Новости
28.03.2015 Боговедомая общественность будущего наукограда
Прочитав эту статью, кто-то подумает, что в ней много выдумки и наивности, кому-то покажется, что все произошло по промыслу Божьему, а кто-то скажет, что ничего удивительного во всем этом нет, просто люди делали свое дело. Оставим каждому выбрать то, что ему ближе…
Несколько раз в году каждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник.
В Ратминской церкви главный из престолов, находящийся в центральной части алтаря, посвящен празднику Похвалы Пресвятой Богородицы, который был установлен в честь чудесного избавления столицы Византии - Константинополя в 626 году от осады персов и скифов.
Опасность взятия города была очень велика и грозила смертельным исходом его жителям. Горожане собрались в храме Святой Софии и со многим плачем молили Бога о спасении. Константинопольский патриарх Сергий взял икону Пресвятой Девы и обошел с нею крестным ходом по стенам города, а потом опустил в воды пролива Ее ризу. По свидетельству летописца: «море закипело, вражеские корабли потонули, и неприятель отступил от города».
Впоследствии было еще несколько случаев чудесного избавления Константинополя от врагов по молитвам к Богоматери. В память об этих событиях Святая Церковь установила праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. И так как первое избавление Царьграда, или Константинополя, было около пятой недели Великого поста, то и праздник этот был установлен в субботу этой недели.
Готовясь к этому празднику, мы нашли архивные документы и фотографии. Часть из них уже размещена на официальном портале Дубненско-Талдомского благочиния www.dubna-blago.ru, а часть из них решили представить в этой статье.
Как перед Константинополем несколько раз нависала угроза взятия города вражескими войсками, так и перед нашим храмом несколько раз появлялась опасность полного разрушения, но, каждый раз, что-то всегда мешало или останавливало.
Первый раз в 37-м – закрыли и разорили храм, второй раз в 50-ые - сорвали тракторами кресты с храма и колокольни, а третий раз вопрос о судьбе здания церкви возник в 1970 году, когда решением исполкома, ОИЯИ был выделен земельный участок под строительство пионерского лагеря-профилактория. Церковь по первоначальному Генплану попадала под снос.
В нашем городе общественность всегда была достаточно активной.
Вот и в мае 1973 года, как следует из документа исполкома от 20 марта 1989 года «Информация по вопросам, связанным с дальнейшей судьбой здания бывшей церкви в г. Дубне»: «по просьбе общественности города комиссией Государственного исторического музея было проведено обследование здания… и сделано заключение о том, что памятник можно и нужно сохранить как памятник истории и архитектуры XVIII-XIX веков».
Кто из людей входил в эту благоразумную общественность пока доподлинно неизвестно. В любом случае, мы все можем теперь им сказать огромное спасибо. Это был первый ощутимый шаг к сохранению разрушенного храма.
Верующие люди знают, что Господь Бог и все его святые помогают людям не явно сами, а через людей. А т.к. дело было в мае, то можно предположить, что сам Николай-Чудотворец вступился за сохранение храма, ведь 22 мая по н.ст. еще один престольный праздник этого храма – день его памяти.
Далее из этого же документа следует: « Комиссия, созданная ГК КПСС и исполкомом горсовета, с участием общественности города в августе 1973 года, обсудив это заключение, предложила дирекции ОИЯИ предусмотреть в проектно-сметной документации на пионерлагерь-профилакторий проведение специальных работ по восстановлению и реконструкции бывшей церкви с целью последующего использования ее в комплексе пионерлагеря».
Опять интересно, кто же эти замечательные люди, которые поспособствовали созданию этой комиссии и, наверняка, предложили комиссии утопическую по тем временам идею, использовать здание, пусть и бывшей церкви, в комплексе пионерлагеря…
И «одновременно с этим, в адрес директора ОИЯИ академика Н.Н.Боголюбова было направлено Открытое письмо общественности города с предложением о сохранении здания церкви с последующим использованием её под культурно-исторический центр»…
Заметим снова, что деятельность комиссии и открытое письмо общественности пришлись на август, и тут, наверное, другой угодник Божий – Илья-пророк (день памяти и престольный праздник храма – 2 августа) заступился таким немыслимым образом за сохранение и реконструкцию здания церкви.
