Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви.

Новости

Добрые сердца и золотые руки

 

Современному мирскому человеку, ведущему по большому счету суетливую жизнь, представляется, что все идет своим чередом, все события являются результатом случайного стечения обстоятельств…

Иисус Христос сказал, что даже волос не может упасть с головы без воли Божией (Матф. 10:30), тем более в жизни любого человека и даже храма ничто не может произойти помимо Его воли. Все доброе и хорошее посылается Господом, ибо Он есть вечный источник всех благ.

Ратминский храм, словно жемчужина среди зелени и воды, всегда привлекает внимание и невольно заставляет любоваться жителей и дачников всей округи.

 

Когда-то давно, в далеком детстве одна девушка любовалась на этот храм с другого берега реки, мечтала приехать сюда и принять крещение. Повзрослев, приняла крещение в другом храме, а в Ратмино так и не добралась, пока прошлым летом не приехала к ней подружка, без пяти минут выпускница знаменитой Строгановки.

Вера Шустова – молодой художник, специализирующийся на монументальной живописи, придя в храм Похвалы Богородицы, увидела, что росписей в храме нет, а центральный алтарь начали расписывать, но почему-то не закончили эту работу. Девушки расспросили работников храма о росписи и иконах. Им позволили посмотреть «одним глазком» уже расписанные Ильинский и Никольский приделы, и они уехали под большим впечатлением, пообещав приехать и бесплатно дорасписать центральный алтарь храма.  Тогда для священников и сотрудников храма это обещание звучало просто невероятно.

 

Никольский придел

Самым первым в храме был расписан Никольский придел. Это было летом 1993 года. Годом раньше был написан ряд икон для иконостаса того же придела. Автором и исполнителем работ был основатель дубненской иконописной школы Виталий Шумилов, в то время еще просто мирянин-иконописец. Помогали ему несколько учеников.

Росписи этого алтаря из-за высокого иконостаса недоступны взору прихожан и посетителей храма. Их можно частично увидеть только через диаконскую дверь.
В полусводе алтарной апсиды помещено величественное изображение святителя Николая на голубом фоне. Святитель как бы нисходит с неба и благословляет служителей алтаря. За основу росписи была взята фреска Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который был расписан великим «Дионисием иконником с сыновьями» в начале XVI века. В центре апсиды на «горнем месте» находится изображение «Христос Великий Архиерей», а по сторонам от Него ряд святителей с развернутыми свитками.

Стиль и цветовое решение этого иконостаса ориентированы на работы Дионисия, московского иконописца, жившего во второй половине XV века – начале XVI века, продолжателя традиций Андрея Рублева. Роспись алтарной части скомбинирована из двух стилей: верх – в русском стиле по Дионисию, а нижняя часть – византийский и русский стили.

 

Ильинский придел

Ильинский придел и иконостас, и алтарь были расписаны уже в первой половине 2000-х годов под руководством уже иерея Виталия Шумилова, вместе с учащимися Иконописной школы им. прп. Алипия: Олегом Осетровым, Александром Рудичем, Константином Золотаревым «со товарищи».

Левый придел выполнен в нескольких стилях, которые органично сочетаются. При этом, видны целостное решение проекта, техника, владение рисунком, выдержанное цветовое решение.

Роспись выполнена в технике «чистой фрески» (al fresco), т.е. по сырой штукатурке. В этой технике сначала на стене рисуется сюжет, затем штукатурка наносится на такой участок стены, который можно расписать в течение дня. На следующий день штукатурится новый участок, стыкуется с предыдущим и т.д.

В полусводе апсиды, который, кстати, называется конха (греч. раковина), изображен поясной образ Ильи пророка. Под ним на «горнем месте» помещено «Преображение Господне», где Христу предстоят пророки Илья и Моисей. На северной стене алтаря изображено «Огненное восхождение пророка Ильи», а справа от Преображения помещен сюжет «Ворон кормит пророка Илью в пустыне».

По сторонам алтарной арки изображены в полный рост праотец Енох и снова пророк Илья. Это сочетание святых указывает на апокалиптические события, когда для обличения антихриста на землю будут посланы, не вкусившие смерти, праведники.

К сожалению, и эти росписи также сокрыты от глаз молящихся иконостасом Ильинского придела.

 

Все эти работы впечатлили Веру, и она достаточно быстро нашла единомышленников: Маргариту Соостр, Ксению Тупицину, Елену Черняеву, готовых сделать проект и воплотить его в жизнь за простой интерес.

Девушки оказались не только впечатлительными, но и твердыми на слово. За год их благое намерение вылилось в конкретное дело. Они закончили своё высшее учебное заведение. Работая в мозаичной мастерской, в свободное время составляли проект,  активно консультируясь у ведущих московских специалистов по росписи храмов.  Позже, на этапе росписи орнаментов к московским художникам присоединилась дубненский иконописец – Наталья Едигарьева.

Создать проект росписи алтарной части храма – дело не шуточное. Нужно очень много знать непосредственно по своей специальности, обладать широкими знаниями по видам и стилям росписей, накопленных за несколько веков, знать каноны и традиции, по которым расписываются православные храмы.

К тому же перед девушками стояла сложная творческая и техническая задача – нужно было вписаться в уже существующую роспись: правильно подобрать цвета, угадать манеру письма предыдущего иконописца. Учитывая все это, девушки несколько дней снимали все размеры алтарной части и существующей росписи и только потом принялись расчерчивать все на бумаге. Когда проект был утвержден настоятелем храма, наступил следующий этап работы – нужно было расчерить все рисунки и орнаменты на кальке в натуральную величину будущих росписей.

