависит от человека, будет он на этом корабле, спрыгнет он с него, либо вообще некогда не взойдёт на палубу. На этом судне приходится определять какие-то правила поведения. Ведь если на корабле каждый будет творить, что хочет, то либо корабль утонет, либо сам человек. Для этого и есть законы Божие: что можно делать, что нельзя, от чего нужно воздержаться, чему учиться.

Основной вопрос жизни христианина – научится управлять собой, своим телом, своей душой, своими мыслями. Мы этого очень часто делать не умеем. Нужно давать людям и детям основные понятия о жизни и семье. В школах практически никто не рассказывает, зачем человек живет, зачем замуж выходить, зачем жениться, как детей воспитывать. Вот для чего живёт человек? - У каждого своё понимание.

Была одна интересная передача, правда давно, там подходили к прохожим с микрофоном и спрашивали: «Для чего вы живёте?» Они такие удивленные глаза делали, причём люди в возрасте. На мой взгляд, любой человек на этот вопрос должен ответить не задумываясь. Это основой вопрос жизни: «Для чего я живу?» Они же не знали, что ответить, и начинали говорить: «Ну, там дерево посадить, дом простроить, дети…». Ведь это важно думать о том, что будет в конце нашего существования. Ибо если жизнь здесь конечна, тогда ешь, пей, гуляй, веселись. Чем больше наворовал, тем лучше живёшь. Если же эта жизнь не финал, и за этой жизнью есть что-то еще, тогда стоит задаться вопросами: «что там?», «как подготовиться?», «что сделать?». - Только немногие об этом задумываются.

- С какими-то мистическими вещами, с рассказами о встрече с бесами к Вам приходят?

- Приходят и много. Я хочу вас немного предостеречь. Мистика очень сильно увлекает молодёжь. Это просто какая-то болезнь. Начинают гадать, сериалы мистические смотрят. Почему-то это вызывает неподдельный, и даже нездоровый интерес. Результат, когда человек действительно сталкивается с силами бесовскими, совсем невеселый. Ужас, который человек испытывает, просто неописуем. Вы бы видели глаза этих людей! Иногда даже целыми семьями прибегали в храм.

В Лавре есть батюшка, которого благословили заниматься экзорцизмом. Некоторые даже туда ездят со словами: «Ой, а давайте посмотрим». Это на самом деле ужасная вещь, там действительно происходит битва с бесами, которые часто выходят из людей. Но так как бесы не могут просто отдыхать, в отличие от нас людей, они не такие ленивые, то они могут тут же найти себе пристанище в другом человеке.  Зеваки стоят там, открыв рот, говорят: «Смотри, как человека корчит», а потом приходят домой и у них начинаются такие же мучения. Поэтому всё это любопытство к мистике очень опасно.

Когда-то в Талдоме был случай:  семья, мать с сыном, сдали квартиру целителю. Он их обещал бесплатно полечить… Через некоторое время сын прибегает в храм, говорит, что видит много бесов, они за ним гонятся и т.п., и рассказал всё, что видел и всё сходится один в один, как это описано в святоотеческой литературе. У них, говорит, есть старший, а когда я напиваюсь – у бесов праздник. Старший их отправляет отдыхать. Они на территорию церкви войти не могут, и показывает пальцем: «Видишь, вдоль забора стоят. Вы не думайте, я почти трезвый,  только одну бутылку пива выпил».  Ему предложили исповедаться. Он это сделал, а затем совершил ужаснейшую ошибку. Вышел из храма, смотрит на забор и говорит: «Я вас победил!». В этот же день он выбросился из окна своей квартиры с пятого этажа и разбился насмерть. Подобных случаев немало. Как-то приходил человек с целой сумкой бесов. Мы её окропили святой водой, а он говорит: «Смотрите, разбежались». Товарищ исповедался, хотели его причастить на следующий день, а он ушёл ночью в туалет и повесился. Поэтому заигрывать с этими сущностями ни в коем случае нельзя.

- То есть для борьбы с бесами нужна святая вода, исповедь, причастие?

- Понимаете, человек должен жить верой. Если мы будем ходить в церковь только для того, чтобы защититься от бесов — это неправильно. Нужно почувствовать это на своей душе, что такое жить с Богом. Я в церковь пришёл достаточно поздно, мне было 22 года, все мои родственники спрашивали: «Ну, что ты туда ходишь? Верь, молись дома, что тебе там делать?».

Действительно, если у человека спросить: «На рыбалку пойдёшь в воскресенье или в храм?» Большинство выберут рыбалку, это же интереснее. Верующий человек отправится в храм, потому что есть заповедь Божья: «Шесть дней трудись, день седьмой посвяти Господу Богу».

- Как описывается преисподняя в церковной вере, и как она представляется современном мире?

- С развитием людского интеллекта понятие о Аде менялось. Представим человека времён Христа, атеистов тогда практически не было, все так или иначе верили в Бога, да и грамотность была невысокой. Тогда донести до человека понятие Ада можно было только через мучения. В то время рисовались картины, где бесы грешников на сковородке жарили, но этого же нетв Библии, в ней только говорится о Геене огненной. Что это такое точно мы не знаем, разные отцы выдвигали разные версии, мне наиболее близка одна.

Господь дал такое свойство душе – забывать, как хорошее, так и плохое. Если бы мы всё помнили, было бы очень тяжело жить, но этот барьер снимется, когда человек умрёт. Когда усопший вспомнит всё, от самого младенчества до самой смерти, то всё, что было на злой половине – начнёт его мучить.

