РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Образование

Не все станут художниками

Беседа с руководителем Школы искусств «Вдохновение», членом Союза художников России Пасько А.В., 15.04.2010г

Пока идут несмолкаемые споры о введении в общеобразовательных школах предмета Основы православной культуры, в многочисленных российских музыкальных и художественных школах, с давних, еще советских времен детям преподают основы нравственности и христианской культуры. Не потому что кто-то хочет или не хочет этого, а потому что «Дух дышит, где хочет», потому что лучшие образцы мирового музыкального и изобразительного искусства созданы на основе библейских сюжетов, а создатели шедевров, за редким исключением, являлись не только людьми религиозными, но были членами христианской Церкви. Каждый родитель желает своему ребенку добра, к сожалению, не все родители понимают, что добро находится не только в материальной плоскости, но и в духовной. В нашем городе у детей есть возможность прикоснуться к духовному наследию человечества, получить необходимые знания и навыки для творчества, получить заряд добра, научится преодолевать трудности. Предлагаем читателям «Православной встречи» беседу с руководителем Школы искусств «Вдохновение», членом Союза художников России Пасько А.В.

 

Беседа с руководителем Школы искусств «Вдохновение», членом Союза художников России Пасько А.В.

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«Без названия»
Катя Крымцева, 14 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«Короткий отдых»
Наташа Иванова, 11 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«На заставе»
Саша Карцев, 12 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«Письмо»
Полина Лепешкина, 11 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«Вернулся домой»
Наташа Ушкова, 13 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«На передовой»
Рифкат Какаев, 12 лет

Школа искусств «Вдохновение», Дубна

«Вперед в атаку»
Настя Гринь, 12 лет

 

 

- Александр Владимирович, последние несколько лет Вы являетесь руководителем Дубненской художественной школы, а с прошлого года и директором Школы искусств «Вдохновение», непосредственно участвуете в процессе воспитания и образования дубненских детей. Какую часть в процессе воспитания личности занимает или должно занимать художественное образование? В чем особенность художественного образования по сравнению с получением знаний в общеобразовательной школе?

- Говорят, что в Японии всех детей в школе учат играть на музыкальных инструментах. Это хорошо, полезно и здорово. Но я не думаю, что это правильно, потому что всех учить, смысла нет. Я считаю, что не у каждого есть способности, но способности можно развить. К сожалению, не у каждого есть и желание этим заниматься. Зачем мучить людей? С другой стороны, если дети занимаются в таких школах, как наша, они получают для себя много. Сегодня школы искусств, музыкальные, художественные школы занимаются помимо основного, профессионального обучения ещё и нравственным воспитанием детей. В школе искусств заниматься этим проще, чем в общеобразовательной школе. Во-первых, потому, что соприкосновение с искусством само по себе облагораживает человека. Во-вторых - у нас занимаются, скажем, прямо, лучшие дети. Самые талантливые, способные и восприимчивые. Они и в основной школе хорошо учатся. И наконец, в-третьих, потому что мы изучаем историю культуры всех времен и народов. Конечно, это преимущественно европейское, русское и христианское искусство. Школа наша, помимо художественного отделения, включает в себя отделение хореографии и отделение музыки. Как это не покажется странным, при светском характере образования в школе искусств, ребята в нашей школе знакомятся с основами христианской морали в гораздо большей степени, чем в общеобразовательной школе. Сейчас ведутся споры о том, нужно религиозное воспитание в школе или не нужно. В городских школах искусств (а в городе их две, ещё одна музыкальная и одна хоровая) без конкретной религиозности, дети, изучая собственно культуру, понимают, а может быть, не понимают, но подспудно у них откладывается, что христианство это наша этика, мораль. Оно лежит в основе всей культуры человечества, во всяком случае, европейской культуры, которая доминирует в мире. Они на этом воспитываются. Получается, что на сегодняшний день, школа искусств уделяет гораздо больше внимания нравственному и духовному воспитанию детей, чем школа общеобразовательная. Мы прекрасно понимаем, что не многие станут художниками, музыкантами, а тем более танцорами, когда вырастут и закончат школу. Тем не менее, учась здесь, они варятся в неком таком котле, получая, не навязчиво, не акцентировано заряд нравственности, становятся культурными людьми. Например, ребенок приходит в 11 лет в школу, ему сложно рассказать о перспективе. Может быть, он на первом занятии ничего не понял, на втором тоже не понял. Но на протяжении 4 лет, у него это постепенно откладывается, складывается, суммируется, количество переходит в качество. Это касается рисовальной техники, навыков, умений. Так же получается и со вкусом, общей культурой ребёнка. В процессе обучения дети окружены лучшими произведениями мирового искусства. Изучают, копируют, слушают, разучивают, смотрят в музеях, в видеофильмах. Воспитывается вкус, понимание красоты и гармонии. Сознательно они это делают или нет, результат всегда есть - культурный человек. Пусть не профессиональный музыкант или художник, но достойный член общества.

