РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Ваши вопросы священнику

Задать вопрос священнику в телепередаче "Точка отсчета"

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна.

Используйте алфавитный указатель для выбора темы вопроса.

А Б В Г Д ...

БЕС(Ы) (См. также ДЬЯВОЛ)

  1. Победа над дьяволом
  2. Виноват сглаз
  3. Что отличает истинную веру?
  4. Что делать с подарком?
  5. Плохо после причастия
  6. Дала зарок
  7. Власть дьявола разрушена Христом
  8. К нам пришла ясновидящая
  9. Правда астрологии?
  10. Вред от завистников
  11. Грех во время молитвы
  12. Кто-то мучает мужа
  13. Живу в аду

Победа над дьяволом

Почему Бог не покончит, наконец, с дьяволом?

Именно это произойдет, согласно христианскому учению, во время Второго Пришествия Христа и Страшного Суда. Но пока нам дано время, и продолжается земная история человечества.
Основным признаком разумных существ, людей и ангелов, является свобода выбора между добром и злом. Свобода является свободой только тогда, когда существуют её естественные последствия, - плоды нашего свободного выбора. Свободный выбор превратил ангела в дьявола. Как повествует Библия, дьявол обольстил и человека. Но это есть та свобода, которая неотъемлемо присуща и ангельскому миру, и человеку. Поэтому покончить с дьяволом, - а продолжая эту логику нужно в таком случае покончить и с человеком, - это значит, уничтожить не только право на свободу, но вместе с ним и право на жизнь у тех, кто этой свободой обладает.
Однако надо сказать, что Евангелие открыло перед человеком возможность лично для себя покончить с дьяволом, - т. е. отвергнуть общение с ним, раскаяться в своих грехах, и верить в Христа. Человек может сделать это в своём сердце уже сейчас. Отречение от сатаны и сочетание с Христом содержит сам чин святого крещения в православной Церкви. Это и есть путь земной жизни для верующего человека – не роптать на свободу выбора, а сделать правильный выбор самому.
Если же человек расстаться с дьяволом не хочет, то вопросы о том, почему Господь не покончит с ним Сам, становятся простым лицемерием.

Виноват сглаз

Очень надеюсь, что вы мне ответите. У меня горе, муж уходит к другой, но мы венчаны, и у нас трое детей. Я ездила к старцам, и они мне говорили, что эта женщина сделала ему на всю жизнь. Как мне быть, я не знаю. Грехи уныния и отчаяния стали моими спутниками, но ведь у меня трое детей, он оставил меня без средств к существованию. Помогите гибнущей душе.

Я не знаю, что за старцы сказали вам такую бессмыслицу, но мы, как люди, которые верят в Бога, твердо должны понимать и верить, что судьба человека исходит именно от Него – а не от каких-нибудь обольщенных бесами бабушек (колдуний, и пр.). «Судьба человека – от Господа» (Притч 29. 26).
Но дает нам ту или иную судьбу Господь в соответствии с тем, куда мы сами направляем свое сердце, и как мы живем – ибо именно своими грехами человек разрушает свою жизнь. Поэтому единственный путь к спасению – внимательно посмотреть на свою совесть и свою жизнь, и со смирением попробовать понять: почему именно мне всё это попущено всеблагим Богом? Ведь суды Господни – истина, все праведны (Пс. 18,10).
В вашем случае очевидно, что вам есть о чем подумать. Ведь вы прожили с мужем не один год, венчались с ним, родили трех детей. Все на земле имеет свои причины, начала и концы. Вы во всем вините что-то мифическое, что кто-то сделал «на всю жизнь», - и не пытаетесь подумать о том, что есть, очевидно, и реальные причины, что-то во мне самой, что привело к такой тяжелой ситуации. Подумайте: что я сделала, или не сделала, для развала семьи? Такое рассуждение может привести к пониманию себя, покаянию и благому изменению в жизни.
Ничего безысходного нет для человека, который искренне раскаивается в своих грехах, и встает на путь исправления своего сердца. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19).
Молитесь Богу. Не всесилен дьявол, и ничего не может сделать, тем более «на всю жизнь», если по нашим грехам не попустит этого Господь.

Что отличает истинную веру?

Я посещаю молитвенные собрания христианской церкви, которую церковные газеты называют “харизматы – пятидесятники”. Ваши газеты всегда очень сильно ругают нашу церковь. Но я с ними не согласна по вполне объяснимой причине. На наших собраниях все люди чувствуют реальное действие Божественной благодати, сошествие Святого Духа. Я тоже всегда чувствую настоящую, подлинную благодать. Разве ощущения человека, ощущения благодати не являются главным доказательством истинности веры? Что ж, по-вашему, тогда отличает истинную веру?

Все наши ощущения принадлежат к области чувственного восприятия этого мира. Непосредственное же общение души человека с Богом лежит в области духовной. Когда Адам был выгнан из Рая, он потерял это общение. Поэтому сейчас мы его не имеем. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, - говорит апостол Павел, - потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор.2:14).Смысл Евангелия заключается в том, что оно снова открывает падшему человеку путь на небо, к утерянной вечной жизни и Богообщению. Но путь этот оказывается уже не таким простым. Он требует искреннего покаяния, терпения, и несения своего креста в этом мире. Немногие находят его, и немногие готовы действительно по нему идти. Но соблазн всё-таки вступить в богообщение, и вкусить благодати, возникает у многих. Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, - говорит Евангелие (Матф.7:13). Однако бездуховный человек, которого апостол Павел называет человеком душевным (в отличие от духовного), не может знать, что такое благодать Божия. Поэтому его поиски «духовности» остаются лишь на душевном уровне. Здесь он обретает разные душевные ощущения, и нередко склонен принимать их за духовные. Но на самом деле общение, как правило, происходит не с Богом, а всего лишь с тем древнем змеем, который еще в раю открыл глаза на чувственное восприятие мира нашим прародителям.
Если человек попал в руки такой «духовности», то выйти из неё бывает ему очень трудно. Дьявол легко удерживает его в своей власти. В харизматических сектах все обычно бывают полностью уверены, что ощущают истинную благодать, как написали и вы в своём вопросе. Православная же Церковь всегда очень внимательно относилась к проблеме правильного понимания духовной жизни. Ибо на самом деле только действительно духовный человек может отличить Благодатную жизнь человеческого сердца, примиренного с Богом, от экзальтированных и восторженных состояний, в которые приводит её общение с падшими духами.