В жизни почти любого человека есть такой грех, который больно вспоминать. Представьте, если таких грехов много, и он почувствует сразу их все – это и будет Гееной огненной, поэтому Господь нам и дал такое таинство как Покаяние, чтобы мы могли очиститься. Не грешить человек не может, он повреждён ещё с грехопадения Адама, и путь к исцелению лежит через покаяние.

- Проявление ада – это бесы в земном мире?

- Ад – это некое место, где будут страдать грешники. Мы не знаем, где это место во Вселенной. Проявление бесов может быть видно через людей, либо через какие-то вещи.

Приведу пример, у нас многие любят играть в карты, которые на самом деле имеют особый код. В картах заложено много извращённо мистических вещей. Например, есть разные трактовки значения мастей карт, но суть почти не меняется - это всё орудия поругания Христа. Крести – крест, на котором был распят Христос. Пики – копье, которым пронзили Иисуса, черви – сердце Христово, а буби – это губка, пропитанная желчью, которую давали сыну Божьему, или гвозди, которыми Христос был прибит к кресту. Играем в карты – распинаем Спасителя. Поэтому считается что человек, который берёт карты и начинает играть, тем самым открывает дорогу бесовским силам в свою душу.

Господь изначально ограждает нас от духовного мира, мы не видим его, но когда кто-то начинает взламывать эту защиту, то встречается с бесами. Церковь называет бесов силой злобы поднебесной, потому что они обитают в воздушном пространстве Земли. Когда человек обращается к мистическому (гаданиями, обращениями к экстрасенсам, колдунам, бабушкам), он открывается злым силам. Это и есть проявление ада на земле.

- Расскажите вкратце о страшном суде, апокаипсисе и конце света.

- О Страшном суде мы знаем из откровения. А вот что такое Страшный суд? мы доподлинно не знаем. Восточные религии говорят о реинкарнации и это более или менее естественное, логичное объяснение всему. Ведь если что-то где-то умирает, а где-то рождается, значит и человек после смерти может перевоплотиться. Христианское же понимание смерти совсем иное.

Основа миропонимания человека лежит вера и опыт. Попробуйте объяснить вкус апельсина? Если вы пробовали, то это легко, а если нет? Если я никогда не ел апельсина, я никогда не узнаю его вкуса. Я, конечно, опираясь на рассказы вкушавших апельсин, отличу его от картошки, но так до конца и не пойму, какой он. Вот так и с людьми, чтобы понимать друг друга, нужен общий опыт.

Мы все понимаем апокалипсис как нечто страшное. Но ведь это, по сути, встреча с Богом, которую и ждут все христиане. Он настанет, когда люди станут равнодушны друг к другу, когда людям будет не к чему стремиться, когда они, наконец, скажут: «Вот он мир и благоденствие»! - и это будет полный обман.

Смотрели фильм «Матрица»? Вот там люди живут, радуются – у них все хорошо. А тем временем с них качают энергию и используют ее, а у них по-прежнему, как им кажется, все хорошо. В какой-то степени это фильм о будущем.

Но человечество способно изменять свое будущее. Господь сделал человека свободным и хоть Он знает, как все будет, человек способен изменять свою судьбу. Для каждого человека конец света свой. Вот он вышел из подъезда, упал, ударился головой – все, конец.

Конечно, второе пришествие - апокалипсис станет явлением мирового масштаба. Когда Господь придет, то каждый человек на земле узнает об этом. Не Бог будет судить человека за его грехи, человек будет осуждать себя сам. Законы Божьи, которые нам даны, не ограничивают человека ни в чем, они только дают возможность достигнуть Царствия Божьего. Человек может настроить свою душу или на добро, или на зло. Если душу человека постоянно мучает грех, то она потеряет связь с Богом. Совесть, ведь, на самом деле – это голос Бога в нашей душе. Стало быть, если человек бессовестный, то нет и голоса Божьего в душе.

- Вы могли бы допустить, что страшный суд уже настал?

- Нет.

- Может апокалипсис уже наступил для некоторых представителей общества?

- Апокалипсис - событие, которое затронет все человечество. Все единовременно узнают о том, что Христос пришел, чтобы совершить суд над миром. То, что для каждого человека будет суд по его смерти, именуемый частный, - это другой разговор. Если человек на протяжении всей своей жизни стремился к Богу, то встреча с Ним естественна.

В другом случае, когда Бог человеку не нужен был при жизни, то, по ее завершении, Бог не принуждает человека к общению. Человек сам выбирает свой путь, как прийти к Богу. Тем, кто выбирает всю свою жизнь посвятить приобретению дач, квартир, машин и так далее, после смерти сложно будет думать о небесном, ведь все его интересы останутся здесь, на земле. Когда тело разделится с душой, такому человеку будет не интересно с Богом, потому что всю свою жизнь он посвятил земному.

- Почему люди верят?

Человек по своей сути религиозен. И если в его душе вера не занимает высшую степень, то хочешь-не хочешь, а он сползает до языческих верований. Сталкиваясь с каким-то необъяснимым явлением, люди начинают придумывать себе всякие объяснения - отсюда и догадки, и легенды, и вся мистика.

Человек всегда во что-то верит. И даже Атеист - тоже верующий человек, только он не просто верит, что Бога нет, а противостоит Богу, хотя и доказать то, что Бога нет - не может. Вера - особый дар. Усилиями воли верить себя не заставишь.

 

Август, 2015г.
Материал подготовили Елена Злобина,
Анастасия Новак, Александр Нгуен.

 в гостях у благочинного
 в гостях у благочинного
 в гостях у благочинного

 


 

 

05.09.15

 

 

На главную страницу | В начало | Храм Рождества Иоанна Предтечи, г.Дубна

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2019