Чтение покаянного канона в Пантелеимоновском храме в Дубне
Первая неделя Великого поста сопровождается чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который разделяется на четыре части и исполняется вместе с повечерием по одной части в день. С 7 по 10 марта 2022 года в храме Великомученика Пантелеимона в Дубне чтение канона Андрея Критского духовенство храма совершало попеременно. В понедельник – иерей Давид Абрамсон, во вторник и среду – иерей Леонид Салтыков, в четверг – иерей Димитрий Зарецкий.
После богослужения, священнослужители обращались к прихожанам со словом назидания и размышления о Великом Посте и покаянии.
«Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!» (Стихира на стиховне).
Пост является изумительным временем. Столетиями мысль о посте темнела. Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы в течение поста совершать действительный подвиг, отречься от всего грешного, отвернуться от всего, что чуждо Богу, от всего, что было причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, — этот призыв затмил нечто основное в посте. Английское слово, обозначающее пост — Lent (то же самое и по-немецки, и по-голландски) значит «весна». Это не значит — заморозки, это не значит, что время темное, мучительное настало. Пост — это время расцвета. Если бы только мы могли это помнить! (Митрополит Сурожский Антоний (Блум).
Первая неделя Великого поста сопровождается чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который разделяется на четыре части и исполняется вместе с повечерием по одной части в день. Этот гимнографический текст был написан примерно в VIII веке. «Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».
Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).
Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).
Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу. Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества»1.
Виталий Мельков, помощник настоятеля Пантелеимоновского храма
Фото автора
www.pravoslavie.ru/45079.html
18.3.22