Если хотите, я приведу два примера различения духов из духовного наследия Церкви. Вот, повествование из статьи Святителя Игнатия (Брянчанинова) «Об Иисусовой молитве» (в некотором сокращении):
«Со мною был следующий, достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, …. я заметил в нем что-то особенное… Я начал просить его: ”сделай милость, научи меня молитве. Ты живешь в первом монашеском месте на земле, среди тысяч монахов: в таком месте и в таком многочисленном собрании монахов непременно должны находиться великие молитвенники, знающие молитвенное тайнодействие и преподающие его ближним, по примеру Григориев Синаита и Паламы, по примеру многих других Афонских светильников”. Иеросхимонах немедленно согласился быть моим наставником, — и, о, ужас! С величайшим разгорячением начал передавать мне способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он — в страшном разгорячении! У него разгорячены и кровь и воображение! Он — в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в прелести! Дав ему высказаться, я начал понемногу, в чине наставляемого, предлагать ему учение святых Отцов о молитве, указывая его в Добротолюбии, и прося объяснить это учение. Афонец пришел в совершенное недоумение. Вижу: он вполне незнаком с учением Отцов о молитве! При продолжении беседы говорю ему: “смотри старец! Будешь жить в Петербурге, — никак не квартируй в верхнем этаже; квартируй непременно в нижнем”. От чего так? Возразил Афонец. “От того, отвечал я, что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга в Афон, то убьешься до смерти: если же понесут из нижнего, то только ушибешься”. “Представь себе” — отвечал Афонец — “сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!” ... Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: “Что сделал ты со мной? ... все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним”. Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии...»

И второй пример: «Ученик. Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвой?
Старец. Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. (Говоря вашими словами - почувствовал реальное действие Божественной благодати, сошествие Святого Духа). При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал рассказывать о своих видениях, — что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам мысль убить себя?” — “Как же!” — отвечал чиновник: “я уже был кинувшись в Фонтанку, да меня вытащили”. Оказалось, что чиновник … разгорячил воображение и кровь, причем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, дьявол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, — и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами: благоухание и сладость, которые он ощущал, были также чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественные состояния вполне духовны… Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа, и неправильность состояния, доставляемого способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. “Как отказаться мне от явной благодати!” — возражал он». (Надо заметить, что и эти слова как будто прямо процитированы в вашем вопросе).
«Вслушиваясь в рассказ чиновника о себе, - пишет далее святитель Игнатий, - я почувствовал к нему неизъяснимую жалость ... Точно: находящиеся в бесовской прелести возбуждают к себе сожаление, как не принадлежащие себе и находящиеся, по уму и сердцу, в плену у лукавого, отверженного духа. Представляют они собой и смешное зрелище: посмеянию предаются они овладевшим им лукавым духом, который привел их в состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни плена своего, ни странности поведения, прельщенные не понимают, сколько бы ни были очевидными этот плен, эта странность поведения. Прельщенный, признающий себя сосудом Божественной благодати, презирает спасительные предостережения ближних».

Мы не можем ощутить благодать чувственно. Она выше всяких чувств. Поэтому наши чувственные ощущения благодатью быть не могут. Ошибкой было бы принять за благодать, например, то, что ощущают члены племени Тумба-Юмба, когда пляшут под барабаны и бубны вокруг костра, или ревущий стадион поклонников тяжелого рока. Конечно, каждый человек свободен искать то, что он хочет. Но плохо, если он перестаёт трезво рассуждать, и не понимает сам, что именно он ищет, и что находит.
Чтобы найти «благодать», о которой пишете вы, не требуется больших усилий. Достаточно, например, купить билет на рок концерт, или прийти на собрание харизматической секты. Истинную же благодать Божию, как уже говорилось, стяжать очень непросто. Путь этот узкий и врата тесные, и немногие находят их (Матф.7:14). Однако двери храма открыты для всех, и кто действительно ищет спасения, обязательно находит его (Матф.7:8).

Смотрите еще темы: БЛАГОДАТЬ, МОЛИТВА - Чувственные образы, самовнушение, ложная молитва, ПРЕЛЕСТЬ, Христианские секты, ХАРИЗМАТЫ-ПЯТИДЕСЯТНИКИ

Что делать с подарком?

Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить в такой вот ситуации: Муж подарил мне кулон-эмблему Версаче (кто говорит, что это солнце, кто голова медузы гаргоны, и что этот кулон нельзя носить православным), но что же мне делать, т.к. вернуть в магазин нельзя, а муж обижается, что я не ношу его подарок, может быть можно освятить эту вещь и носить??! Заранее благодарю вас за ответ!

Главное в вашем вопросе, и вообще в земной жизни - это то, что муж вас любит, дарит подарки, и хочет, чтобы они вам нравились. Это нужно всеми силами хранить.
Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого, - говорит апостол Павел (1Кор.8:4). Другими словами, бояться каких-то изображений самих по себе было бы неразумно. Правда, и окружать себя языческими символами, в которых, по мнению язычников, жили «боги», т.е. бесы, вряд ли будет по душе человеку, верующему в Христа.
Поэтому надо постараться проявить мудрость. Господь благословляет людей, ищущих мира. При искреннем стремлении к миру в семье Он даст путь, хранящий любовь, и разрешающий противоречия.
Но тот «выход», который предложили вы, не имеет смысла. В христианстве нет магических способов влиять на вещи, да это и не нужно, ибо, как уже упоминалось, идолопоклонство имеет смысл только для суеверных людей, и от идолов нас хранит вера и здравый смысл. Молитвой «на освящение всякой вещи», которая обычно есть в молитвословах, и окроплением святой воды, можно лишь испросить благословение Божие на использование любой вещи в соответствии с её предназначением.
Да поможет вам Господь лучше понять христианское учение и сохранить мир и любовь в вашей семье!