Эти просьбы были поддержаны академиком Н.Н.Боголюбовым, который сам был из семьи священника, и решением исполкома от 19.09.73г. памятник архитектуры XVIII-XIX веков был включен в комплекс проектируемого пионерлагеря-профилактория. И опять можно сказать, что Сама Божья Матерь к своему Рождеству, 21 сентября, заступилась за храм.
Но «дальнейшее проектирование и изменение Генплана объекта началось только в 1978-1979 гг. Судьба памятника глубоко волновала жителей города (общественность-прим.автора) и в период проведения избирательной кампании 1982 года поступили предложения в адрес кандидатов в депутаты о его сохранении. Решением сессии горсовета в сентябре 1982 года был утвержден наказ избирателей о проведении реставрационных работ на здании бывшей церкви».
И в дальнейшие годы «вездесущая» общественность города не оставляла без внимания вопрос о здании церкви, в том же документе говорится, что «в течение 1983-85 гг., несмотря на большие трудности, при широкой поддержке общественности города, были решены вопросы по проектированию и финансированию внешних реставрационных работ».
В 1986-88 гг. реставрационные работы наружной части здания церкви были выполнены опять-таки при широком участии общественности города, что подтверждается и фотографиями, размещенными в статье протоиерея Виталия Шумилова на сайте благочиния.
Вот так общественность, ведая или нет, в непростые для Церкви 70-80-ые годы своей обеспокоенностью, поддержкой и участием помогала сохранять единственный памятник архитектуры на территории города.
Далее начинается другая история с участием общественности по вопросу передачи здание храма верующим для церковной деятельности, а не для культурно-исторического центра, как предполагалось ранее. Эта история занимательно описана отцом Виталием и уже публиковалась в дубненских СМИ.
В этом же документе исполкома в разделе, касающемся передачи верующим здания храма, впервые дается оценка общественной активности православных: «…за весь период существования города Дубны, требование о передаче частично отреставрированной церкви – это первое проявление общественной активности со стороны верующих. В прежние годы никаких других общественно-полезных начинаний с их стороны не было».
Надо заметить, что первое коллективное обращение верующих было 12 сентября 1988 года. И весьма радует то, что инициатива и дальнейшая полемика о передаче церкви верующим признавалась в те годы общественно-полезной. Прошедшая четверть века с того времени лишь подтвердила это.
Конечно, формулировка «при широком участии или поддержке общественности» в советское время была достаточно стандартной и часто употребляемой, но по прошествии нескольких десятков лет, при чтении документов, это выглядит уже совсем по-другому.
Сейчас можно сказать, что верующие наряду с церковным служением в этом храме ведут и культурно-историческую просветительскую деятельность. При храме бережно хранятся предметы археологических раскопок, и это маленький музей. Здесь же проходят выставки старинных книг и православной литературы, небольшие концерты и спектакли. Работает воскресная школа и летний лагерь для детей.
Сегодня православный храм – это хранитель не только веры и духовных традиций, но и в целом всей традиционной русской культуры. Поэтому все прежние оппоненты могут спокойно пребывать в мире и радоваться, что все главные предложения общественности воплощены в жизнь!
В апрельском номере «Православной встречи» мы еще вернемся к подробностям, связанным с историей храма Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сейчас лишь хочется добавить, что наш общий храм к своему главному празднику получил удивительные подарки. Благочинный церквей Кимрского района, памятуя о том, что в советский период достаточно много было в кимрских храмах верующих из Дубны, подарил точную копию дореволюционного образца ложечки для причастия из Преображенского храма.
Работник Ратминского храма Вячеслав Пелевин, выросший в стенах этого храма, подарил для алтаря лампаду сканного плетения, изготовленную на Софринском заводе церковной утвари в 50-х годах прошлого века.
Теперь в храме Похвалы будут храниться новые святыни: частица мощей святого преподобного Александра Свирского и частица пояса Богородицы, к которому несколько лет назад в Москве было огромнейшее паломничество.
Во время празднования благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков наградил благодарственными грамотами от имени митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия нескольких прихожан храма за усердные труды на благо Церкви: Георгия Аветисяна, Ивана Груздева и Наталью Егорову, а также поблагодарил всех присутствующих за молитвенное единение и пожелал всем, кто когда-либо трудился и помогал при строительстве и реставрации храма, благотворителям и просто прихожанам многая и благая лета.
Елена Злобина
02.04.15