Новые факты о дубненском святом
Новые факты из жизни дубненского святого священномученика Михаила Абрамова стали известны нам благодаря письму краеведа Андрея Серёгина из города Скопина: «Здравствуйте! Пишу Вам из г. Скопина Рязанской области. Завтра в нашей местной газете выходит статья о храме в скопинском селе Богослово («Скопинский вестник» №30, 24 июля 2020 г.). Оказывается, там служил священник Михаил Абрамов. А около храма похоронен тесть святого (тоже был служителем данной церкви). Читали на сайте благочиния, что 25 ноября 2017 года внучка и правнучка священномученика Михаила Абрамова приезжали в Дубну, посетили храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Не поделитесь их контактами? Может, в их семейном архиве сохранились фото храма села Богослово до разрушения... Спасибо заранее».
В письме – ссылка на статью кандидата исторических наук Михаила Российского «Тени заброшенного храма». Приводим отрывок из неё, повествующий о служении священника Михаила Абрамов в Богословском храме села Богослова. И сердечно благодарим за такой бесценный подарок!
«…25 июля (7 августа) 1908 года богословский священник Андрей Головин венчал в своей церкви свою дочь Евдокию, 18-летнюю выпускницу Рязанского епархиального училища, и окончившего курс Рязанской духовной семинарии псаломщика Покровской церкви города Пронска Михаила Ивановича Абрамова (1885–1937). Жених был уроженцем деревни Роговая Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии. В 1897-1901 годах он учился в Скопинском духовном училище, а в Пронске служил с 1907 года. В августе 1908 года Михаил Абрамов был рукоположен в священники и определен к Введенской церкви села Чулково Пронского уезда (ныне в Пронском районе). В 1912 году его перевели в Николаевскую церковь села Мостье Ряжского уезда Рязанской епархии. За эти годы у супругов родились сыновья Владимир (1909) и Леонид (1913). А в феврале 1914 года священнику Михаилу Абрамову пришлось стать преемником умершего тестя во главе прихода села Богослово Тульской епархии.
Служение отца Михаила в Богослово началось в условиях военного времени. В село прибывали беженцы из занятых врагом западных губерний России: Виленской, Волынской… В это время богословский священник пережил и личную трагедию: его третий сын Сергей, родившийся 31 июля (12 августа) 1915 года, прожил всего 4 месяца и 12 дней. Своего ребенка отец Михаил уберечь не смог, но о малолетних детях своих прихожан позаботился: для них в селе по его инициативе были организованы ясли. В мае 1916 года богословский священник был отмечен наградой епархиального начальства «за особые труды в обстоятельствах военного времени».
После октября 1917 года в стране наступили новые времена, еще более суровые. Богослово превратилось в арену классовых баталий. Зажиточная сельская верхушка – семьи кулаков Челноковых, Шибановых, Федуловых, Рытовых – отчаянно боролась за свои привилегии против покушавшихся на них бедняцких активистов, которых поддерживали новые власти. Стоит ли удивляться тому, что атеистическая и антиклерикальная революционная риторика не встречала понимания у сельского священника? В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК («изготовление, хранение и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера»), по которой отбыл год лишения свободы в Тульском исправительном доме.
После освобождения в 1930 году священник Михаил Абрамов продолжил свое служение в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне в черте города Дубна). В 1934-1937 годах ему пришлось отбыть трехлетнюю ссылку по статье 58-10 УК («пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти»). В начале 1937 года отец Михаил вернулся к прежнему месту службы, но в ноябре того же года был вновь арестован Кимрским райотделом УНКВД по Калининской области. Его обвинили во враждебных настроениях по отношению к советской власти и ведении «контрреволюционной антисоветской агитации среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета», осудили и 29 ноября 1937 года расстреляли во внутренней тюрьме НКВД Калининской области.
Посмертная реабилитация протоиерея Михаила Ивановича Абрамова состоялась 26 марта 1989 года по определению Тверской областной прокуратуры. В 2000 г. он был прославлен Русской православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его память отмечается 16 (29) ноября.
Дальнейшая история церкви в Богослово развивалась уже без отца Михаила. Официально храм был закрыт в ходе т.н. «безбожной пятилетки» 1932–1937 гг. Колокольню перед Великой Отечественной войной разрушили специально присланные рабочие Горловской МТС. В ноябре 1941 года мимо стен бывшей церкви по направлению на Михайлов прошли подразделения немецкой пехоты и бронетехника, чтобы неделю спустя той же дорогой откатиться обратно перед воинами советского 170-го кавалерийского полка 41-й Отдельной кавдивизии. В 1950-х годах в основном объеме здания был устроен сельский клуб, где проводились танцевальные вечера и демонстрировались кинофильмы. Для входа в него было растесано и переделано в дверь одно из алтарных окон. Начало XXI века храм встретил в полном запустении. В этом состоянии он остается и поныне».
Полностью статью можно прочитать на сайте благочиния в разделе Библиотека. О новомучениках Дубненско-Талдомского благочиния. Тени заброшенного храма
24.7.20