Смотрите  еще темы: СИМВОЛЫ (знаки, числа, названия и т.д.), УКРАШЕНИЯ НА ШЕЕ (ОДЕЖДЕ)

Плохо после причастия

Батюшка, от чего бывает плохое душевное самочувствие после причастия, и вообще посещения богослужений? Может, я плохо исповедуюсь, ибо нету достаточного сокрушения о грехах. Приступаю к чаше с неразрешенными грехами. Или следует обратить внимание на подготовку к таинству? Как разрешить проблему?

Плодотворность исповеди, причастия, и вообще всего, что имеем мы в традиции Церкви, зависит от того, как мы живем, и как творим евангельские заповеди. Но об этом вы ничего не пишете.
По-видимому, вы слишком формально относитесь к вере, и поэтому она теряет для вас свою реальность. Вот, например, вы пишете, что у вас нет достаточного сокрушения о своих грехах. Но какой формальный признак достаточности вы хотите иметь? Сколько у каждого из нас есть понимания своих грехов, столько мы и каемся в них. Покаяние у всех нас недостаточное. «Поистине не знаю о себе, полагал ли я начало (покаянию)», - сказал о себе Сисой Великий, когда приблизился к смерти. Но мы верим в милосердие Божие.
Далее вы говорите, что приступаете к Чаше с неразрешенными грехами. Что вы этим хотите сказать? Все грехи формально перечислить невозможно. Однако вы искренне исповедались, как могли, и священник прочитал разрешительную молитву. Какие основания могут существовать, чтобы не верить в это таинство? Предполагаете вы и еще одну формальную причину своих проблем – плохую подготовку к таинствам. Но что вы под этим имеете в виду – тоже неизвестно.
Поэтому получается, что спрашиваете вы ни о чем. Наверное, в этом и заключается ваша проблема: всё внимание вы сосредотачиваете на понятиях, которые оказываются лишь внешней формальностью, и никакого реального содержания в себе не несут. Не удивительно, что после этого на душе у вас остаётся лишь пустота и тяжесть.
Посоветовать же вам можно только одно: постараться обрести веру, которая наполнила бы вашу жизнь смыслом, и направила на путь евангельских заповедей. Тогда таинства Церкви будут питать вашу душу, и на сердце у вас будет мир. Если же мы в чем-то согрешаем, то надо со смирением каяться в этих грехах на исповеди. Непосредственно связывать своё эмоциональное состояние с участием в Таинствах ни в коем случае нельзя. У человека могут быть свои эмоции и страсти, в том числе и болезненные. Сразу они не врачуются, и их надо терпеть. Таинства же мы принимаем не эмоциями, а верой. Напрямую с участием в Таинствах можно связать лишь те беспокойства, в основании которых лежат конкретные обличения совести. Но они как раз и открывают нам путь сокрушения о своих грехах и покаяния, - чего, по вашим словам, вам не хватает.
Но главное, хочется повторить, это обрести веру, которая давала бы смысл вашей жизни, и саму жизнь по вере, т. е. по евангельским заповедям. Тогда таинств Церкви, и подготовка к ним, перестанут угнетать вас своим отвлеченным формализмом.

Смотрите  еще темы: БОГОСЛУЖЕНИЕ - Посещение службы, БОЛЕЗНЬ - Душевная, ДЕТИ - Как пример веры и правильного отношения к миру, ИСПОВЕДЬ - Мнительность, ВЕРА - Как основание жизни и спасения, ВЕРА - На чем основывается вера, ПОКАЯНИЕ - Как начало и основание нашего спасения, ПРИЧАСТИЕ - Чувства и ощущения, СОВЕСТЬ, ТАИНСТВА, ТРАДИЦИЯ (ИИ) - Отношение к традиции, ВЕРА - Путь к вере, ВЕРА - Поверхностное (формальное) отношение к вере, ГРЕХ - Нечувствие к своим грехам и непонимание их, ИСПОВЕДЬ - Подготовка к исповеди, ПОКАЯНИЕ - Возможные причины бесплодности покаяния.

Дала зарок

Я не знаю, верю ли я в Бога… никогда не посещала служб и не ходила на исповедь. Меня крестили, когда мне было 7 лет – помню, что было холодно и стыдно, потому что была почти нага. В глубине себя верю в некую высшую силу, которая, возможно, управляет нашей жизнью. Эта единая сила, по моему разумению и представлению о мире, и есть тот Бог, единый во всех религиях и течениях. В то же время я, наверно, язычница – так как верю или придумываю себе различные приметы и знаки. Еще верю в интуицию, которая точно также может быть и проведением свыше.
Это предисловие – теперь попытаюсь изложить суть моего письма.
Я давно, пообещала этой самой высшей силе (если так можно выразиться) свое будущее благополучие (если оно предусматривалось в моей жизни). Взамен на благополучие своих родных… На тот момент я очень переживала за них; и с просьбой, чтобы у них все было хорошо я «отдала» свое будущее. Не знаю, помогли ли мои просьбы… не знаю… Хочу узнать, если я сейчас начну что-то предпринимать с обустройством своей личной жизни, может ли это навредить моим близким??? А вдруг и в самом деле было принято мое обещание??? А вдруг с моими родными что-то случиться, если у меня будет хорошо? Я верю в равновесие, верю в обратимость.
Понимаю, что мои слова звучат по-детски и даже глупо. Но я боюсь, ведь вина на мне останется… Заранее благодарю, и надеюсь на ответ