 

Алтарь и женщина

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: известно, что женщинам в алтарь вход запрещен. Как же объяснить нарушение церковных правил в данном случае? Необходимые разъяснения дает клирик храма Похвалы Богородицы священник Олег Мартынов-Скавронский, - «Запрет на вход в алтарь для женщин - одно из древнейших правил христианской церкви. С чем он связан?

Надо помнить, что женщины не допускаются в алтарь не потому, что они хуже мужчин или имеют перед Богом более низкое достоинство. Достаточно взглянуть на сам православный иконостас, отделяющий алтарь от храма - одно из центральных мест в нем занимает как раз женский образ, икона Девы, ставшей Матерью Богочеловека Иисуса.
Это значит, что самое главное, что есть в женщине - ее достойное материнство, которое прославляет перед Богом и людьми и Деву-Матерь, и любую женщину на свете. Так что женщины не хуже и не ниже мужчин, просто у них разное призвание и разные жизненные задачи.

Призвание мужчины - отцовство, в том числе и священство, как отцовство духовное. Поэтому в Православии священство только мужское, по образцу Самого Христа.

Задача же женщины - материнство, способность к всеобъемлющей и всепрощающей, заботливой любви, по образцу Богородицы. И никак нельзя смешивать вложенные Самим Богом в нашу природу способности и задачи, разделяющие человечество на мужчин и женщин.

Поэтому женщины не могут выполнять в Церкви задания, возложенные на мужчин - быть духовными отцами общин и их руководителями, возглавлять совершение Церковных таинств, для совершения главного из которых - Евхаристии, причащения Святых Таин Тела и Крови Христовых, и предназначен алтарь.

И не только женщины, но и мужчины не могут входить в алтарь, кроме тех, кто имеет посвящение для совершения таинств или благословение для помощи в их совершении.

Но иконописцы-женщины входят в алтарь, не покушаясь на служение, им не принадлежащее. Они входят в алтарь для выполнения церковного послушания, труда по созданию икон святых, Богоматери и Самого Христа, Который именно их избрал для этой работы и привел ныне в наш храм, чтобы потрудиться в деле Божием.

Поэтому они имеют благословение на присутствие и работу в алтаре, а сам алтарь должным образом приготовлен: полностью закрыт Престол, освященный для совершения Евхаристии. Так что в данный случай - исключение для святого дела благоукрашения храма, подтверждающий общее правило».

 

Непосредственная работа молодых художников в храме заняла около двух месяцев.

В куполе центрального алтаря хорошо видна Божья Матерь, называемая Оранта, написанная около пяти лет тому назад дубненским иконописцем Вячеславом Симаковым. Но тогда по объективным причинам росписи пришлось свернуть.

Ниже Оранты решено было разместить, в так называемых медальонах, архангелов.  Стены украсили орнаментом в византийском стиле, чтобы в хорошо смотрелись иконы в киотах. Новые росписи заняли около 50-ти кв.метров. Выполнены они современными и долговечными акриловыми красками. На современном этапе уже практически никто не работает в технике «чистой фрески».

Подводя итог своей первой самостоятельной монументальной работе, все девушки единодушно высказали большую радость от предоставленной возможности поработать по профессии, да еще в таком историческом красивом святом месте. - «Работа в храме очень ответственна. Она накладывает большой внутренний отпечаток. Хочется хоть как-то соответствовать тому,  что делаешь. Безусловно, у нас  у всех было чувство, что мы делаем что-то большое и важное, и, может быть, даже не заслуживаем это по каким-то своим внутренним качествам. Тем не менее, внутренне всегда хочется соответствовать тому, что нам доверили. Разрешение делать росписи в храме – это для нас невероятно большой подарок. И от этого понимания хочется стать лучше, тянуться к тому, с чем работаешь».

«Храм наш восстанавливается долго, уже четверть века, и мне кажется, это неспроста. Ведь через него за эти годы прошло множество людей, оказавших храму большую или малую помощь.  Они принесли сюда свои добрые намерения и вынесли отсюда с собой Божие благословение на всю жизнь.

На мой взгляд, Господь и держит этот храм так долго несколько незавершенным, чтобы еще больше людей смогли прийти сюда и вложить в его возрождение свою лепту, малую или великую. Перед Богом любой дар имеет свой размер, потому что Бог смотрит, прежде всего,  на сердце человека. И белые стены нашего храма - это приглашение для всех», - подытожил священник Олег.

Процесс возвращения храма к своему благолепию достаточно долог.

В начале XIX века этот храм построили и расписали за 4 года. В наше время общими усилиями храм восстанавливается уже более 25-ти лет. 

Ратминская церковь по-прежнему  ждет росписей. Мы надеемся, что Господь еще даст такую возможность и пошлет вновь добрые сердца и золотые руки.

У всех же нас пока еще есть счастливая возможность приобщиться к  восстановлению и благоукрашению нашей «жемчужины» - храма Похвалы Богородицы на Ратминской стрелке. Спешите!

 

Елена Злобина
Фото священника Олега Мартынова-Скавронского
и Дарьи Кладинской

 


 

 

22.10.15

 

 

На главную страницу | В начало | Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Дубна

Сайт дубненско-талдомского благочиния Дубненско-Талдомское благочиние Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви. Официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2021