Скульпторы Хлопцовы: от мирского – к духовному
На выставке изобразительного искусства, открывшей 8 января в Дубне фестиваль искусств «Серебряная псалтирь», немалый интерес у зрителей вызывают скульптуры из гипса и пластилина Андрея и Галины Хлопцовых. Отмечают их выразительность, живость и отдают должное таланту ваятелей. Корреспондент побеседовала с Андреем и Галиной, связанных воедино как супружеством, так и творчеством. Разговор получился не только о скульптуре, но и о том, как меняется жизнь человека, когда он приходит к Богу, и как это влияет на творчество.
Корр.: Андрей, почему Вы стали скульптором, ведь это довольно редкое увлечение?
Андрей: Шел по улице, сверху упал кирпич, сильно ударил по голове. С утра проснулся и решил стать скульптором.
Корр.: Понятно! Ну а все-таки?
Андрей: Для начала мы с женой выучились. Жена закончила Астраханское художественное училище имени П. А. Власова, приехала в Москву, поступила в МАРХИ, Московский архитектурный институт, где я учился. Там мы и познакомились. Рано начали заниматься частной архитектурной практикой, долго работали по этой специальности. А дальше в жизни случились серьезные потрясения, которые подвигли взять в руки прекрасный материал – глину, пластилин. И понеслось…
Корр.: Сколько лет всё это «несется»?
Андрей: С глиной и пластилином работаем семь лет. Мы не учились этому специально, все пришло по наитию.
Архитектура не давала возможности расслабиться, получить удовольствие. Мы не чувствовали себя в архитектуре, как рыба в воде. Угнетали постоянные напряги с заказчиком.
К нашему разговору подключается Галина: В занятиях архитектурой всё более стрессово. А в скульптуре – погрузился часов на восемь в работу и варишься в собственном соку, очень приятное времяпровождение.
Андрей: Бывает, сидим рядом, Галина занимается одним, я – другим, и за три-четыре часа мы можем друг другу ни слова не сказать. Но при этом у нас виртуальная, духовная связь.
Галина: Периодически мы пересаживаемся, меняемся местами, и тоже все молча.
Андрей: Я на её работу смотрю, она на мою. Часто бывает, что сидишь и просто наблюдаешь за своим руками. Руки сами что-то делают, а ты вроде как являешься сторонним зрителем. Но это мы относим к чему-то такому, что имеет Божественное начало.
Галина: Да, это такое состояние, как будто все это ты видишь со стороны, как будто это не ты делаешь.
Андрей: В архитектуре такого не было, а в скульптуре именно так.
Корр.: Ваши работы «Пантократор», «Калика перехожий» и другие, представленные на выставке, выдают, что вы люди воцерковленные. Как это влияет на творчество?
Андрей: Мы сравнительно недавно воцерковились. До этого тематика наших работ была немного другая: у нас были собирательные образы.
Галина: Сейчас нас больше влечет религиозная тематика. Стали больше читать духовной литературы, и жизнь наша, когда мы пришли к вере, изменилась сильно. Глядя на свою предыдущую жизнь, удивляешься, как мы вообще жили, что происходило с нами? Сейчас мозги стали вставать на место. И мировоззрение как-то поменялось, и книжки начали читать правильные, фильмы смотреть нужные. Соответственно в голове стали возникать образы другие, нежели раньше возникали.
Андрей: Мы отошли немного от мирского и пришли к духовному. Когда человек взрослеет не годами, а душой, тогда из несуразного ребенка, живущего инстинктами, превращается в человека, который, наконец-то, начал думать и думать в более-менее правильном направлении. Не сказать, чтобы в нужном, но в более-менее правильном. И это начинает проявляться в работах. Плюс к этому – к нам потянулись люди. Наша мастерская располагается в центре детского творчества «Дружба». Случается, бац, – стук в дверь, заходит человек, изъявляет желание с нами чаю попить. Оказывается, это такой человечище, который тебе, бац, открывает новое.
Я еще музыкой занимаюсь, играю на гармони. В связи с этим люди, которые активно творят что-то музыкальное, приходят к нам. Например, Сергей Зайцев, музыкант, композитор, очень творческий человек. Мы устраиваем музыкальные вечера гармонистов.
Корр.: Даже не знала, что у нас в городе есть общество гармонистов. Это же здорово!
Галина: Это пока неофициальное сообщество.
Корр.: Вам надо выходить на широкую стезю. Ведь гармонистов в Дубне много, а выступить негде, некому заняться и их организацией.
Андрей: Сейчас я преподаю детям в центре детского творчества «Дружба» скульптуру, а в перерывах играю ученикам на гармони.
Корр.: Я слышала отзывы родителей, чьи дети обучаются у вас скульптуре. Они дают высокую оценку вашему педагогическому дару.
Андрей: У меня в мастерской обучается в год 60 ребятишек. Талантливые ребята, с ними очень интересно общаться. Они учат кротости. Вот мы и нашли способ побороть в себе гнев. Терапевтические занятия с детьми – это самое лучшее, что может помочь справиться с этим недугом.
С недавнего времени мы являемся членами дубненского отделения Союза художников Подмосковья. Мы как-то стеснялись в него вступать, но когда нас пригласили, то вступили.
Корр.: И начался, надо надеяться, новый виток развития вашего творчества?
Андрей: Да, начались наши выставки. Например, в Москве в Центральном доме художников. На протяжении последних полутора лет выставляем свои работы и работы своих учеников в Дубне. Персональной выставки еще не было – нерешительные мы люди, но планируем её организовать.
Корр.: Надо пожелать вам решительности, ведь скульптура – явление необычное, особенно в границах маленького города. Жители будут вам благодарны за ваше искусство.
Андрей: Дело в том, что когда я собрал работы на нынешнюю выставку «Серебряной псалтири» и поставил их в центре мастерской, начались сомнения. Где я был, когда делал это, почему столько ошибок? Нет, не повезу на выставку.
Галина: То он сомневался, то я сомневалась…
Корр. Но это же так естественно для творческой личности: быть недовольным своей работой и ругать себя…
Галина: Но мы поняли, что лучше так рассуждать, чем думать, что ты уже супер – это означает, гордыня зашкаливает.
Андрей: Если художник не видит своих ошибок, он закончился как художник.
Корр.: Желаю вам, Галина и Андрей Хлопцовы, никогда не заканчиваться как художники.
Напоминаем, выставка изобразительного искусства, где можно увидеть скульптуры Хлопцовых и произведения других мастеров, работает в выставочном зале ДК «Октябрь» до 28 января. Время работы: с 14:00 до 20:00, выходные: понедельник, вторник.
Беседовала Светлана Козлова
Фото автора
16.01.18