Рассуждая о Боге, о добре и зле, человек обычно самым печальным образом путается в своих мыслях, и противоречит самому себе. Причина этому одна: по существу, подобными вопросами никто всерьез не интересуется. Так и вы просто констатируете факт, что не знаете, верите ли в Бога, в высшую силу, или в приметы и знаки.
Однако, не имея никакого представления о «высших силах», вы все-таки пытаетесь войти с ними в общение, предлагаете им жертву, и боитесь, что это плохо кончится. Обратите внимание, не имея чем-то обоснованного представления о них, вы почему-то уверены, что они не могут творить добра по своей природе, и мы можем только что-то принести в жертву, чтобы отклонить зло от других. Если идти дальше этим путем, то человек приходит к языческому представлению о «высших силах» как об идолах, требующих приносить себе жертвы, т. е. о бесах. Не зная Бога, он легко втягивается в общение с падшими духами, и начинает верить в их влияние на свою жизнь.
Такая вера извращает жизнь человека, а иногда и прямо его губит, хотя душа, созданная по образу и подобию Божию, ищет добра. Так и вы решили пожертвовать собой ради счастья ближних. Не ведая о том, в этом намерении вы уподобились Христу, Который тоже не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:28). Т.е. Он пришел не для того, чтобы требовать от кого-либо жертвы, но чтобы принести Себя в жертву за людей. Я хочу милости (по отношению к ближнему), а не жертвы, - говорит Господь (Матф.9:13).
Единственная жертва, которую мы можем принести Богу – это наше покаяние в грехах и милосердие к людям. Пожертвовать собой ради ближнего для нас означает: служить ему, жертвуя своими интересами, а иногда и жизнью. Однако ваше представление о «высших силах» извращает всё на свой лад. В результате вместо любви и служения ближнему вы заключаете с ними некий фантастический договор и отказываетесь от своего счастья.
Исполнить свои обещания, и отказаться от своей жизни, у вас получится лишь в том случае, если её и так не будет. Ваше решение отдать своё счастье «высшим силам» на самом деле может свидетельствовать лишь о том, что пока настоящего смысла в своей жизни вы не видите. Была бы у вас, например, любовь, семья, муж и дети, то вы никому бы это счастье не отдали. Богу и не нужно отнимать у нас счастье. Наоборот, Он желает всем дать только благо. Проблема лишь в том, что мы сами от него отворачиваемся. Дьявол же только обманывает нас.
Своими настоящими проблемами, так же как и настоящей верой, вы как бы и не интересуетесь, и ничего об этом не спрашиваете. Это тоже следствие дьявольского обольщения, хотя как правило, и незамечаемого людьми. Однако как объяснить тот факт, что у вас до сих пор нет своей жизни, и вы даже не особенно стремитесь её иметь? Поэтому единственное, что можно сказать по поводу вашего вопроса – это обратить ваше внимание на непреложную истину: если вы останетесь со своим представлением о «высших силах», и не будете искать настоящее благо в своей жизни, то вы никогда не будете его иметь. Те «высшие силы», с которыми вы пытаетесь заключать соглашения, никакого блага ни вам, ни вашим родным, не принесут.

Смотрите  еще темы: БОГ - Ложное представление о Боге, ВЕРА - Путь к вере, ЧЕЛОВЕК - Падение человека и его последствия - Общение с дьяволом и падшими духами, ВЕРА - Поверхностное (формальное) отношение к вере, ЯЗЫЧЕСТВО

Власть дьявола разрушена Христом

Помогите мне, пожалуйста, разобраться. У кого Иисус Христос нас выкупил? Кому Он принес искупление за нас, за человеческий род?

