Обратная перспектива как выразительное средство в иконописи
11.11.24 в 11.00 в Талдомском филиале Московского губернского колледжа искусств состоялась лекция "Обратная перспектива". Целью лекции было показать, что обратная перспектива вовсе не является признаком "незрелости" иконописцев, а особым выразительным средством, которое используется сознательно и имеет определенную смысловую нагрузку. Лекция была основана на двух фундаментальных работах: "Геометрия картины и зрительное восприятие" академика Бориса Раушенбаха и статье замечательного философа отца Павла Флоренского "Обратная перспектива". Кратко выводы можно сформулировать следующим образом. Из работы Бориса Раушенбаха мы видим, что человек воспринимает мир в перцептивной перспективе, для которой характерно обратная перспектива для близких объектов, отсутствие перспективы для средних и прямая перспектива для дальних, причем дальние объекты как правило увеличиваются в объеме. Поэтому многие проявления обратной перспективы связаны именно с таким восприятием мира. Прежде всего это детские рисунки и картины постимпрессионистов, которые пытались "поймать" "впечатление" (импрессию) человека от этого мира. Но это не объясняет все проявления обратной перспективы в искусстве. Отец Павле Флоренский показывает, что исторически прямая перспектива возникала на сломах культур, когда происходил от теоцентрического мировоззрения к индивидуалистическому. Для иконописи важно показать предмет не так, как Я его вижу, а как МЫ его видим, а также не столько показать внешнюю сторону предмета ("вещь-для-нас"), а его внутреннее содержание ("вещь-в-себе"). Первое приводит к обратной перспективе, второе к символизму иконах. Благодарю руководство колледжа, которое собрало полный зал студентов на лекцию и за знакомство с иконописным отделением в колледже.
Автор прот. Илья Шугаев
Фото предоставлены Талдомским филиалом МГКИ
11.11.24