В любом случае ребенок, который у нас отучился, будет понимать, что Дима Билан это не музыка, а музыка это Чайковский, Рахманинов и т.д. То же касается изобразительного искусства. Вот дети садятся рисовать, рисуют, например, какое-то банальное геометрическое тело. Они видят, что это сложно, тяжело, получается не сразу, нужно приложить усилие, чтобы у них получилось, нужно учиться. Теперь дети понимают, что человек, который пачкает красками холст, это не художник. Для того чтобы сделать произведение искусства нужно постараться. Вот это у них даже без специальных бесед и объяснений складывается, просто на примерах классического искусства. Смотрят и пытаются применить в своей работе, то о чем им рассказывают преподаватели.

Наша задача в обучении детей не только начальное знакомство с культурой мировой, но и объяснение того, что культура и массовый ширпотреб это две разные вещи. В языке современном, к сожалению, нет слов обозначающих разные понятия, например, массовая культура. Это массовая, но не культура, это - должно другим словом называться. Раньше была элитарная культура, которая создавалась для определенного круга людей, наиболее образованных, она постепенно стала базой для общей культуры. Была народная культура, которая первоисточником имела религию, сначала языческую, потом христианскую. Складывались традиции. Но то, что сейчас называют массовой культурой, это не культура. Оно ни к тому, ни к другому отношения не имеет. Просто кто-то зарабатывает деньги, причем с хорошим пояснением, что людям это нравится. Надеюсь, что учась в нашей школе искусств, в любой художественной или музыкальной школе, дети, по крайней мере, в какой-то степени получают понимание этих явлений, а когда заканчивают школу, то они не то, что безусловно разбираются в искусстве и у них есть высокий вкус, но хоть какой-то вкус, но есть.

- Какие дисциплины проходят в школе искусств?

- Наша школа искусств «Вдохновение» имеет три отделения: художественное, хореографическое и музыкальное. У каждого отделения свои учебные планы, по которым дети проходят курс обучения. На художественном отделении дети изучают рисунок, живопись, композицию, скульптуру, историю искусств. На хореографии это народный танец, классический танец, гимнастика, историко-бытовой и современный бальный танец, беседы о хореографическом искусстве, слушание музыки, музыкальная литература, сценическое движение. На музыкальном отделении занятия на инструментах, вокальные занятия, сольфеджио, история культуры и т.д. по разным направлениям предметов 15. На каждом отделении дети занимаются и получают начальное профессиональное классическое образование.

- Где можно продолжить учебу или применить полученные в школе искусств знания и навыки?

- В дальнейшем можно продолжить учебу в средних учебных заведениях или в вузах, в зависимости от того у кого какие способности и возможности. Конечно, самый большой процент дальнейших поступлений это у художественного отделения. Это связано с более востребованным характером полученных знаний и возможностью профессиональной реализации человека. Знания и навыки художественного образования в современном мире необходимы в огромном количестве специальностей. Это все направления архитектуры, дизайна, флористики, все профессии, связанные с полиграфией, начиная от верстальщика в газете до разработчиков логотипов и промышленных знаков. Выпускник нашей школы может использовать свои знания в работе профессионального художника: живописца, графика, иконописца, преподавателя. Это любой инженер, который сталкивается с чертежами. Занятия в школе позволяют поставить руку, развить пространственное мышление. Просто хороший маляр, который умеет хорошо намешивать колер, получив начальное художественное образование, будет более востребован, чем его коллега, не умеющий этого делать. Выпускники хореографического или музыкального отделения школы в перспективе могут стать преподавателями в школе либо стать профессиональными музыкантами или танцорами, что бывает не часто. Тем не менее, полученные знания и опыт общения с искусством не пройдут даром, обязательно дадут свой результат в развитии личности, это своеобразный вклад в духовный генофонд страны, конкретной семьи.

- В нашем городе уже много лет работает Иконописная школа при храме Смоленской иконы Божией матери. Есть ли у школы искусств или у Вас лично совместные проекты с иконописной школой?