Библия рассказывает нам историю падения первого человека, изгнания его из Рая, - а в Новом Завете говорит о новом Человеке, Христе, который родился от Девы Марии, и прошел путь крестных мук и смерти. Но Он не остался в аду, а воскрес и вознесся на Небо. Кто Мне служит, Мне да последует; - сказал Он, - и где Я, там и слуга Мой будет (Иоан.12:26). Все это описано в Библии, реально существует, и является целостным событием, взаимодействием личности человека и Бога.
Если человек действительно решит раскаяться в своих грехах и последовать Христу, то в Церкви он обретает путь к Богу. Господь Сам просвещает сердце верой, и часто человек может совсем не задаваться многими вопросами, а просто через веру и любовь к Христу последовать Ему в своей жизни. И когда я приходил к вам, братия, - говорит в послании к Коринфянам Апостол, - приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор.2:2).
Однако не все могут иметь столь непосредственный благодатный дар веры, как апостол Павел. И тогда на пути к Богу человеку помогает Священное Писание, богослужебные тексты, книги Святых Отцов. Всё это несет в себе великое богатство мыслей и образов, которые могут помочь приблизиться к вере, принять её своим сердцем. Например, о Христе Священное Писание и предание Церкви говорит не только как об Искупителе, но называет Его еще Ходатаем (1Иоан.2:1), Первосвященником (Евр.6:20), последним (новым) Адамом (1Кор.15:45), Лозой (Иоан.15:1,5), Дверью (Иоан.10:9), Путем, Истиной и Жизнью (Иоан.14:6). Однако надо иметь в виду, что каждый взятый по отдельности образ, или мысль, несут в себе только одну черту, одну грань, которая существует только в единстве со всей полнотой христианского учения.
Одной из главных мыслей, помогающей человеческому уму постигнуть пути нашего спасения, является мысль о восстановлении Христом падшей человеческой природы в Себе Самом. Христос, согласно этому пониманию, воспринял искаженную грехом человеческую природу, восстановил её в Себе, возвел на Небо, и этим нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Пет.2:21). Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет, - сказал Он (Иоан.12:26). Мысль эта является очень плодотворной – ибо говорит нам прямо, что делать: последовать Христу через выполнение Его заповедей.
Можно сказать, что именно она лежит в основании православного богословия, как науки о спасении. Но, все же, говоря о спасении, мы не можем избежать понятий жертвы и искупления. В Священном Писании, Богослужебных текстах, и в книгах Святых Отцов, мы часто встречаем мысли, например, о том, что Христос на кресте пригвоздил грех Адама; Его ранами мы исцелели; Он был за нас клятвой (т. е. принял проклятие вместо нас); искупил нас от работы дьяволу; воскрес Сам и совоскресил мир; подал миру великую милость, - и многие другие. Особенно часто звучит мысль, что Христос посрамил дьявола. Основывается она на том, что дьявол имел власть над человеком только потому, что мы сами его послушали, отвергли Заповедь Бога, и поэтому совершенно справедливо лишены Рая, и находимся у него в рабстве. Но Христос пострадал безвинно, поэтому теперь ложь дьявола открылась, и потеряла силу, - он больше не может своим обманом порабощать и губить человека, если тот верит в Христа, и имеет Его своим Ходатаем. (Иоан.8:32-36).
Поэтому вполне правомерно мы можем говорить о жертве и искуплении: Сын Человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих, - говорит Евангелие (Матф.20:28). Однако слово «искупление» никакой купли-продажи не подразумевает. Оно не имеет ничего общего с торгово-денежными отношениями, но обращает мысль к высшей правде, и имеет духовный смысл. Например, выкупить можно у кого-то, а искупить только перед кем-то. Выкупить можно вещь, а искупить – только вину, или грех.
Надо заметить, что в своем вопросе вы употребили именно слово «выкупил». Если речь вести о купле-продаже, то, действительно, становится непонятно, у кого же Господь нас выкупил, и как. Получается, что в жертву был принесен сам Сын Божий. Кому же было заплачено столь дорогой ценой? Есть два варианта: или Бог принес в жертву своего Сына самому Себе, или дьяволу. В обоих случаях получается полная бессмыслица и богохульство. Следующий вопрос: что, собственно, Он для нас выкупил? Если Христос принесен в жертву за все грехи вообще, то из этого следует вывод, что можно грешить как угодно, - ведь за всё уже заплачено. Примерно так принято рассуждать в протестантских организациях. В католической церкви высказывается другая версия. Согласно ей, Жертва принесена за первородный грех, грех Адама, - а за личные грехи мы должны откупиться покаянием, добрыми делами, или деньгами, пожертвованными на церковь.
Крайним выражением такого подхода к спасению явилось изобретение индульгенций, т.е. прямой продажи ценных бумаг по отпущению грехов, а также создание учения о Чистилище, - особом месте в загробном мире, где с человека взыскиваются те грехи, откупиться от которых в своей земной жизни он не успел. По-видимому, это нужно понимать как мысль, рассчитанную на реалии этого мира. Люди в нем обычно бывают чрезвычайно далеки от веры, и им легче рассуждать, как полететь на Марс, или как клонировать подобного себе человека в пробирке, чем понять, что значит последовать Христу. В такой ситуации католицизм и предлагает некоторое упрощенное представление о спасении, которое может хоть как-то уложиться в голове у обычного человека, - и при этом иногда, может быть, удержать его от грехов, и указать возможность обратиться для спасения в церковь.
Православная же Церковь хранит всё богатство христианской традиции. Это позволяет нам не сбиваться на ограниченные и ложные мысли, которые могут прельщать человеческий ум, когда он пытается рассуждать о высоких и непостижимых истинах веры.

Смотрите  еще темы: БОГ - Богопознание, БОГОСЛОВИЕ - Православное Богословие, ИНДУЛЬГЕНЦИИ, ИСКУПЛЕНИЕ, КАТОЛИЦИЗМ - Учение о спасении, СПАСЕНИЕ - Понимание спасения - «Юридическое» и «органическое»

К нам пришла ясновидящая

Мы с супругом люди верующие, хотя не всегда соблюдаем посты, не так часто ходим в церковь. Но стремимся исправлять свои ошибки, и быть более прилежными в вере. У нас года 3 назад совершенно случайно появилась знакомая обладающая даром ясновидения. Мы ни о чем ее не просили, она сама вызвалась посмотреть наше будущее. Я не хотела обижать женщину своим отказом. Она "видит" при помощи стеклянного шара, сказала о многих приятных событиях и т.д. Супруг был удивлен, что все предсказания сбывались, и приходил к ней еще несколько раз. Я попросила Богородицу, чтобы она защитила меня от предсказаний и на меня уже наша знакомая не гадает. Эта женщина говорит, что в предсказаниях нет ничего грешного, что это дает ей Бог. Я же считаю по-другому, но не могу убедить в этом мужа. Я считаю, этим мы высказываем недоверие к религии, к святым, которым молимся, и можем быть наказаны. Разъясните, батюшка, пожалуйста.

Относительно ясновидения вы рассуждаете правильно. Если вы с мужем не остановитесь на своем пути к Церкви, то Господь не оставит вас, и со временем муж тоже поймет свое заблуждение.
Дьявол соблазняет нас возможностью каких-то особых способностей и знаний. Но для жизни человеку вполне достаточно наших естественных способностей и веры. Зачем точно знать будущее, ведь оно в руках Божиих. В этом чудо нашей жизни: мы стараемся познать Бога, через жизнь по Его святым заповедям, и с благоговением принимаем то, что непостижимая рука Его Промысла творит в нашей жизни. Как написано в одной из утренних молитв: Тебя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящего непрестанно с нами великие и неисследованные, являющие Твою славу и вызывающие трепет дела, которым нет числа.
Точное знание будущего было бы равнозначно прекращению того, что мы называем жизнью. Сама попытка его узнать очень опасна, ибо, прельщая нас фокусами, дьявол имеет конечную цель погубить попавшего под его влияние человека. Да благословит вас Бог, и сохранит на пути к истине.
Смотрите  еще тему ЯСНОВИДЕНИЕ

Правда астрологии?

