Вербное воскресенье в Пантелеимоновском храме в Дубне
8 и 9 апреля 2023 года в храме великомученика и целителя Пантелеимона в г. Дубне состоялись торжественные богослужения по случаю праздника Входа Господня в Иерусалим.
Всенощное бдение 8 апреля совершил настоятель храма иерей Леонид Салтыков в сослужении клирика храма иерея Давида Абрамсона.
Согласно Церковному Уставу на утрени после 50-го псалма прошло освящение вайи. Хотя вайя – это пальмовая ветвь, в нашей местности эту роль играет верба, именно поэтому второе название праздника – Вербное (Пальмовое) воскресенье.
Во время елеопамазания людям раздавались благословленные на литии хлеба и освящённые веточки вербы.
В сам день праздника Божественную литургию совершил настоятель храма иерей Леонид Салтыков.
После отпуста батюшка обратился к верующим с проповедью и преподал крест для целования.
Храм был искусно украшен цветами, недаром 6-я неделя Великого поста называется также цветоносной.
Интересная деталь: за богослужениями Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим использовался ладан, привезённый из храма в честь праведного Лазаря г. Ларнака на Кипре, где святой был первым епископом и похоронен после второй кончины и где ныне почивают его святые мощи. Этот факт дал особенно прочувствовать духовную связь с вспоминаемыми событиями.
Значение праздника велико – он показывает признание Иисуса Мессией (Христом). По мнению С. Н. Булгакова, Вход Господень в Иерусалим также является символом будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме. Кроме того, по мнению Амвросия Медиоланского, он имеет связь с предстоящими Страстями Христовыми, так как Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть на праздник Пасхи.
В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и евреи ожидали появления национального лидера («царя иудейского»), который освободит Иудею от иноземного владычества. Согласно преданию, Мессия — Спаситель Израиля — должен прийти в пасхальную ночь.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно и, как было принято при встрече чтимых лиц, устилает дорогу перед Ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями. Иисус, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает в город на осле — животном, которое очень ценилось на Востоке, — в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах.
С точки зрения литургики (богословской дисциплины, изучающей христианское богослужение), церковные службы этого дня имеют ряд особенностей. Одна из таких особенностей – это отсутствие попразднства, в отличие от других двунадесятых праздников.
Западные христиане хранят освящённые на богослужении ветви вайи в домах до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.
Бог Господь и явися нам. / Составите праздник, / и веселящеся приидите, возвеличим Христа, / с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: / Благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего! (Ирмос 9-ой песни на утрени)
Виталий Мельков, помощник настоятеля Пантелеимоновского храма
Фото автора
14.4.23