- Специальных совместных проектов у нас, к сожалению, пока не было. В этом году у меня школе занималась одна группа из иконописной школы по просьбе о. Виталия Шумилова. Отец Виталий решил, что учащимся иконописной школы не плохо бы иметь навыки академического рисунка. Не знаю, как сложится в следующем году. Что личное? У о.Виталия дочки учатся у нас в школе, уже третья. Мы проводим всевозможные конкурсы детского рисунка, например «Славянская радуга», посвященного Дню св.Кирилла и Мефодия. Отца Виталия мы приглашаем как члена жюри, еще и потому что он художник и может оценивать работы, как профессионал. Сейчас мы хотим организовать конкурс, посвященный Дню десантника, организаторы-спонсоры конкурса просили, чтобы было обязательно отмечено, что у десантников святой покровитель Илья Пророк, поэтому нужно обратиться за благословением на проведение конкурса к благочинному Дубненско-Талдомского округа о. Владиславу Бобикову.

- Многие знают, а кто-то нет, что в нашем городе проводился и проводится конкурс работ, посвященный 65-годовщине Великой Победы нашего народа. Учащиеся школы «Вдохновения», участвуют в нем. Скажите, пожалуйста, как современные дети выбирали сюжеты своих работ?

- Конкурс был запланирован еще в прошлом году, во все учреждения города были разосланы положения о конкурсе. Сейчас работы сдаются, потом будут определены лучшие. В городском выставочном зале в ДК «Октябрь» в течение дней празднования будут выставлены лучшие лауреатские работы. Что касается тематики. В положении о конкурсе были определены блоки тем: непосредственно военные действия, празднование Дня Победы, современное празднование Дня Победы. Каждый преподаватель сам решал, как он это детям преподнесет. Я рисовал с 3-м классом, в котором учатся одни девочки. У одной девочки «Очередь за хлебом в магазин», пара работ непосредственно бой, медсестры перевязывают раненых. Другая нарисовала проводы на войну, причем в деревне, очень хорошо нарисован интерьер избы, понимаешь, что она не понаслышке знает, как все это выглядит, наверное, у человека есть дом где-то в деревне, наверное, из этого дома и провожали на войну. Кто-то изобразил май 1945 года: офицер под деревом сидит, деревья цветут. Каждый по-своему подходит. Я детям часто говорю, художник он на то и художник, он должен быть выдумщиком, тебе дали тему, а ты можешь уже из нее делать все, что считаешь нужным. Я говорю ребятам, хотите танцы нарисуйте в госпитале или последний день перед войной, все что угодно. Работы рассматриваются не с точки зрения рисовальщика, как техника, чем мы занимаемся, когда постановки делаем, это как раз подготовка уже к работе художника. Работа художника во многом сродни режиссеру, который должен все заранее придумать. Кто где стоит, почему в формате он здесь появился или он куда-то собирается. То есть надо все заранее продумать. Когда берешь лист и в середине рисуешь человека в форме, это не композиция, это портрет, это изображение формы одежды, все что угодно, только не композиция. Композиция это история, кто-то откуда-то пришел, кто-то с кем-то взаимодействует, подчеркивание своей мысли с помощью изобразительных средств. Нужно придумать так, чтобы это можно было исполнить, также это должно быть понятным, а то придумают, а, собственного говоря, кроме тебя самого никто понять не может, что ты хотел этим сказать. Поэтому в положении о конкурсе, критерий помимо оценок художественного качества, еще и раскрытие темы. А я бы еще добавил и оригинальность раскрытия темы. Если ты так здорово придумал, то чем отличается произведение удачное от целого ряда других? Тем, что вот раз и, что-то и зацепило тебя. Так и здесь ребята могут сделать. Бывает так, посмотришь у них композицию, думаешь, дай-ка я у них срисую или идею возьму, потому что они могут выдать такую идею, что и взрослый не придумает. Возраст не ограничивает идей, они воплотить не всегда могут, а придумать могут всякое и оригинальное, и интересное.

 

PS. С 01 апреля 2010 года проводится прием заявлений на все отделения школы искусств «Вдохновение» для обучения в 2010-2011 году. Подробности можно узнать по адресам: ул. Флерова, 4 и ул. Центральная, 7 или по телефонам: 4-83-79; 5-48-77

 

Беседовала Татьяна Сорокина

Фото работ: Андрей Зенько

 

Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2019