Есть наука астрономия, а есть астрология. Астрономия изучает небесные тела (созданные, как и все остальное, Богом), астрология «пытается» предсказывать будущее и определять духовное состояние людей путем «вычисления» результата от взаимного расположения (физического!) небесных тел. Церковь осуждает астрологию, но не астрономию. Тогда как Церковь может объяснить тот факт, что люди, родившиеся в один месяц, в большинстве своем имеют одинаковые черты характера? Наверное, слишком просто было бы сказать, что это очередная уловка врага – слишком очевидны совпадения! Или я все же заблуждаюсь? Просветите, пожалуйста.

Когда подобный вопрос некая женщина задала прп. Серафиму, и воскликнула: как же в приметы не верить, когда они сбываются! – преподобный ответил: а ты не верь, и не будут сбываться. Человек склонен находить подтверждение тому, во что поверил. А если ему в этом еще поможет отец лжи (Иоан.8:44), то совпадения будут, как вы пишете, «слишком очевидны!».
Само понимание характера человека настолько многогранно, что у любых людей можно найти общие черты. Например, вот перед нами врач - хирург и революционер-террорист. Мы можем сказать, что это люди совершенно разные, один спасает людей, другой их убивает. А можем сказать, что они родились под одной звездой, ибо оба проливают кровь, от обоих зависит человеческая жизнь, и проч. Главная же фундаментальная разница между ними состоит в том, что один служит добру, а другой – злу. Но это зависит от нравственного выбора человека, а совсем не от планет. Этот выбор к тому же может меняться, - скажем, человек может творить зло, а потом обратиться к покаянию и вере, под каким бы знаком Зодиака он ни родился.
Мысль об уловках врага вы тоже отвергаете напрасно. Например, Евангелие описывает случай, когда отец просит исцелить беснующегося сына, и говорит при этом: он в новолуния беснуется и тяжко страдает, (Матф.17:15). «Не луна причиной умопомешательства, - пишет по этому поводу святой Афанасий Александрийский, - а злотворный и коварный дьявол. Будучи не в состоянии иным способом принудить людей к идолопоклонству, он наблюдает новомесячие луны и в это время делает, что страждущий падучей болезнью вопит, чтобы родные больного поклонялись луне…».
Дьявол знает человеческую ограниченность и легко обманывает нас. Противиться же ему может только вера, которая несомненно знает, что судьба человека исходит от Бога, и зависит от расположения нашего сердца и от наших дел. Если же человек ищет причины происходящего с ним в расположении планет, то он никогда не поймет настоящих причин того, что с ним происходит, а дьявол, – именно потому, что человек в это верит - легко внушает всё, что захочет.

Вред от завистников

Когда есть сильное подозрение, что крещеному и верующему человеку, его здоровью и бизнесу причинили вред завистники при помощи магии, как вы посоветуете ему помочь, с каких молитв и треб начать, сталкивались ли вы сами с таким в своей практике?

Верующий и крещеный человек понимает, что всё – от Бога, и причину своих бед будет искать в себе, в своих грехах и ошибках. На этом пути мы обретаем спасение.
Беда, если вместо веры в Бога, мы будем верить в магические обряды, и бояться их. В этом случае мы, действительно, можем от них пострадать – ибо все дается по вере. Поскольку мы отвергли надежду на Бога, и верим в магию, то даем этим некоторую власть в своей жизни дьяволу и падшим духам, которые стоят за подобными вещами. Кроме того, опасно идти на поводу у своих подозрений. Они могут увести нас далеко от истины и ввести в тяжкие грехи осуждения, клеветы и пр. Приписывая причину своих искушений внешним обстоятельствам, мы не думаем о покаянии и исправлении своей жизни, и этим загоняем себя в тупик. Мало помогут нам в этом случае и контрмеры в виде треб и молитв, которые сами рискуют превратиться в белую магию, и сделать нас посмешищем для бесов.
Один путь ведет к спасению – покаяние, исправление своего сердца, терпение, и вера. Возможность идти этим путем открывает традиция Церкви, которая предлагает нам пост, молитву, исповедь и причастие Святых Таин. Тогда, со смирением, мы сможем молиться и о наших нуждах, - и о здоровье, и о благословении на наши дела. Это может быть и частная молитва (те молитвы, которые есть в нормальных православных молитвословах), - и молебен в храме.

Грех во время молитвы

Прошу вас помочь мне. Я совсем запуталась. Когда читаю молитву, мне как будто назло в голову очень греховные мысли лезут. Я не хочу естественно этого, но так получается. Как будто это против моей воли. Я столько раз грешила против Господа нашего, может это мне наказание? Иногда кажется, что с ума схожу. А поговорить на эту тему не с кем - не поймут (если даже я себя не понимаю). А вчера вообще подумала, что мне без молитвы лучше, и много чего другого очень богохульного. Помогите мне, пожалуйста. Я слышала, что существует отчитка. Может ее надо совершить.

Нет ничего странного в том, что нам в голову лезут, греховные мысли. Нам трудно иметь память о Боге, и мысли наши постоянно рассеиваются.
Сами по себе помыслы приходят не от нас, и ни один человек сам поток помыслов остановить не может. Греховные помыслы нужно просто стараться не принимать и выбрасывать из головы. Ни в коем случае не надо размышлять над содержанием подобных помыслов, а лучше и вообще об них не вспоминать. Об этих помыслах, действительно, лучше никому не рассказывать, - вы правильно говорите: не поймут. Но на исповеди надо обязательно каяться в греховных помыслах, особенно если мы их все-таки принимали, или услаждались ими.
Более того, нападение помыслов может даже приносить нам пользу. Вот что пишет, например, Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающегося молитвою хорошим признаком: от борьбы с греховными помыслами получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием».
Честно говоря, странно то, что для вас всё это оказалось новостью. Что мешает попросить совета у своего приходского священника, или прочитать, что пишут о молитве Святые Отцы? Без правильного подхода к молитве и совета вам будет очень трудно научиться молиться. Путаться же здесь совершенно не в чем. Надо просто смириться, и бороться с греховными помыслами по мере сил, т. е. стараться их выбрасывать из головы, и возвращать внимание к молитве. Вы пишете, что много грешили против Господа нашего, и предполагаете, что помыслы одолевают вас вследствие прошлой греховной жизни. Очевидно, так оно и есть. Иначе просто не бывает. Мы привыкли грешить, и мысли наши постоянно склоняются к греху.
Рассеянная молитва, действительно, не приносит пользы, и у вас возникла правильная мысль, что лучше так не молиться. Однако надо не бросать молитву, а постепенно, начиная с малого, трудиться и исправлять свои ошибки. Если мысли убегают от содержания молитвы, то нужно со смирением их возвращать, и стараться хотя немного, но со вниманием помолиться.
В такой внутренней борьбе нет ничего странного, и бороться с греховными помыслами приходится каждому христианину. Здесь нет никакого повода сходить с ума, или ехать на отчитку. Вряд ли отчитка заменит смирение, терпение, и определённый труд, который необходим для того, чтобы научиться молиться, и вообще жить в христианской традиции. Лучше нам потерпеть Господа, потому что попускает Он всё это по нашим грехам, и ждет нашего исправления.

Смотрите  еще темы: ИСПОВЕДЬ - Помыслов, МОЛИТВА - Чтение молитв. Молитвенное правило, ПОМЫСЛЫ - Почему одолевают помыслы. Борьба с помыслами

Кто-то мучает мужа

Помогите, пожалуйста, советом. Мой муж говорит, что его кто-то мучает (сам он не верующий), он не знает кто - Бог или дьявол, но ему очень плохо. Из-за этого выпивает... бывает, по несколько дней подряд, а потом вдруг наступает успокоение. А потом опять. Иногда, когда выпьет, вижу ужасный, нечеловеческий взгляд, такой, какой я никогда не видела... и это всего лишь на несколько мгновений, потом становится как обычно. Он хороший, умный, добрый, положительный человек... но наступают периоды агрессии и самодеструктивности... когда он уже открыто пытается с этим бороться, но ему все хуже. Чувствую, он хочет поверить в Бога, но не может, его что-то держит. Слушает как завороженный христианскую музыку и не понимает, почему это так на него влияет. Я не знаю, как ему помочь. Я молюсь, чтобы Бог ему помог и поддержал, чтобы он способствовал его оздоровлению, но видимо этого не достаточно. Может, есть какая-нибудь церковная служба (извините, не знаю, как правильно назвать - я не русская), которую можно заказать в церкви и которая ему поможет. Или попытаться убедить его пойти со мной в церковь?
Я очень нуждаюсь в вашем совете, потому что я не знаю, что делать.

Спасает человека вера. Если человек действительно захочет понять причины своих проблем, и взыщет спасения, то он обязательно найдет путь покаяния, и сможет понять благую весть о спасении (так переводится с греческого слово «Евангелие»). Это и есть вера. Но к вере вашему мужу, как и вы пишете, надо еще прийти.
Но здесь есть очень важный момент. Если вместо веры человек будет искать лишь способа облегчить свое состояние, то он ничего не найдет. К Христу приходят лишь те, кто ищет именно Его. Здесь всё зависит от самого человека – от того, к чему он стремится в глубине души. Вы же можете только проявить любовь, стараться помочь мужу, и молиться за него. Прямое давление, или убеждение пойти в Церковь, как правило, совсем не помогают прийти к вере, скорее наоборот.
О том, на каких службах можно молиться о муже в церкви, вам лучше всего узнать в своем приходском храме. Существует сугубая молитва о наших нуждах – молебен, так же можно поминать верующих людей на Литургии.
Существует и так называемая «отчитка», т.е. изгнание падших духов (бесов) из человека. Но относиться к таким вещам нужно очень осторожно, а без веры она точно не принесет никакой пользы. В любом случае, начинать нужно не с неё, а с воцерковления в своем приходском храме. Это самый разумный, традиционный, и безопасный путь. Состоит он в том, чтобы раскаяться в своих грехах, и со смирением молиться Богу, исправляя свою жизнь, и участвуя в святых таинствах Церкви – исповеди и причастии Святых Таин.
Да поможет Господь вам и вашему мужу обрести этот путь!

Смотрите  еще темы: БЕСНОВАНИЕ, ВЕРА - Путь к вере, ВЕРА - Поверхностное (формальное) отношение к вере, ОДЕРЖИМОСТЬ

Живу в аду

Начиная с 10 февраля я живу в аду (я не знаю, каков ад для грешников, но моё состояние хочется назвать именно так). Утром 10 февраля, придя домой с работы, я решил зайти в интернет, и зашёл на сайт атеизма. <...> На этом сайте я просматривал статьи, и <…> в тот момент согласился, что это нелепость, может даже ухмыльнулся. А потом, выйдя с сайта, я впал в ужас, ведь всё писание Богодухновенно, и получается, что я хулил Святого Духа. Я писал и спрашивал у священников, все вроде меня разуверяли, но мне становилось всё хуже и хуже. Особенно на работе, я впадал просто в какое-то неописуемое состояние, истерики. Во время проблесков надежды, я просил Господа, чтобы он дал мне знак, что у меня есть шанс спасти свою душу, тогда бы (думал я, брошу покуривать, изменю отношение к алкоголю, буду прилежно соблюдать посты, утренние и вечерние правила, по воскресениям бывать в храме и т.д.) В одно утро я встал и занялся своими делами, потом подумал, что я как-то странно спокоен. Я решил, что это Божий знак. Вечером я затянулся несколько раз сигаретой, и впал в ужас ещё больший, чем был. А вдруг, когда я молил Господа, я говорил или думал о немедленном отказе? Опять хула. Можно предположить, что причина в изменившемся настроении была иная, но я-то воспринял её как Знак Божий. Следовательно, осознанно противился. Сейчас ненавижу самого себя и жалею. Молю Господа сказать мне, есть ли у меня шанс на спасение, или душа моя по грехам уже предопределена в ад? Наверное, только голос Божий (не знаю в какой форме) убедит меня, есть ли у меня шанс спасти душу, или ад уже ждёт её, за грехи.

Я думаю, что вам не хватает веры в Христа. Её вы пытаетесь подменить своими соображениями о Боге, - помнит ли Он нас, или не помнит, простит те или иные грехи, или не простит. Одновременно покаяние вы подменяете психоанализом – что я говорил Господу, что при этом имел в виду, и проч. Если вы будете и дальше идти на поводу у подобных помыслов, то они так и будут мучить вас, прока не сведут с ума. Альтернативой этому дьявольскому делу является вера в Евангелие. Если вы обратитесь к вере, то увидите, что мысли эти на самом деле не стоят и выеденного яйца. Господь все прощает кающемуся человеку, без каких-либо исключений, и даже говорит, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лук.15:7). Останется только одна задача: обрести этот благодатный дар веры и упования на Бога.
Правда, можно заранее сказать, что выбросить из головы все бессмысленные рассуждения, которыми сейчас дьявол мучает вашу душу, будет, очевидно, тяжело. По-видимому, вы уже крепко сжились с ними, так что оставлять так просто не захотите. Но другого пути к спасению нет. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, - говорит Христос (Матф.16:24). Отвергнуться от своих страстей (а в данном случае от своих ложных помыслов) для падшего человека всё равно, что отвергнуться себя. Но с Божией помощью всё возможно, - в этом и состоит христианская вера.
О хуле на Духа Святого сказано, что она не прощается, потому что хула на Духа, это состояние, в котором человек считает зло за добро и истину. Это состояние, в котором находится и сам дьявол. А не может проститься эта ложь лишь потому, что ни дьявол, ни те из людей, которых ему таким образом удалось обольстить, обратиться к покаянию не могут. Они не могут раскаяться во зле, потому что для них зло – это и есть добро. Это безумие, которое для нормального человека совершенно непостижимо. Дьявол знает Бога, и осознано воюет с ним, и с тем благом, которое исходит от Него. Поскольку вы не радуетесь своим грехам, а, наоборот, мучаетесь и страдаете от них, то о хуле на Духа говорить было бы глупо.
Помыслы враг всевает всем людям. Однако та степень влияния, которую вы им предоставили над собой – это действительно ваш грех. Хорошо было бы вам понять, почему это произошло, и раскаяться в своих грехах. Но для этого вам недостаёт веры в Христа. Сейчас вы видите свои грехи в том свете, а точнее говоря, во тьме, в которой их представляет дьявол. Вера же даёт нашему сердцу настоящий свет, в котором мы можем увидеть путь покаяния и надежды. Почему-то вы твердо выбираете тьму, и ни о чем другом слушать не хотите. Вы пишете, что спрашивали у священников, и все вас разуверяли в том, что это хула на Духа, но верить этому вы совсем не склонны.
Отвергая веру, вы хотите опереться на гадания и знаки от Бога, и даже ждёте голоса Божия, чтобы узнать, есть ли у вас шанс на спасение. Подменяя веру суевериями, вы не придете к Богу, и никогда ничего от Него не услышите. Если же услышите, то твердо знайте, что голос этот не от Бога.
Так же из неверия в милосердие Божие возникает желание как бы откупиться от Него поспешными обещаниями и клятвами. Мы представляем Бога прокурором или бандитом, которого надо всячески задобрить, чтобы избежать неприятностей. Однако на самом деле это представление относится не к Богу, а к дьяволу (с которым мы и входим в общение, принимая всеваемые им помыслы). Бог же ничего общего с этим не имеет. Он есть любовь, и хочет от нас только одного – чтобы мы обратили к Нему своё сердце, т. е. обратились к покаянию и вере. Если будем со смирением исповедовать перед Ним свои грехи, то Он всё нам простит, и во всём поможет.
Дьявол же мучает нас тем, что заставляет давать обеты, которые выполнить мы не можем. Вот, вы даете обещание не курить, но поскольку в таком обещании нет ни смирения, ни упования на помощь Божию, выполнение его своими силами оказывается для вас невозможным, - и это опять приводит вас в отчаяние.
Я не знаю, что вы подразумеваете под словами: «изменить отношение к алкоголю». Здесь опять отсутствует вера, и понимание традиции Церкви. Ведь отношение к алкоголю у нас, верующих людей, может быть только одно – то, которое существует в учении и традиции Церкви. Церковь никогда не считала само по себе вино за зло. Но вред приносит злоупотребление (т.е. употребление во зло - слово это говорит само за себя). Поэтому если вы видите, что злоупотреблением вина приносите себе вред, то постарайтесь по мере сил исправлять это зло. А иногда бывает лучше и вообще не пить. Если же избежать злоупотребления не удастся - то у нас остаётся путь покаяния и исправления, с Божией помощью, своей жизни.
Всякая хульная или даже просто праздная мысль, если мы её принимаем, является грехом. Но нам, христианам, открыта великая любовь Божия, которая ведет нас по пути покаяния и теплого упования на Его милосердие. От этой веры нельзя отступать. Верующий человек всегда должен твердо отсекать все помыслы, которые этому упованию противятся. Ибо иначе они уведут нас с пути веры, и отдадут во власть падших духов, которые бесконечно будут мучить нас помыслами и ввергать в грехи, - чего с нами да не будет!
Смотрите  еще темы: ВИНО - Отношение Церкви к вину, КУРЕНИЕ, ОБЕТ(Ы), ПОМЫСЛЫ - Хульные помыслы

 

В начало страницы
Сайт дубненско-талдомского благочиния РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Дубненско-Талдомское благочиние, официальный сайт
Новости и объявления | Храмы | Расписание | История благочиния | Газета "Православная встреча"
Воскресные школы | Наука и религия | Ссылки | Контакты | Поиск | Карта сайта
© DUBNA-BLAGO.RU 2009-2018